Пожалуй, ни один школьный предмет не претерпел за последние годы таких существенных изменений в подходе к преподаванию, как русская литература.
Долгие десятилетия господствовал партийный подход к оценке и изучению художественных произведений. Писатели делились на прогрессивных (революционных) и не дошедших до понимания революционных идей (более или менее реакционных). С этой точки зрения в школьной программе не находилось места произведениям Н.С. Лескова, И.С. Шмелёва, И.А. Бунина. Произведения же, включённые в программу, подбирались согласно всё тому же принципу партийности. Так, до сих пор в школе изучается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», но не изучается прекрасный и поучительный роман «Дворянское гнездо»; ребята читают очерки «Бежин луг», «Бирюк», «Хорь и Калиныч», «Певцы», но зачастую даже не подозревают о существовании в тех же «Записках охотника» очерка «Живые мощи».
Политические события 80-90-х годов изменили взгляд на историю и литературу. Изменилась и школьная программа. С прежней категоричностью и непоследовательностью исключены произведения Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Д. Фурманова, А. Серафимовича. Значительно сократилось количество уроков на изучение произведений М. Горького, В. Маяковского др. Вызывает жалость печальная участь романов А.Н. Толстого «Пётр Первый» и «Обломов» И.А. Гончарова. Все эти перемены говорят о том, что прежний подход к изучению литературы в школе не выдержал напора новых знаний и требований и оказался несостоятельным перед лицом времени, а новый подход до сих пор не выработан.
В связи с этим и сегодня в изучении литературы много субъективизма. Ряд преподавателей, учеников и родителей считают, что литература – предмет, который не содержит точных знаний, что всё в нём строится на личном восприятии и личной оценке читателя. Такой подход крайне опасен, т.к. способен завести школьников в область субъективных домыслов и догадок. Возникнет ситуация, когда оценка художественного произведения будет производиться только на основе небогатого кругозора современного школьника, да ещё и с точки зрения сегодняшних событий. Однако каждое литературное произведение создавалось в конкретное историческое время конкретными людьми, каждый из которых хотел донести до читателя совершенно определённые мысли и чувства.
Есть и другая крайность. Чтобы сделать процесс изучения литературы более научным, преподаватели начинают акцентировать внимание школьников на особенностях формы произведения (композиции, художественных приёмах, особенностях языка) в отрыве от содержания. Такой подход, как и предыдущий, ведёт к ослаблению работы над содержанием, вызывает у школьников резкую неприязнь к изучению литературы, а значит, не имеет права на существование.
Как же быть? С какой точки зрения взглянуть на школьный курс литературы, чтобы в этом курсе нашлось место любому значительному произведению и изучалось бы оно не однобоко и субъективно, а, как и положено, в единстве формы и содержания? Ответ на этот вопрос даёт подписанная весной 2004 года Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Программа предусматривает пересмотр школьных программ и учебников с целью выработки нового подхода к обучению школьников – обучения в духе отечественной православной традиции.
Более 1000 лет православная духовная традиция формирует национальный характер и культуру нашего народа. Православные принципы стали духовной основой жизни нашего народа, критерием оценки любых явлений исторической, экономической и культурной жизни. Великая русская литература создавалась православными писателями для православных читателей, и вне контекста Православия она не может быть понятна и любима. Известный русский философ Н.А. Бердяев писал: «Вся наша литература… ранена христианской темой. Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает нашу литературу христианской даже тогда, когда русские писатели отступали от веры». Православие установило единственно возможную точку зрения на жизнь, и русская литература усвоила её и таким образом стала православной по своему духу.
Сотни лет Православие учило нас любви к отцу, матери, своей семье, родному селу или городу, к Отечеству, ко всякому Божьему творению. Православие успешно воспитывало в человеческих душах смирение, терпение, трудолюбие, особое чувство достоинства, чувство ответственности перед Богом и людьми. Сегодня много говорится об идеологическом воспитании, и это справедливо: чувство гражданственности в большинстве случаев не является составляющей личности современного молодого человека. Из сотен проанкетированных старшеклассников на вопрос: «Есть ли в твоём сердце место любви к Родине?» только единицы ответили положительно. Нередко встречаются ответы: « А за что мне любить Родину? Она мне ничего не дала». Но как воспитать любовь к Родине (понятие достаточно отвлечённое) в душе человека, который вообще не умеет любить, а привык относиться к жизни холодно и потребительски? Очевидно, что внушить патриотизм нельзя, его можно воспитать, но это может произойти только в процессе духовного воспитания личности в целом. И русская литература, впитавшая в себя идеалы Православия, может оказать в этом действенную помощь.
Вопросы, которые ставят и решают в духе Православия русские писатели, всегда выходили за рамки личных интересов одного человека или даже одного народа.
Теме высокого духовного и творческого потенциала русского народа, взращённого Православием, и связанного с этим мирового служения России (а значит, и Беларуси, потому что у этих двух народов одна духовная основа и одна историческая судьба) посвящены произведения М.Ю. Лермонтова («Спор»), Н.В. Гоголя («Мёртвые души», «Выбранные места из переписки с друзьями»), И.А. Гончарова («Обломов»), Ф.М. Достоевского, Ф.И. Тютчева, А.А. Блока, М. Волошина, Б. Пастернака и др.
Как терпеливый золотоискатель, отыскивал драгоценные крупицы праведности в золотоносных народных пластах мудрый Н.С. Лесков, автор не оценённого по достоинству сборника «Праведники» и известного немногим читателям романа «Соборяне».
Чистым, негаснущим светом озаряют страницы русской литературы образы святых, созданные Ф.М. Достоевским («Братья Карамазовы»), И.С. Шмелёвым ( «Богомолье», «Лето Господне»), Б. Зайцевым ( «Преподобный Сергий Радонежский»).
Отблески божественной красоты видны в чертах Ярославны («Слово о полку Игореве»), Татьяны Лариной (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»), Лизы Калитиной (И.С. Тургенев «Дворянское гнездо»), Сони Мармеладовой (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»), Марьи Болконской (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
Русская литература всегда не удовлетворена настоящим, всегда ищет чистого и неведомого, но предчувствуемого Китеж-града. Её герои – странники бредут по осенним просёлкам родной страны в поисках Бога, Света, Истины. И летят навстречу ветру огненные слова пророка Исайи из уст Александра Рыжова (Н.С. Лесков «Однодум»), бредёт по свету в надежде найти истину не только для себя, но и для всякого иссохшего листка и бессловесной собаки инженер Вощев (А. Платонов «Котлован»); на пыльных дорогах далёкой Иудеи отпечатались простые сандалии Иешуа Га-Ноцри, бродячего философа и учителя (М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Русская литература беспощадна ко всяким новомодным европейским веяниям, противоречащим традиции Православия. Так, например, Н.С. Лесков («Соборяне») Ф.М, Достоевский ( «Преступление и наказание») и даже И.С. Тургенев («Отцы и дети») разглядели легковесность, бесперспективность и разрушительный характер нигилизма задолго до того, как он стал государственной идеологией.
Страницы книг русских писателей пламенеют грозными пророчествами о возможной грядущей эре бездуховности и вырождения: А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города», Е. Замятин «Мы», А. Платонов «Котлован», «Чевенгур». Но торжествующим гимном звучит пророчество о крестном пути России и грядущем воскресении в новую жизнь, в бессмертие (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», Н.В. Гоголь «Мёртвые души», стихи А. А. Ахматовой и Б.Л. Пастернака, М. Волошин «Путями Каина», «Потомкам»).
Русская литература пропитана евангельскими образами и сюжетами. Не зная Евангелия и православной церковной традиции, нельзя понять А.С. Пушкина ( «…Отцы пустынники и жёны непорочны…»), М.Ю. Лермонтова ( «…Когда волнуется желтеющая нива…»); непонятно творческое горение и самосожжение Н.В. Гоголя, мука Ф.М. Достоевского о Боге и России. Без евангельской истории о воскрешении Лазаря нельзя изучать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; перед чтением романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» необходимо прочитать отрывки о распятии Иисуса Христа из всех 4-х Евангелий. Без знания Евангелия непонятна материнская боль и высокое смирение А.А. Ахматовой и тоска В. Маяковского по всеобщей, планетарной любви.
К сожалению, в школьном курсе литературы сегодня не изучаются жития святых, дающие высокие образцы служения, мужества и любви к Богу и людям. А ведь без нравственного идеала невозможно воспитание молодого поколения. Кроме того, традиции житийной литературы отразились в более поздней литературе. Без учёта этого обстоятельства невозможно полноценно изучить «Шинель» Н.В. Гоголя, повести Н.С. Лескова, поэмы В.В. Маяковского.
Православный подход к изучению русской литературы не исключает работы над формой произведения. Например, изучение цветовой палитры глав «Яблочный Спас», «Рождество», «Ефимоны» повести И.С. Шмелёва «Лето Господне» обогащает восприятие и речь, прекрасно гармонирует с духом повести. Рассказы и повести Н.С. Лескова дают прекрасный материал для работы над видами композиции, словообразовательными гнёздами слов «правда», «странник» и др.
Православный подход к изучению литературы даёт исключительную возможность анализа произведений без субъективизма и выхолащивания духовного содержания. В ходе такого изучения постепенно осуществляется воспитание в человеке глубокого понимания смысла жизни. Молодой человек получает надёжный критерий различения добра и зла, учится любить красоту мира, понимать своё место в нём и назначение. В результате гармонизируется внутреннее состояние человека. Опыт учит, что при таком подходе у многих учеников развиваются творческие способности: они начинают рисовать, сочинять прозу, стихи и музыку. Отношение к жизни и людям при этом становится более творческим и открытым. Обогащается словарный запас, а душа настраивается на чистое и высокое звучание.
Таким образом, воспитание высоконравственного, образованного человека, хорошего семьянина и патриота своей Родины невозможно вне православной духовной традиции. Православие формирует единственно верный взгляд на жизнь, и литература, как художественное отражение жизни, может быть понята и по-настоящему изучена только через призму православного учения о Боге и человеке.
Учитель русского языка и литературы СШ № !59 г. Минска КУКУШКИНА Т.В.