www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 28 ноя 2021, 20:13

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 153 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 июл 2005, 16:38 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Прошу прощения, дорогая Марина Львовна, за то, что отвечая на предыдущую Вашу реплику, просто не заметила последнее обращение.
Св. прп. Алипия Столпника писать не приходилось, иконы видела только со свернутой хартией. Не знаю, существуют ли такие справочники, где можно было бы почерпнуть подобную информацию, но на Вашем месте (если бы не удалось найти точный текст) я почитала бы житие преподобного и выбрала бы что-то самое важное из его слов если, конечно, таковые там имеются. Могу подсказать только, что в житиях Дмитрия Ростовского это – ноябрь. Еще можно попробовать полистать альбом «Русское современное церковное искусство», тот в котором много репродукций икон о.Зинона. Впрочем, только что его просмотрела – там хорошо видны только развернутые хартии в пророческом чине иконостаса Свято-Николаевской церкви в Псково-Печерском монастыре. Жаль.
К сожалению, это вся информация, которой располагаю. Если узнаю что-то по этому вопросу – сразу же сообщу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 июл 2005, 00:08 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Здравствуйте Ольга Игоревна !
:lol: Ура, у меня проблема с хартией решилась, нашлась добрая душа и адресок, даю ссылку, может когда-нибудь пригодится: http://www.loukin.ru/paraskeva/alipii.htm
Для полировки левкаса под золото я выбрала наименее затратный по времени: беру желтую итальянскую глину для полимента, развожу ее жидко водой, прозрачно прокрываю широкой флейцевой беличьей кистью, отполировываю куском капроновых колготок и так несколько раз, пока все не будет блестеть – гореть. Дальше – шеллак –мордан-золото. Защащать рисунок эмульсией - не догадалась, в следующий раз обязательно попробую. Для зачистки пользуюсь съемными широкими лезвиями для канцелярских ножей, разламываю их по перфорированним сегментам, тупой угол на режущей стороне слегка закругляю на напильнике, чтобы случайно не поцарапать левкас.
Иногда, когда золотился только нимб, полировала высохший шеллак сердоликовой лопаточкой
У меня тоже имеется и замшевая подушечка, и широкая беличья кисточка, но как-то у меня лучше получается пользоваться вощеной бумагой (делаю сама: беру обычную кальку, режу ее полосками шириной 12-14 см, на стоящий горячий включенный утюг кладу ситцевую тряпку,затем кальку, по кальке мажу куском воска, он плавится и более-менее равномерно пропитывает кальку, так прохожу всю полоску, затем режу ее на квадратики. Все это происходит довольно быстро. Все золото с кальки лучше сразу клеить, не заготавливать впрок. Также кальку с золотом удобно резать самыми обычными ножницами. Начинаю ставить золото как правило с самых важных позиций, целыми кусками вокруг ликов и на больших открытых участках, каждый раз зарекаюсь не кусочничать «не экономить на заварке», те фрагменты золота, которые перекрывают фон и прикладываются в части рисунка остаются на кальке, и их можно наклеивать в каких-нибудь менее заметных местах.
Приходилось видеть позолоту на иконе, которая выглядела почти как зеркало, действительно производит какое-то механическое впечетление, мне это тоже не нравится.
А Вам, Ольга Игоревна, доводилось делать гравировку под позолоту ? я вот на днях купила гравировальную машинку, сделала небольшой орнамент на раме, конечно получается лучше чем гравировальной иглой по сырому левкасу, но тоже надо руку набивать, подбирать наиболее подходящие фрезы для левкаса, из множества тех которые я купила пока ничего полностью не устраивает, думаю сходить в гравировальную мастерскую, может там подскажут.
И еще вопрос: после постановки золота, покрываете ли Вы его лаком ?
После множества экспериментов с эмульсией выбрала для себя следующий вариант: желток (яйцо только домашнее, а не инкубаторское !) отделяю от белка, промываю в ладонях в проточной тепловатой воде со слабым напором, когда белок полностью отделяется, начинаю перекладывать желток в руках, поочередно вытирая их кухонным полотенцем, затем перемещаю желток в баночку от детского питания, и доливаю примерно еще две такие же объемные меры белого СУХОГО недорогого вина, перемешиваю полученную эмульсию круговыми движениями баночки, не взбалтываю. (Летний желток более масляный и густой, поэтому вина может быть чуть больше).
Во время работы пользуюсь палитрой со сферическими лунками, эмульсию добавляю к пигменту при помощи широкой пластиковой соломки для коктейля , зажимаю пальцем верхний конец соломки, когда она находится в баночке с эмульсией, и отпускаю палец от соломки непосредственно над лункой с пигментом. Таким же способом добавляю к пигменту чистую воду, только уже стеклянной трубочкой для батика.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июл 2005, 16:03 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Здравствуйте, Марина Львовна!
Простите, что не могу ответить на последнее Ваше сообщение - завтра уезжаю не на долго (дней на 10) Компьютера там нет, но при первой возможности вернусь к нашему разговору. Очень много интересного для себя нашала в Вашем технологическом опыте, хотелось бы обстоятельно поговорить об этом, поэтому прошу Вас после некоторого перерыва продолжить наш виртуальное общение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 авг 2005, 15:36 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Здравствуйте, Марина Львовна! Снова я в Минске и мы можем продолжить наш разговор.

Не знала, что существует такая желтая итальянская глина, благодаря которой, очень просто и сравнительно быстро можно довести левкас до блеска. Также не пробовала полировать высохший шеллак - просто не приходило в голову, что он поддается подобной обработке. Есть у меня специальная агатовая лопаточка для полировки золота, обязательно попробую. Очень интересен также Ваш метод постановки золота с помощью кальки пропитанной воском - экзотика! (по крайней мере, для меня). Только возникает вопрос: сколько может храниться золото приготовленное таким образом, и почему нельзя его заготавливать впрок? Мне кажется, этот способ экономически оправдан, да и вроде бы наклеивать проще.

Да, приходилось делать гравировку. Поскольку человек я, как Вы вероятно уже поняли, дотошный и сильно переживаю, если получается что-то не аккуратно, то и в этом шла не самым коротким путем. Долго и упорно продавливала левкас специальными инструментами, которые сделал знакомый художник-металлист. Они похожи на стержни от шариковой ручки с наконечниками разных размеров. Процесс напоминает чеканку, иногда даже приходилось слегка постукивать молоточком, более тонкие линии просто продавливала. Получаются четкие аккуратные края. Но, опять-таки - трудоемко. Делала это по сухому левкасу. Идеально, конечно, иметь гравировальную машинку, да еще и шлифовальную, безусловно, жалко терять столько времени и сил на всю эту техническую часть. А как делается гравировка иглой по сырому левкасу? Его размачивают с уже подготовленным рисунком? И что представляет собой подобная игла?

После постановки золота я покрываю его томленым белком в 2-3 слоя после основательной просушки каждого. Шеллаком закрепляю уже в самом конце, когда икона готова и немного подсохла (хотя бы неделю, если позволяет время), делаю это обычно за сутки до пропитки олифой. В процессе работы стараюсь не прикасаться к золоту, используя для этого всякие приспособления, на которые может опереться рука. Впрочем, думаю попробовать закрепить акрил-фисташковым художественным лаком (специалисты-технологи говорят, что это лучший художественный лак, по крайней мере, из доступных, совсем хорошо – капаловый, на янтарной основе, но его не так просто разыскать). Думаю сделать это максимально тонким слоем в самом начале, пока еще не зачищены края после позолоты. Надо попробовать, но, по-моему, не должно быть никакой реакции с эмульсией в тех местах где краска случайно попадает на золото или делается подпись, нимбы и т.п. – никаких пятен не будет. Ведь приходится иногда корректировать линии, т.е. мягкой беличьей полусухой кисточкой снимать лишнюю краску.

Желтки для эмульсии использую тоже только деревенские, у инкубаторских совершенно другие свойства. А вот в качестве разбавляющего вещества беру обыкновенную дистиллированную воду. Раньше делала на сухом вине, но для себя нашла более удобным именно воду, потому что это дает возможность работать тонко и многослойно, постепенно вытягивая и корректируя цвет. Мне больше нравится писать акварельно, т.е. не теряя прозрачности и свечения левкаса, постепенно (а иногда и сразу в 2-3 слоя) набирать нужный цвет и плотность. Появляется возможность гармонизировать цвета – добиваться желаемого колористического соотношения, причем не механическим смешиванием разных цветов, а почти чистыми пигментами, но положенными тонко. Цвет тогда получается глубоким и чистым. У старых мастеров это было как-то очень органично и естественно, такое ощущение, что они умели писать быстро и точно, вероятно, кроме их духовной высоты были еще и наработаны определенные приемы раскрытия иконы. В подлинниках видишь не плоские «лубочные» открытые цвета, как это, к сожалению, иногда встречается в современном письме, а чистые, светящиеся как бы изнутри, но все-таки сложные и очень гармоничные цветовые соотношения. Вообще, гармонизацию цветов считаю одним из важнейших моментов в иконописании. Впрочем, то же самое можно сказать и о линиях, о фактуре, пропорциях, композиции и т.д. Ведь Гармония и Красота – суть иконы, суть святости. Простите, однако, за некоторый пафос.

Вернемся к технологии. Мой способ приготовления эмульсии такой: на тупом конце яйца расковыриваю небольшое отверстие, через которое потихонечку, медленно поворачивая яйцо, сливаю белок, затем через это же отверстие переваливаю желток на ладонь левой руки. Правой мою под струей теплой воды освободившуюся скорлупу (в конце ополаскиваю кипяченой водой), ставлю в перевернутом виде чтобы стекала вода. Потом освобождаю желток от остатков белка с помощью чистой тряпки, перекатывая его на ладони. Когда мешочек с желтком становится почти сухим, перекатываю его на пальцы и протыкаю чем-нибудь острым - все выливается в приготовленную скорлупку, а плёночка остается в руке. Затем доливаю до самых краев воду (или вино) и медленно, чтобы не вспенилось, размешиваю этот состав кисточкой. Потом выливаю эмульсию в небольшую стеклянную баночку. Это зимний вариант. Летом в жирные желтки добавляю еще половинку скорлупки воды. Таким образом получаются все время одни и те же соотношения, не зависящие от размера яйца. Раньше в эмульсию, приготовленную на воде добавляла 5-6 капель уксусной кислоты для того, чтобы она дольше хранилась, но потом заметила, что некоторые минералы (напр. аурипигмент), сразу же меняют цвет, причем радикально – от лимонно-желтого к красному! Причем, когда была уксусная кислота, сохранившаяся еще из советских времен – ничего подобного не наблюдалось. А та, которая продается сейчас, имеет такой вот интересный химический состав. Поэтому сейчас ничего не добавляю в эмульсию, но хранится она ничуть не меньше – те же 4-5 дней в холодильнике. Отливаю для работы понемногу, остальное стоит в холоде.

Так же как и Вы беру и воду и эмульсию соломинками для коктейля. Тоже пользуюсь палитрой со сферическими лунками, и пока ничего более удобного не встречала. Еще у меня есть еще специальные стеклянные рюмочки с округлым дном, но это больше подходит для больших икон. Все пигменты, даже самые тонкие перетираю на стекле курантом для более качественного соединения с эмульсией. Собираю краску со стекла с помощью плоского лезвия для бритья, а потом мастихином. Известно, конечно, что некоторые минералы (например, малахит) при долгом перетирании теряют интенсивность цвета или он вообще сильно меняется, но эти свойства тоже можно использовать. Очень твердые минералы, такие как гематит, например, приходится перетирать долго, чтобы вообще появился какой-нибудь цвет.
Однако, давайте эту тему разовьем в следующий раз. Поделитесь своим опытом, это очень интересно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 авг 2005, 21:26 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Приветствую Вас, Ольга Игоревна, с приездом, очень рада возможности возобновить наше общение !!!
Ваше очень интересное сообщение прочитала, но еще не переварила, если позволите, потом кое-что спрошу у Вас.
В настоящий момент переживаю чемоданное настроение – завтра улетаю (если Бог даст) в отпуск, поэтому предстоит переделать еще кучу дел, и прошу прощения за возможный локонизм моих ответов в связи с дефицитом времени.

1) Золото, заготовленное на вощенной кальке способно долго храниться, но может иногда и сродниться с воском на кальке. Я поступаю так, вощеную кальку заготавливаю впрок, а золото приклеиваю на вощеную кальку по мере постановки его на икону, в результате остается у меня одна калька с огрызками наклеенного золотого листа, которую я после использую на другой иконе в малозаметных местах, поскольку есть риск, что со временем в некоторых точках золото приклеилось намертво к бумажке.

2) Гравировка иглой по сырому левкасу – дело довольно противное – невозможно равномерно увлажнить левкас, отсюда получается разная ширина линий: где суше – тоньше, где влажнее – шире, неравномерная мягкость левкаса при гравировка его иглой вызывает дребезжание линии, иглой я пользовалась спец. титановой из худ.салона. Вообще этот способ не советую применять, хотя может с Вашими закругленными инструментами получится лучше. Машинкой получается намного лучше чем иглой и быстрее, но еще нужно подбирать оптимальную фрезу, гранитный гравировщик советовал фрезу алмазную мелкодисперсную.

3) В тех случаях, когда я защищала золото, пользовалась итальянским акриловым лаком – он абсолютно прозрачен, быстро сохнет и самое главное – не взаимодействует с олифой. Русский акрил фисташковый лак мне не нравится поскольку имеет отлип, не советую так же защищать золото копаловым (он очень темный, коричневый, требующий сиккатива, янтарный лак тоже жирный маслянный, используется в основном для позолоты куполов, проблема вся в том, что олифа может вступить во взаимодействие с этими лаками, т.е. будет их растворять, эти маслянные лаки долго держат отлип, собирая ненужную пыль.
А еще я защищаю золото, оборачивая икону мягкими махровыми полотенцами, подклалывая с тыльной стороны булавками, но это не раньше чем через неделю после постановки золота.

4) По поводу уксуса – может стоит попробовать натуральный яблочный, югославы производят.

5) Я свою палитру немного модернизировала: заказала толстенное стекло по размер палитры, паузах накрываю ее стелом, что защищает приготовленные краски от испарения.

6) Пишу тоже чистыми пигментами, послойно тонкими лессировками (земляными пигментами имеющими низкую кроющую способность), добиваясь требуемого цвета.
Перетираю в основном (на гранитной плитке хрустальной пробкой) киноварь, диоптаз, азурит, реальгар, байкальский лазурит, седалонит, волкосконит, остальные пигменты растираю пальцем в лунке. Роскрышь начинаю с цветов, скажем так абсолютный, неизменяемых в моем понимании, ну например красный –только киноварь, зеленый уже по ситуации теплый или холодный – и пигмент соответственно подбираю, фоновые моменты горки, палаты делаю максимально светлыми, так, чтобы даже в темноте выделялись фигуры святых, дорогие пигменты мелко никогда не растираю и стараюсь делать минимальные приплески, чтобы сохранить яркость, красоту и чистоту камня. Самым последним наношу условно белый цвет (условно в зависимости от его положения, если рядом красный – белый сделаю зеленоватым и наоборот).
Ну вот пока вроде все, если еще чего-нибудь додумаю – допишу.
Должна буду вернуться в Москву 4-го сентября. До этого у меня будет возможность выхода в интернет, так, что обязательно к Вам наведаюсь, только скорее всего, русской клавиатуры у меня не будет.

А пока прошу Ваших святых молитв и за сим откланиваюсь.
:lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 авг 2005, 15:50 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Добрый день, Марина Львовна. С праздником!

Простите, что не смогла сразу ответить – оказалось слишком много срочных дел по работе. Спасибо за очень интересную информацию, за то, что Вы перед отъездом все же нашли немного времени для нашего общения. Я тоже очень рада возможности возобновить переписку.

Весьма полезной оказалась для меня информация о лаках. Вот уж спасибо большое! Могла испортить икону экспериментами с акрил фисташковым лаком, а теперь просто воспользуюсь имеющимся опытом. У нас (точнее, у меня) нет точной информации о видах и свойствах лаков, меня убеждали, что нет ничего лучшего, чем копаловый лак, что он-то и делается на основе янтаря. Его активно используют многие наши изографы в качестве закрепляющего слоя после пропитки иконы олифой. Интересно, что у нас говорят все наоборот: янтарный (он же копаловый) – самый прозрачный, не темнеющий никогда, и очень быстро твердеющий, т.е. сиккатива там в избытке, и он абсолютно никакого отлипа не дает. Сама я никогда им не пользовалась, поэтому сказать ничего не могу. Знаю только, что покупают его в Германии, в Польше, в Прибалтике, т.е. у нас его нет в продаже.

Кстати, раз уж заговорили о закрепляющем олифу лаке – делаете ли Вы это? У нас многие использовали для этой цели даже обыкновенные хозяйственные лаки для покраски пола, что по моему разумению совершенно недопустимо. Монахиня Иулиания, например, если надо было сделать икону быстро, перед завершением процесса олифления добавляла (не помню точно, читала давно в рукописных конспектах, когда еще не были изданы ее книги) фисташковый художественный лак и быстро ладонью, смешивая с олифой, разравнивала по всей поверхности доски. Через 2-3 дня икона уже не имела отлипа. Так я не делала, а вот уже подсохшую олифу закрепляла лаком, причем, чем дольше сохнет олифа, тем лучше ложится лак. Но после того, как побывала в иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры и увидела, что там ничего этого не делают, справедливо считая, что самое лучшее и опробованное веками – просто натуральная олифа, тоже перестала использовать лак. Не берусь утверждать, что и сейчас там поступают также, наверняка есть, а может быть и были еще какие-то технологические варианты закрепляющие икону и оберегающие ее от плесени и прочих повреждений. Думаю, Вы это знаете лучше меня, расскажите пожалуйста.

Вообще-то, об олифе хочется поговорить отдельно. Давайте все-таки сначала о пигментах и способах письма, чтобы наш с Вами опыт фиксировался в порядке написания иконы. Надеюсь - а вдруг наша переписка окажется интересной и полезной не только для нас? Я все жду, что кто-нибудь из иконописной братии наконец не выдержит и вклинится в эти технологические беседы, сказав, как глубоко мы обе заблуждаемся в некоторых вопросах и сколь невыносима заскорузлая технологическая дремучесть в рассуждениях Ольги Игоревны… :) А после этого скажет нам что-нибудь очень неожиданное и полезное из собственного опыта. Впрочем, многим просто интересно – а как же это все делается-то? Вот и будем отсылать таковых на страницы нашего форума.

Прошу прощения, но сегодня мое время уже исчерпано, должна идти. Продолжу позже. До новых встреч в паутине!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2005, 14:07 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Здравствуйте, Ольга Игоревна!
Собираю остатки мыслей в моей голове, чтобы Вам ответить, после релаксации на коралловых островах это дается с большим трудом :roll: . Накопилась к тому же куча всяких дел, не знаю даже с чего и начинать...
:shock:
Пробежала тут пара мыслей-добавок по поводу лаков, но оставляю их на потом.
А теперь попробую порассуждать о пигментах и способах письма :shock: .
О пигментах: всю имеющуюся у меня информацию я узнала из книги «Краски старых мастеров» автор Ю.В. Алексеев-Алюри, в ней довольно подробно описаны все почти все известные пигменты, рассказано о их свойствах. Как я уже говорила раньше, в основном я пишу чистыми пигментами: делаю роскрышь, прилески лессировки. Пишу довольно плотно на высветление . Просвечивающийся левкас оставляю только в фоновой роскрыши и иногда в одеждах. Если возникает необходимость при росрыши в светлом колере, стараюсь леласть его на основе охры, белила использую только тогда, когда без них уже никак не обойтись (составление белого колера, роскрышь горок и палат, которые стараюсь делать максимально светлыми, чтоды они по тону никогда не могли слится с образами святых)
Одежды выписываю по следующей схеме: наношу опись темным контуром (черный, коричневый), наношу движки складок титановыми белилами. В дальнейшем попеременно провожу высветление плавями цинковых белил, приплески противоположным колером в теневых участках, затем наношу плавь основным колером, и так до тех пор, пока не получится желаемый результат. Затем повторяю опись, усиливаю светлые места складок титановыми белилами с довавлением какого-нибудь колера, иногда если требуется гашу излишнюю белильность охрой.
Личное письмо: делаю очень темный и плотный санкирь (в зелень или красноту по обстоятельствам), наношу опись, движки, белильные цинковые плави на светлых местах, подрумянка и зелено-коричневый приплесок в теневых местах, затем все сплавляю охрой светлой или красной, смотря уже по обстоятельствам, более детально мне затруднительно описать этот процесс, потому, что никогда не знаешь как ляжет плавь когда просохнет, плави я делаю очень тонко и очень много. Когда вижу, что лик «засветился» плави прекращаю, восстанавливаю опись, движки больше не подчеркиваю – не люблю выраженных движков.
Большое внимание уделяю глазам: в процессе работы постоянно коректирую зрачки, пока не добьюсь приемлемого результата. Также большого внимания требует линия губ, маленькая ошибка может исказить весь лик.
Максимально стараюсь в последнее время избегать симметричности линий в рисунке, особенно мне не нравятся абсолютно симметричные носогубные складки на ликах, на веках, симметричная форма глаз – когда такое приходится наблюдать возникает чувство непрофессиализма от работы.
На этом пока позвольте откланятся, побегу заниматься другими делами. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 сен 2005, 15:06 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
С приездом, Марина Львовна! Представляю до чего же хорошо там, на коралловых островах ... У меня тоже были приятные моменты этим летом: подолгу плавала в чистом и теплом море, а в промежутках (совершенно неожиданно для себя) почему-то находила большое удовольствие в изучении английского языка, читая со словарем детские рассказики про животных и, наслаждаясь этим процессом, – релаксировала всеми клетками своего больного организма. :wink:

Однако о деле. Книга о пигментах, которую Вы упоминаете, вероятно, одна из недавно изданных (или наоборот очень старая), по крайней мере, мне она до сих пор не попадалась. С минералами, камнями, землями – понятно. Но есть такой вопрос: используете ли Вы аурипигмент (для тех, кто не знает, это окись мышьяка в виде природного минерала светло-желтого, лимонного цвета)? Он очень хорошо высветляет, мягко перекрывает перетемненные места, а если добавить немного белил – вообще светится чистым цветом. Он очень хорош в лессировках, с ним писать гораздо легче. Но заметила, что со временем аурипигмент исчезает как цвет и икона от этого становится все более темной и тусклой, пропадает то самое свечение, которое он давал. Получается, что имеется только временный эффект. Где-то читала или слышала, что специалисты, изучая сильно потемневшие старые псковские иконы, выяснили, что в состав красок входило большое количество аурипигмента. Когда-то они светились яркими и чистыми цветами, а потом может как раз от этого и почернели. Поэтому, учитывая собственный опыт, стараюсь по возможности обходиться без этого минерала. А что думаете Вы?

И еще вопрос. Цинковые белила – это качественный пигмент? Когда-то прочитала у Винера (книга по технологии масляной живописи) в разделе о пигментах, что по многим параметрам цинковые белила сильно проигрывают всем остальным, причем вплоть до полной непригодности. Наши иконописцы используют в основном свинцовые, реже титановые белила. Сейчас я полностью перешла на титановые, хотя в этом есть масса неудобств: они слишком плотные и выбеливают цвет, но стараюсь вообще поменьше их использовать, буквально в микродозах добавляя в пигменты только для того чтобы цвет не проваливался в черноту. Но у них есть и преимущества – они не исчезают со временем, икона не тускнеет. Свинцовые белила мне кажутся слишком прозрачными и ведут себя как-то не стабильно под олифой и так же, как аурипигмент со временем исчезают. Это пришлось пронаблюдать на своих иконах, которым уже лет 15 – увы, лики постепенно темнеют.

В целом стараюсь писать как можно более чисто и светло, но не прозрачно, а все-таки достаточно плотно, иногда тонко высветляя белилами или аурипигментом (хоть он и теряет цвет, но все же некая полупрозрачная пленочка остается) слишком темные места.
О том как пишу, постараюсь рассказать в следующий раз, дабы не утомлять Вас и всех читающих слишком длинными текстами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 сен 2005, 22:11 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Здравствуйте, Ольга Игоревна! :lol: Я вот так отрелаксировалась за время отпуска, что никак не могу адаптироваться к противному московскому климату, все время хочется дремать и ничего не делать по инерции...
:roll:
Теперь о интересующих Вас пигментах – я отсканировала несколько страниц по названным Вами пигментам и отправила на E-mil Матвея, надеюсь Вы их получите, развившаяся во мне за время отпуска лень не позволила заняться перепечаткой текста, Вы уж меня извините.
:oops:
Аурипигмент (он же Реальгар) имеется в моем распоряжении, но я им практически не пользуюсь – не произвел на меня никакого впечатления, приобрела его исключительно для плотной роскрыши (планировала писать «Петра и Павла» большую икону, но заказчик не рассчитал свои финансовые возможности и эта работа отложена до лучших времен, планировала растереть его на гумиарабике или осетровом клее).
Если у меня возникает необходимость в эффекте свечения в этом случае я использую в качестве подложки чистую кадмиевую роскрышь, по которой пишу далее как обычно земляными пигментами с тонкими лессировками. После олифления иконы кадмиевая подложка задаст необходимую яркость, и в то же время верхние минеральные слои пигментов заглушат ядовитость. Прежде чем экспериментировать таким способом советую сначала попробовать на маленьких досках, где в случае неудачи локальный цвет будет вполне допустим.
С цинковыми белилами у меня никогда никаких проблем не было, я уже научилась справляться с присущим им голубоватым оттенком, с титановыми в лессировках работать намного сложнее ввиду их высокой кроющей способности, поэтому я использую их только в линиях.
В принципе, если писать чистыми пигментами, а не составными коллерами в тонких плавях- лессировках проблемы химического взаимодействия пигментов быть не должно, если еще к тому же икона будет проолифлена, но если покрыть ее акриловым лаком, проблемы могут возникнуть из-за проникновения влаги благодаря пористой акриловой структуре, и также из-за впитывания влаги доской из атмосферы.
Жду Ваших дальнейших сообщений, а может еще кто-нибудь подключится к нашей беседе и поделится своим бесценным опытом?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2005, 08:35 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Добрый день, Марина Львовна! Извиняюсь за большой перерыв, как обычно – множество неотложных текущих дел. :oops:

Благодарю за посланные Вами странички - ценная информация о титановых, свинцовых и цинковых белилах. Многого не знала. Нахожу, правда некоторые противоречия с тем, что читала у Виннера, но очень интересно. Кстати пишется в Вашей книге, что свинцовые белила «…на курином желтке изменяются – чернеют» (!), а титановые в смесях со многими минеральными (и особенно органическими пигментами) обесцвечиваются. Вообще-то с титаном этого не замечала, может по истечении какого-то времени? Интересная книга, жаль только, что информация эта (впрочем, как и у Виннера) в основном относится к технике масляной живописи. Знаю, что все нежелательные химические реакции, происходящие при смешивании минералов происходят в основном в то время, пока они находятся в непросохшем виде. Масло сохнет медленнее чем темпера, стало быть, изменения происходят более радикальные. Некоторые опытные и авторитетные в этом деле люди вообще считают, что в технике яичной темперы допустимы любые смеси, лишь бы быстро прокрывались и сохли. И никакие смеси нельзя делать с запасом.

Интересно, для чего аурипигмент растирается на гуммиарабике? Почему не на эмульсии? В первые красочные слои для лучшего соединения с левкасом обычно просто добавляю больше желтка. Но, может, то о чем Вы говорите – это лучший вариант? Гуммиарабик у меня есть, использовала его для твореного золота. Не знаю, конечно, всех его свойств, но желток мне кажется более крепким веществом, известно, что с годами, особенно в соединении с земляными пигментами, он приобретает твердость камня. Другое дело, что когда полностью пересыхают все клеящие вещества и в желтке и в левкасе – начинается отслоение красочного слоя, икона осыпается. Поэтому, может гуммиарабик или осетровый клей (в большой концентрации) как раз дольше сохраняют пластичность?

Относительно кадмиевой подкладки. Вообще-то можно представить, как это будет выглядеть, общий колорит – в красноту. Мне как-то больше нравится охристая основа с добавлением небольшого количества малахита и белил. Такую подкладку я обычно делаю в тех местах, где должна быть охра, фон, например. В этом случае, на мой взгляд, при дальнейших лессировках чистыми охрами исчезает прямолинейность и розово-коричневый оттенок, появляется некое благородство цвета. А вообще, под каждый цвет – свои подкладки, чаще всего принципиально противоположные. Но принцип – от светлого к более темному, т.е. нижние слои с белилами и более плотные, а дальше – прозрачные лессировки чистыми пигментами.

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается. Впрочем, может есть какие-то иные варианты?

Хотелось бы, конечно, чтобы кто-нибудь рассказал о своем опыте, нарушил бы наш эпистолярный жанр. Присоединяйтесь, господа - коллеги! Интересно же… :roll: :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2005, 12:42 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Здравствуйте, Ольга Игоревна!
У меня тоже есть книжка Виннера, аж 5-е издание ! Собранные мною за всю жизнь скудные познания из области химии, материаловедения , за школьной и институтской скамьей, а так же с места последней (14 лет) работы в строительном бизнесе примерно на 2/3 вступают в противоречие с этим изданием. Поэтому этот букварь наших художников я почти, что выкинула – т.е. он находится у меня в буферном ящике между книжным шкафом и помойкой.
:evil:
Вообще поражает крайне низкий уровень знаний наших художников, а так же крайняя не любознательность многих кого я знаю в отношении свойств используемых материалов. Простым доказательством мною сказанного служат многие работы советской школы 60-70 годов – сплошная грязь, особенно по сравнению с работами старых мастеров, которые владели секретами технологии и четко знали, что и с чем смешивать. :idea:
Помимо всего прочего, масляная живопись отличается от желтковой темперы присутствием химически активного сиккатива, реакция которого происходит даже после высыхания масла, по этой же причине добавки сиккатива в готовую олифу должны быть минимальными, иначе их наличие вызовет быстрое потемнение иконы. Ошибки, связанные с материаловедением, можно обнаружить даже у таких признанных авторитетов, как матушка Иулиания, в частности в ее допустимом отношении в применении в иконописи ПВА темперы. К настоящему моменту уровень сохранности ее работ, представленных в Трапезном храме Лавры таков, что практически невозможно определить, что же написано на иконе, если бы я не была знакома с этими работами по альбому, то ни за что бы не догадалась. Копоть и конденсат сделали свое «черное дело» с этими иконами, но так зачернить их за 50 лет они тоже не могли.

По поводу растирания ртутных и пр. пигментов на желтке, я пигменты на желтке вообще не растираю, растираю на только воде, а желток добавляю только когда начинаю писать. Использование для реальгара в качестве связующего гуммиарабика или осетрового клея я планировала только из соображений максимального сохранения чистоты и яркости цвета. Не знаю, но как мне кажется из личного опыта пластичность желтка меньше чем у асетрового клея или гуамарабика. Думаю, что пластичность красочному слою придает пропитка его олифой, избыток любого связующего вреден, прочем как его недостаток. Но понимание дозировки приходит с опытом, на словах широкой публике этого не объяснишь.

:idea: Думаю, что кадмиевой подкладкой, вы меня не совсем поняли. В моем применении она к общему колориту иконы имеет незначительное отношение. Не обязательно делать ее красной, можно и желтой. Я писала как-то икону Рождества Христова, общий фон и поля были темного синезеленого цвета (плотно положенный седалонит), надо было сделать максимально светящимися горки, ангельское облачение на темном фоне. Кадмиевая желтая подкладка по левкасу помогла мне добиться желаемого эффекта, дальше работала охрами как обычно,
только принцип иной на высветление - от темного плотного нижнего слоя к верхнему слою с постепенным введением цинковых белил с попеременными охряными лессировками. (Один из вариантов с кадмиевой прокладкой можно посмотреть на мантии на присланной мною фотографии иконы св.пр. Амвросия Отпинского, правда фотография не очень хорошего качества.)

:?: Вообще-то, Ольга Игоревна, мне кажется странным, что никто не присоединяется к нашей беседе, ведь у любого иконописца от начинающего до маститого всегда есть вопросы и уж обязательно личный опыт. Ну хоть бы кто-нибудь привет передал что ли ? Люди ! ау!!!
:lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2005, 16:04 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2005, 15:00
Сообщения: 111
Откуда: Минск
Да, странно... Подозреваю, Марина Львовна, что наши коллеги сосредоточенно пишут и пишут и пишут иконы... И некогда им по этой самой причине заглянуть в компьютер. Может соблазнить кого-нибудь - адрес дать? Вашим московским, например. А то ведь и в самом деле - одна моя фотография на всех страницах, хоть бы у вас какой-нибудь аватарчик появился чтоли... Так, для разнообразия. :)

Согласна с тем, что у Виннера много несуразностей, поэтому не очень-то доверяю этому автору. На практике все иначе. Безграмотности, да и просто откровенной халтуры, к сожалению, слишком много. Не хочется писать иконы-однодневки. Поэтому в технологии надо искать наилучшие варианты, обмениваться знаниями и опытом, предостерегать друг друга от возможных ошибок, анализировать и учитывать чужой опыт. Чем мы с Вами тут и занимаемся. Для себя я довольно много полезного почерпнула из нашего контакта и, надеюсь, мы с Вами все-таки не в пустыне вопием.

Почему, интересно, Вы никогда не растираете пигменты вместе с желтком? Я как раз нашла для себя это более удобным: быстрее перетирается, лучше связывается, легче собирать мастихином со стекла, сразу чувствуешь количество связующего и т.д.

Сейчас уже должна бежать, об остальном чуть позже (если позволите :wink: ).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 сен 2005, 20:22 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Завидую, Ольга Игоревна, работоспособности наших коллег, сосредоточенности пишущих иконы, я вот все никак не могу собраться после отпуска продолжить уже начатую икону – умерла моя домашняя белка от глистной интоксикации, предпринятое лечение увы не дало никаких результатов, так, что я вот уже несколько дней пребываю в расстроенных чувствах по этому поводу... :cry:

Я кое-кого из иконописной братии пыталась заинтересовать Вашим форумом, давала несколько раз адрес, но как видите в наш с Вами диалог никто не подключается. Тем не менее, я все равно рада представившейся возможности нашего интересного и очень полезного для меня общения ! Вообще-то те немногочисленные иконописцы, с которыми я знакома, действительно работают не разгибая спины и не очень общительны, наверное по причине большой занятости.
Я как-то рассказала своему духовнику о моем объявлении в Интернете на форуме о.Андрея Кураева, в котором я хотела брать уроки мастер-класса по традиционной иконописи у духовного лица, и предлагала почасовую оплату на уровне дорогих репетиторов московских вузов, при этом мне требовалась только возможность присутствия на интересующих меня стадиях работ. Но так никто и не откликнулся. Мой батюшка посмеялся над моей наивностью и сказал, что интересующие меня священнослужители-иконописцы не читают объявлений в Интернете. :roll:

Теперь о том, почему я не растираю пигмент на желтке: причина простая – плита у меня гранитная, шершавая, тяжеловатая, пока я перекладываю растертый пигмент мастихином в палитру, оставшийся на плите тонкий слой пигмента с желтком мгновенно высыхает и требуется усилия, чтобы его потом отмыть; а так сполосну плиту душем и она опять чистая, вообще причина как всегда банальная – делать поменьше усилий. :?

P.S. Ольга Игоревна, простите меня дремучую, а что такое «аватарчик» ? :?:

Жду Ваших дальнейших сообщений в нашем научном диалоге, а может нас пригласят куда-нибудь лекции почитать !
:lol:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 сен 2005, 15:28 
Не в сети
основатель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 25 апр 2005, 09:35
Сообщения: 932
Откуда: от сюда :)
Марина Львовна писал(а):

P.S. Ольга Игоревна, простите меня дремучую, а что такое «аватарчик» ? :?:


Простите, что вмешиваюсь :) Аватар - это фотография или картинка под именем пользователя. Добавляется она в профиле пользователя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 сен 2005, 22:59 
Не в сети
активист
активист
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 май 2005, 18:19
Сообщения: 47
Откуда: Москва
Atuhsam писал(а):
Марина Львовна писал(а):

P.S. Ольга Игоревна, простите меня дремучую, а что такое «аватарчик» ? :?:


Простите, что вмешиваюсь :) Аватар - это фотография или картинка под именем пользователя. Добавляется она в профиле пользователя.


Спасибо за подсказку. Чего-то не очень видно у меня получилось, фотографироваться не очень люблю, и своих фотографий у меня мало. Цифровой фотоаппарат у меня имеется, только я им не люблю пользоваться, больше нравится оптика. Ну да ладно, если надумаю сфотографироваться на цифровой, аватар поменяю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 153 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство