О миссионерском крестном пути архиепископа Иоанна (Поммера) расскажет программа «Свет души» (аудио)
19 ОКТЯБРЯ 2020 (Понедельник) 11:38:21 Субботний выпуск программы "Свет души" расскажет о миссионерском крестном пути архиепископа Иоанна (Поммера), причисленного к лику новомучеников Белорусской Православной Церкви.В детстве Янис пас овец. А еще на всю жизнь остались в памяти воспоминания, как он молился вместе со своей семьей. Так начинался каждый их день: все собирались в одной комнате, отец читал главу из Нового Завета, потом дети пели молитвы. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть “добывание драгоценного” из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает “неважным”. И религиозная мысль призвана отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности. Так напишет он потом, в своей взрослой исповеднической жизни, а тогда Янис Поммер, мальчик с бедного латышского хутора, как его отец, отказавшийся по приказу лютеранина-барона сменить православную веру, принятую его предками, он упорно учился и, на удивление соседям, сын бедняка стал студентом Рижского духовного училища. Он отличался от друзей не только поразительной работоспособностью и отличной учебой – никому в голову не приходило дразнить богатыря с далекого хутора. И вовсе не потому, что молодого студента-силача боялись. Он был тих, молчалив, но приходил на помощь первым. Хочешь найти бескорыстную любовь, понять ее радость – возьми крест. В 24-летнем возрасте выпускник Рижской духовной семинарии Иоанн Поммер был принят в Киевскую духовную академию. Именно там пришло решение принять монашество. Для того чтобы быть уверенным в этом решении, Иоанн спросил совета у праведного Иоанна Кронштадтского, и тот дал свое благословение. С 1907 по 1912 год архимандрит Иоанн был настоятелем Свято-Троицкого мужского монастыря, а также ректором Виленской духовной семинарии. О нем говорят как о человеке железной воли, блестящих организаторских способностей, который может поднять любое дело и о несомненно выдающемся проповеднике. Когда воля человека очистится от зла, тогда всё становится даром, "сходящим свыше". Всё делается тогда исполнением желания самого человека. Это и есть Царство Божие, пришедшее в силе. Тут уже нет ничего "малого", всё огромно, безгранично. С этого пира апостол говорил свои богочеловеческие слова: "Ничего не имеем, но всем обладаем". В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископскому служению. 11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре в Петербурге он был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского и Туровского Михаила Темнорусова. Справедливо говорят, что человек хуже всего переносит свое благополучие. Дни счастья, дни удач, когда все случается так, как хочется, о, сколько раз эти дни становились гибельною сетью для души человеческой. Сколько непотребства нарастает на сердце человеческом, как ржа на клинке, когда он лежит без боевого употребления, или как зарастает сад, если по нему не погуляет нож садовника. Все благородные силы христианской души, христианского характера наилучшим образом могут проявиться и развиться именно во время горя, бед, страданий. Все чудеса благодати Господней наилучшим образом проявляются в жизни именно тогда, когда воды скорбей и бед достигают до души нашей и мы вынуждены сознать свое ничтожество и немощь и отнести всю силу и значение к могуществу Божию. Начало крестного пути самого владыки Иоанна совпало с назначением на пензенскую кафедру в 1918 году. Из проповеди владыки Иоанна в пермском Петропавловском храме и тот решающий день - Страстной Четверг 1 мая 1918 года: "В раю некогда росло дерево, прекрасное на вид, но с горькими плодами, до того горькими, что человечество вот уже тысячи лет чувствует оскомину от однократного только вкушения. Это дерево познания добра и зла. Дерево удовольствий. В саду Христовом, в котором живем мы и по сей день, есть другого порядка дерево: оно не имеет вида ниже доброты, но плоды его сладки, так сладки, что сладость их вкусившие будут ощущать даже за пределами этой жизни на небе: это древо страданий, древо Крестное. Кто испытывает удовольствие при виде этого дерева на своем участке здесь, на земле? Ствол его сух и суковат, и для многих оно служит преткновением на пути.. Его корни врастают глубоко в самое сердце наше, и высасывают из него лучшие силы. Срубить его?... О да, мы тысячекратно готовы бы сделать это, как только ветви его вновь стегнули бы нас по лицу. Но, увы, его не берет никакой топор, и если бы даже сумел бы срубить его сегодня, за ночь, выросло бы новое дерево, еще больше срубленного. Поэтому, брат и сестра, не трудитесь рубить его, пусть растет, жди терпеливо: это горькое дерево приносит сладкие плоды. Наказание, пока оно длится, никому не приятно, напротив – неприятно, но со временем оно приносит тому, кто отнесся к нему терпеливо, плод праведности". Владыке Иоанну приходится противодействовать попыткам захватить храмы, жить в атмосфере постоянных провокаций. Здесь архиепископа ждет первое покушение: в келью владыки Иоанна ворвались двое вооруженных людей и открыли стрельбу. Преследовали архиепископа и революционные власти: после нескольких арестов ему было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционном заговоре. Владыка Иоанн потребовал пересмотра своего дела в Москве. Три месяца следствия святитель провел в московской тюрьме, в камере с уголовными преступниками, ухаживая за тифозными больными. Однако никаких доказательств контрреволюционной работы не смогли найти, и 11 марта 1920 года епископу был вынесен оправдательный приговор. А тем временем положение Православной Церкви на родине святителя было очень тяжелым: в Латвии не было своего архиерея, храмы были разграблены, духовная семинария отнята, а в рижском Кафедральном соборе предлагали устроить пантеон-усыпальницу для латышских национальных героев. Латвийская паства писала тогда Патриарху Тихону: Ваше Святейшество! Море бушует, волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала. Нужен кормчий…" В июне 1921 года Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Латвии права широкой автономии и назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и Латвийским. Он вернулся в Ригу, после многих испытаний, гонений, ареста, суда. Мирный плод праведности. Нежданно ты открывал присутствие его на сухом суровом суку, наутро после ночи, проведенной в слезах, этот плод оказывался таким сладким, таким освежающим, что ты обнимал любящею рукою ствол его и называл его, как и подобает христианину, честным Древом Крестным, дорогим Крестом Господним. Это прекрасный предмет для размышления в тяжелые и злые времена. Размыслим же себе в утешение и ободрение о сладких плодах горького древа Крестного, приносимые этим древом для сердца, для мира, для неба. Древо Крестное приносит сладкий плод прежде всего для сердца самого крестоносца. Чем более истощается внешний человек, тем более оживает человек внутренний. В этом сладкий плод горького жизненного Креста, и этот плод может созреть в твоей душе так же, как созрел он в великой душе Павла. Для укрепления своей гражданской позиции епископ Иоанн принимает решение стать депутатом Латвийского сейма и становится им, несмотря на враждебное окружение. А у Православной церкви в Латвии появляется статус "юридического лица", позволяющего быть охраняемой законом. Владыка Иоанн долгое время жил в маленькой комнатке подвального помещения Кафедрального собора. Сюда, в плесневелую каморку, приходили к нему с визитом высокие иностранные гости: эстонский, финский и английский епископы. Один из них даже расплакался, воскликнув: "Поверьте, в моем Отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!.." Владыка называл эту комнату "своей пещерой". А когда ему начинали сочувствовать, отшучивался. Со времени его служения в Латвии была восстановлена Рижская духовная семинария, духовенству стали платить пенсию, государство выделило субсидии на восстановление разрушенных храмов, русские школы, библиотеки. Физические нагрузки, переживания и тяжелые жизненные условия сказались на состоянии здоровья Латвийского архиепископа. Владыка переехал жить на дачу у Кишозера. Отказался от всякой охраны. Он любил проводить свободное время в одиночестве и молитве. На даче ухаживал за садом, работал на верстаке — обладал навыками столярного мастерства с детства. "Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, — говорил архиепископ Иоанн, — приходите со своими угрозами, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром". Ночью 12 октября 1934 года на архиерейской даче произошел пожар. Прибывшие на место происшествия полиция и пожарные обнаружили растерзанное и обожженное тело владыки. Следствие выяснило, что он был подвергнут жестоким мучениям. Кто был виновником преступления, полиция не выяснила. Спустя много лет, при открытии его мощей в часовне на Покровском кладбище Риги, на богатырском теле священномученика Иоанна Поммера, были видны следы страшных ран. Тело его не истлело, истлели только цветы, покрывавшие его… Священномученик Иоанн, носящий имя любимого ученика Христова, теперь покоится в величественном Христорождественском соборе Риги, в самом сердце своей родины, но он слышит молитвы всех, из всех концов России, Беларуси, Украины, всего мира. Не только для отдельных рабов Божиих, иногда и для целых обществ наступают времена кажущейся оставленности. Дело Божие – дело свободное. И как во времена Христа, так и ныне случается, что многие отходят от Него, когда на Нем не оправдываются их земные надежды и расчеты... Господь никого не принуждает. Но Господь и поругаем не бывает. И продолжительное время ни один народ и ни одна душа не может оставаться без Него. Царство Его шествует путем своего развития, если ты не идешь вместе с Ним. Оно может существовать и без нашего народа, но наш народ без Него существовать не может. Пастырь нужен овцам, а не овцы пастырю. Кто Его оставляет, тот скоро сам будет покинут Им. Как нам быть? Отойдем от Него в пору испытаний? Да не будет... Тогда даже в час смертный, когда, может быть, и мы будем оставлены ближними, мы вправе будем сказать: "Но Ты со мною еси". Слушайте программу "Свет души" 17 октября в 7.30 и 20.30 на Первом национальном канале Белорусского радио. Повтор в этот же день в 8.30 на канале "Культура". В ней принимает участие кандидат исторических наук, сотрудница Пензенской епархии Кира Георгиевна Аристова - одна из составителей монографии "Священномученик Иоанн (По́ммер). Пензенский период служения"./ sobor.by/ Фото gorod.lv (просмотров 1991) |
Новости разделов: