Serafita писал(а):
... люди всегда придумывали разные развлечения...
Развлечения действительно бывают разные. Если говорить о театре, то одно дело – детские умилительные постановки на Рождество, где действительно все пронизано Светом и Теплом, где четко обозначено добро и зло, плохой, хороший, исправляющийся и т.п. Это даже необходимо для детей. Для взрослых - классические спектакли, проверенные годами, несущие действительно нравственную основу, воспитывающие и прививающие любовь к Высокому, Доброму … Как современный светский человек, естественно, само собой разумеется, я за «культуру духа», за существование такого театра (хотя театр, как вид искусства, как форма выражения каких бы то ни было идей - мне не нравится).
В предыдущем своем высказывании я говорил преимущественно о реалиях современности. Ведь мы видим, что происходит сегодня: «продвинутые» авторские коллективы добрались уже и до Большого театра, где со сцены звучит сквернословие, цинично разыгрываются мерзости…А уж классику почти повсеместно переделывают (а точнее, «уделывают») так, что не остается ничего Живого и Святого. Оперетта, например, (с моей точки зрения, разумеется) это вообще – принципиальная пошлость. Там нет и быть не может ни одной нормальной постановки.
Я против такого театра (надеюсь, и вы тоже).
Понимая, что выдернутые из контекста отдельные фразы не могут в полноте раскрыть содержание сказанного автором, все же, как материал для размышления и обсуждения хочу предложить вам крайне категоричную точку зрения на театр вообще (только прошу не очень сильно пугаться!) известного современного духовного писателя Архимандрита Рафаила (Карелина) из книги «Векторы духовности». (Полный текст статьи можно найти в любой православной библиотеке или приходской книжной лавке).
«…Христианская церковь отрицала театр решительно и ригористично: 1) как порождение язычества, духовно связанного с ним системой ценностей, культом чувств и языческо-космическим мировосприятием; 2) как метод имитации истины: царство мнимости и видимости, где на самом деле владычествует ложь; 3) как школу страстей, т.е. душевных страстных эмоций человека (создание особого изощренного культа аффективных состояний и тонких нервно-психических переживаний); 4) как разрушение личности (искусство заменять лицо личинами). Театр дает направление, стиль и метод, опыт и привычку играть не только у артистов, но и у зрителей. Он делает людей артистами в их повседневной жизни, между тем как христианское покаяние требует от человека противоположного – очищения души от всего чуждого и наносного, от грима и масок, в которые облекают ее мечтательность и гордыня.
Церковь в самой высшей своей инстанции – на Вселенских и Поместных Соборах осудила театр. Профессия артиста приравнивалась к изготовителям идолов. Постановления Эльвирского Собора (300-й год) и Африканского (408-й год) запрещали крестить актера, до тех пор пока он не даст обещание навсегда оставить свое ремесло. Собор в Арле (314-й год) установил отлучать актеров от причастия. А Карфагенский Собор в 397-м году постановил принимать бывших актеров в церкви только после публичного покаяния. Христанские апологеты в своих произведениях бичевали театр наряду с цирком, где происходили сражения гладиаторов и массовые убиения христиан. Знаменитый Тиртуллиан писал, что в театре при свете дня совершаются дела ночи.
18-е правило Поместного Карфагенского Собора запрещает христианам смотреть на зрелища. Характерно, что в тексте этого правила имеется указание, что такие запрещения существовали в Церкви всегда и повсеместно.
51-е правило VI Вселенского Собора запрещает христианам посещать театральные игры, пляски…»
«54-е правило Лаодикийского Собора запрещает священникам и церковнослужителям присутствовать на всяких зрелищах…» «Это осуждение театра красной нитью проходит через всю патристику. Современная Церковь не отвергла, да и не может отвергнуть ни Соборных постановлений, ни патристики (церковного предания), иначе она отвергнет сама себя, свое духовное тождество и нравственное единство с древней Церковью…»
«…Театр – это языческая стихия и тех христиан, которые по сути дела остаются невоцерковленными, т.е. внутренне не включенными в христианство…» «…Позиция Восточной Церкви по отношению к театру и театральности, по крайней мере, в ее законодательных документах осталась ортодоксальной и неизменной.»