В святой день Рождества Христова во всех концах земли хор Вселенской Православной Церкви едиными устами произносит чудесные слова молитвы «Нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». Мир обратился к Сыну Божию. Ангелы славословили, люди несли дары. По традиции в этот день дети получают подарки от взрослых. Рождество Христово — праздник всех детей на свете. Богомладенец имел любовь Отца Небесного и Матери, и заботу земного попечителя — благообразного старца Иосифа. Так, Сам Господь дал грядущим поколениям христиан пример отношения к детям, которого мир ранее не знал...
Изменение отношения к христианским традициям в обществе повлекло за собой изменения в тех областях социальных отношений, которые были изначально основаны на христианских ценностях. Свято место пусто не бывает, и возврат к элементам примитивного языческого мироощущения оказался, к сожалению, неизбежным: если брак — не таинство, то что он такое? И зачем? До недавнего времени в сфере охраны и защиты детства была актуальной проблема воспитания детей разведенных родителей. Теперь она совершила «крутой поворот». По данным специалистов, каждый седьмой ребенок рождается в нашей стране вне брака, причем по некоторым областям этот показатель выше. Одновременно растет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них — малыши. Получается, что родители — люди, которые призваны Богом оказаться рядом с пришедшим в мир человеком, — первыми нарушают его социальные права: право знать обоих родителей и жить в семье, право на надлежащее семейное воспитание и заботу со стороны родителей, право на такие условия жизни, которые обеспечивают полноценное развитие и материальное обеспечение. Святое Евангелие от Матфея, — стоящее первым в Новом Завете,— начинается родословием Иисуса Христа по мужской линии рода Давидова. Современные дети не всегда знают своих отцов. Господь творит чудеса Свои людям через святые иконы Пресвятой Богородицы. Известно, что современные матери проявляют агрессивность и жестокое обращение с детьми чаще, чем отцы. Поэтому многие дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имели тяжелый и болезненный опыт жизни в семье.
Господь устроил жизнь человека в мире так, что с первых дней его жизнь и развитие зависят от объема получаемой любви и заботы. Незнакомый мир постепенно становится знакомым через прикосновения родителей, которые одевают, кормят, купают малыша. Таким образом, развиваются познавательные возможности ребенка, у него формируется положительный интерес к окружающему миру. Отношения с родителями — это получаемые ребенком уроки любви и доверия к ближнему. В психологии это называется базовым доверием, — к взрослому, к людям. Как же трудно потом человеку жить, создать собственную семью и воспитать в ней детей, если он был лишен основы этого в детстве? Вот почему так быстро создаются и так часто распадаются семьи детей, с раннего возраста воспитывавшихся без попечения родителей. Огромное желание жить и стремление разделить с другим человеком жизнь, наполненную красотой и счастьем, приходит в противоречие с отсутствием всего этого в личном опыте, неумением выстроить отношения сотрудничества, организовать семейный быт. В результате — дети следующего поколения становятся новым звеном в цепочке несчастья.
Поэтому государственная семейная политика Республики Беларусь ориентирует педагогов и социальных работников использовать любую возможность оставить ребенка в семье и не лишать родительских прав папу и маму, если у них сохранилась самая малость человечности в отношениях с ребенком. Но если в семье имеет место угроза жизни ребенка, его духовно-нравственному и физическому здоровью, выбора не остается… Как ни парадоксально, но мать, от которой отвернулись уже все, — родственники, знакомые, и которую обходят прохожие на улице, — остается для своего маленького сына или дочки самым любимым, самым лучшим человеком на свете. На такое отношение способен только ребенок, потому, что он благодарен маме за любовь, пусть ее было немного. В этом смысловая основа его дальнейшего возрастания как человека. В детском доме, где его кормят и не бьют (в отличие от того, что было раньше), он плачет: «Хочу к маме!» и ждет ее всегда. Из всех людей он один не знает, что мама никогда не вернется к нему. И пытается убежать к ней, даже если не очень представляет себе куда.
Дальнейшие действия государственных органов опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без родителей, направлены на устройство ребенка в семью. Часто усыновителями, опекунами, патронатными воспитателями становятся родственники ребенка. Если это оказывается невозможным, его помещают в детский дом или школу-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и ищут для него новую семью через Национальный центр усыновления. Благодаря усилиям социальных педагогов и социальных работников многие дети обретают любящую семью. Но есть случаи возврата ребенка новыми родителями: «не подошел», не оправдал ожиданий. А на самом деле приемные родители оказались личностно и духовно незрелыми, или не сумели установить контакт с ребенком из-за отсутствия необходимых психолого-педагогических знаний. В результате — повторное предательство в опыте ребенка. Не так это просто, — встретиться на всю жизнь. Появилась новая форма устройства детей-сирот — детский дом семейного типа. Да, это заменитель, «идентичный натуральному». Но это лучшее, из того, что возможно в сфере интернатного воспитания. Он позволяет создать для детей условия, максимально приближенные к семейным, с естественными режимом и укладом жизни. Количество детских домов семейного типа увеличивается медленно, по мере возможностей общества и государства: их содержание, увы, стоит очень дорого…
После окончания обычной школы-интерната выпускники испытывают множество трудностей при вступлении в самостоятельную жизнь. Анализ опыта воспитания и обучения детей-сирот привлек внимание государственных и общественных организаций к вопросу о необходимости изменения сложившейся ситуации. И она действительно изменилась. С детьми стали обращаться намного лучше, гуманнее. Улучшилось финансирование детских домов и школ-интернатов как за счет государственного бюджета, так и за счет спонсорской помощи, в том числе из стран Западной Европы и Америки. Но… Результаты оказались не совсем те, что ожидались. Действительно, дети, оставшиеся без попечения родителей, получили многое в плане материального обеспечения, образовательных возможностей, социальных контактов. Дети стали лучше одеваться, питаться, выезжать в так называемые гостевые семьи за границу. Но к настоящему моменту ситуация такова: выпускники интернатных учреждений проявляют очень низкий уровень социальной зрелости. У них часто отсутствуют элементарные умения и навыки самообслуживания и самоорганизации: как приготовить себе поесть, постирать одежду, как самостоятельно решить, когда готовиться к занятиям, заниматься хозяйством, отдыхать. В условиях интерната дети не имеют возможности научиться распоряжаться деньгами, планировать ведение домашнего хозяйства. Они испытывают трудности в принятии необходимых решений и ответственности за то, что происходит в их собственной жизни. Появляется чувство одиночества, подверженность страхам и депрессивным состояниям. Отсутствие опыта самостоятельного поведения приводит ребят к попаданию в зависимость от неформальных группировок и сект, людей с асоциальным поведением. И так далее.
В настоящее время в Республике Беларусь на всех уровнях ведется работа по изучению и решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Научные исследования в данной области, разработка и осуществление соответствующих государственных проектов, безусловно, необходимы и, конечно, же дадут определенные практические результаты. Обеспечивается морально-психологическая, юридическая, материальная поддержка на первом этапе самостоятельной жизни, помогающая детям-сиротам получить работу, жилье, создать семью.
Но это только одна сторона вопроса — сведение к минимуму негативных последствий процессов, корни которых уходят в глубину человеческих душ. Рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — проблема духовно-нравственная, имеющая социальные последствия. В самом деле, ее решение во многом зависит от того, как ответит современный человек на вопрос, обращенный к себе: что такое для меня мой ребенок? Продолжение меня? Естественное последствие супружеских отношений? Будущее воплощение моих жизненных замыслов и нереализованных планов? Неизбежная необходимость в семье? Опора в старости. То, что останется после меня на земле… Для кого-то жизненно важная потребность, для кого-то обуза. Вариантов ответа множество. Поиск верного — главное средство в решении проблемы на уровне личности.
Праматерь Ева сказала очень просто: «Приобрела я человека от Господа» (Быт., 4; 1). Доверие к Богу, уважение к Промыслу Божию о людях, — о нас и наших детях,— единственный ключ к ответу на этот и многие другие вопросы.
Алла Русецкая, кандидат педагогических наук, магистр психологии.