Вопросы, касающиеся межконфессиональных взаимоотношений мы попросили прокомментировать настоятеля прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», руководителя Центра просвещения и милосердия Белорусского Экзархата, лауреата Государственной премии 1996 г. за «Духовное возрождение Беларуси» протоиерея Игоря Коростелева. Приход, которым руководит отец Игорь, имеет многолетний опыт международного сотрудничества.
— В современном многонациональном, многокультурном мире с модными идеями космополитизма и глобализации весьма популярна идея экуменизма. Что означает это понятие? Каково отношение Православной Церкви к экуменизму?
— Под термином «экуменизм» понимают стремление к объединению христиан различных конфессий в одну христианскую Церковь. Зачастую под этим словом понимают любое общение с инославными. В последнее время тема экуменизма стала особенно актуальной, в связи с процессом воссоединения Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей. РПЦЗ выступает с требованием выхода РПЦ МП из экуменической организации - Всемирного Совета Церквей. Об этой проблеме очень много написано и мне не хотелось бы повторяться, но проблема межконфессиональных отношений существует и на уровне прихода, и касается каждого верующего человека. Особенно в Беларуси, где большое количество смешанных в религиозном отношении браков.
— Как должен православный человек относиться к инославным?
— Существует официальная позиция Церкви по этой проблеме, и мы полностью разделяем её. Господь заповедал нам любить ближнего, как самого себя. Более того, Господь заповедал нам любить даже врагов наших! Другие, неправославные христиане — не враги, это люди заблудившиеся, но это ближние наши, созданные по образу и подобию Божию, к которым, как христиане, мы должны относиться с любовью. «Служение во имя спасения мира и человека не может ограничиваться национальными или религиозными рамками, как ясно говорит об этом Сам Господь в притче о милосердном самарянине». (Из Социальной концепции РПЦ).
Но внутри Церкви существуют и крайние точки зрения. Приверженцы так называемой «левой» позиции считают, что все направления в христианстве равноспасительны, важно, что человек верит во Христа, и не важно, к какой христианской конфессии он относится, с ними возможны совместные службы. А так называемые «правые» вообще отрицают всяческую возможность общения с инославными. Однако истина не в крайностях. Мы не должны бояться общения с людьми другой веры или иных христианских конфессий, и, конечно же, не будем ограждаться от них заборами и при входе в храм не будем спрашивать, какой веры человек к нам пришел. Мы должны научиться просвещать их, нести вверенное нам Господом спасительное Учение. А это гораздо труднее, чем свысока обличать и осуждать. Православные миссионеры шли к язычникам, не боясь потерять собственную правую веру. Вспомним пример апостолов или близких нам по времени апостола Православия в Японии архиепископа Николая (Касаткина) или прп. Германа Аляскинского. Сегодня благодаря их самоотверженным трудам существует автономная Японская Православная Церковь со служащими у престола Божия этническими японцами, а на Аляске мы видим православных алеутов... Господь заповедал всем нам - «Идите и научите все языки»…
Однако Господь основал на земле только одну Церковь, с которой Он будет до конца веков, и которая хранит Его учение в неизменном виде, без повреждений. За этой Церковью сонм святых отцов, простых верующих и богословов, которые оставили последующим поколениям Священное Предание — многовековой опыт духовной жизни, ведущий ко спасению. И эта Церковь — Православная, правильно славящая Бога. Но для православных верующих это не повод для того, чтобы превозноситься над другими христианами. Это обязанность, и тяжелая обязанность — сохранить неповреждённым и не искажённым учение Господа нашего Иисуса Христа. А сегодня мы наблюдаем великое множество церквей, называющих себя христианскими, но у которых разнятся не только обряды, но и догматика и смысл Христова учения. Чего мы никак не можем принять и с чем мы никак не можем согласиться.
— Каково Ваше отношение к межцерковным контактам? В чем видятся положительные моменты, где граница, за которую опасно заступать?
— Межцерковные контакты происходят в виде богословских диалогов, при проведении совместных конференций или семинаров по интересующим всех христиан проблемам, в сфере культуры и социальной работы и т.д. Такие контакты полезны для обеих сторон. Например, в 2006г. я участвовал в прошедшей в рамках межконфессионального диалога в 20-ю годовщину катастрофы на Чернобыльской АЭС очень интересной конференции на тему «Чернобыль как призыв к покаянию».
Наш приход имеет давние партнёрские связи в социальной области и культуре с христианскими общинами в Германии. В основном наши партнёры — лютеране. Но есть среди них и реформаты, и католики и старокатолики. То, что такое сотрудничество весьма плодотворно, — нет никакого сомнения. Благодаря такому сотрудничеству в нашем приходе работают мастерские, в которых трудятся 76 человек с умственными и физическими ограничениями. Наши партнёры с большим уважением и интересом относятся к Православной Церкви и к нашей вере. В германской церковной прессе печатаются статьи о совместной с нашим приходом социальной работе, о православной вере белорусов и жизни нашей Церкви, о ежегодных выступлениях в Германии приходского церковного хора.
В начале 90-х годов я искренне опасался таких контактов, полагая, что общение с инославными опасно и что они обязательно станут «соблазнять» в свою веру. Когда учащиеся нашей воскресной школы поехали на целый месяц в Германию, мы все впервые попали на лютеранскую службу. После службы дети засыпали меня вопросами: «Это что — служба такая? Это вообще разве служба?!» Реакция была однозначной – разочарование! Вместо того чтобы соблазниться — мы укрепились в нашей вере и больше стали ценить нашу благодатную, православную церковную службу. Тогда я на всю жизнь для себя сделал вывод — тому, кто всей душой и сердцем прочувствовал и полюбил православное богослужение, ничего не угрожает и ничто не соблазнит. Ну а если у кого-то вера слабенькая и нетвёрдая — лучше не искушать себя.
Мы твёрдо убеждены в истинности и благодатности Святой Православной Церкви, и мы не видим надобности в совместных службах с инославными. Если же они будут присутствовать за православным богослужением — Бог в помощь! Сегодня в Германии величественные лютеранские и католические храмы продаются за ненадобностью, в них устраивают гостиницы, конференц-залы, рестораны, а в нашей стране в храмах катастрофически не хватает места, чтобы молиться в нормальных условиях, а не в толчее.
— Как на практике происходит общение с представителями других конфессий? В какой сфере налажено сотрудничество?
— На практике мы общаемся с нашими немецкими партнёрами точно так же как и с православными белорусами или русскими. Мы очень хорошо понимаем друг друга, когда помогаем инвалидам, одиноким и больным людям. Ведь социальная работа Церквей в Германии не отличается от такой же работы в Беларуси. Более того, мы благодарны немецким христианам, которые протянули нам руку помощи, когда случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Одновременно они высказывают нам благодарность за ежегодные концертные выступления в их общинах нашего церковного хора.
— Ежегодно белорусская православная молодежь посещает христианские встречи, организованные монашеской общиной из Тезе (Франция). Мнения об этом далеко не однозначные. Отец Игорь, прокомментируйте, чем могут быть полезны и интересны эти поездки?
— Для нашей приходской молодёжи такие поездки дают возможность побывать в крупнейших городах мира, проехать и увидеть многие Европейские страны, одновременно это возможность свидетельствовать перед инославными о нашей Святой Православной Вере, почувствовать себя православным в иной среде. Для нас главное в Тезе — дружеское общение и труд.
Наибольший процент посещающих Тезе — это молодёжь и взрослые люди из числа протестантов. Причём многие приезжают сюда помногу раз. Может быть, у них приходит осознание ошибочности отказа протестантизма от святых икон, от монашеского чина, почитания святых и т.д. Я думаю, в Тезе они подсознательно (или сознательно!) восполняют ущербность своей веры.
Главное в Тезе — экуменическая совместная служба. Но из-за того, что православные не участвуют в этой общей службе, для них была оборудована и освящена православным священником часовня в главном здании, а для совершения Божественной литургии приспособлен древний маленький храм в самой деревне Тезе. Обычно отдельную мессу служат и католики.
То есть в духовном плане, по моему мнению, православная молодёжь в Тезе ничего не найдёт.
— Как складывается межконфессиональное общение в Беларуси?
— Такое общение незначительно. Каждая конфессия существует сама по себе. Там, где осуществляется совместная работа, например в Библейском обществе, всё идёт без проблем. Но, по-моему, ни одна из конфессий не ищет этой совместной работы.
— И все же, насколько реальна идея воссоединения всех христианских церквей? Возможно ли спасение вне Православной Церкви?
— Наша позиция предельно ясна. Господь основал на земле одну, ведущую людей ко спасению Церковь. Только она одна сохранила неповреждённым Его спасительное учение. И единство христиан во всём мире будет достигнуто только тогда, когда произойдёт их присоединение к этой правильно славящей Бога Православной Церкви Христовой.
Подводя итог, повторюсь: ни в коем случае не стоит бояться контактов с инославными — «яко с нами Бог…»! У них многому можно поучиться в социальной работе, организации помощи нуждающимся. А вот нужды в совместных молитвах с ними у нас никакой нет. Однако если у меня попросят чтобы наш церковный хор спел православные песнопения на их службе — споём! Может быть, хоть одна душа инославная проснётся и почувствует благодать Божию, которая обитает в истинной Церкви Христовой.