Ole писал(а):
Адам и Ева были обнаженными и это не было развратом, растлением и т.п.,
то есть изначально ничего дурного в обнаженном теле нет.
А потом люди стали воспринимать тело криво и застеснялись СВОИХ ДУРНЫХ МЫСЛЕЙ, а не тела.
Может "мерзость" не в обнаженном теле,а в том как некоторые его воспринимают?
Начнем с того, что мерзость действительно не в самом обнаженном теле, т.к. тело – Божье творение, а в том, как мы к обнаженному телу относимся, как к своему, так и к чужим, как им пользуемся. И в том то и дело, что не кто-то другой должен иметь стыд, как для того, чтобы понимать для самих себя стыд своей теперешней наготы, так и для того, чтобы не подавать повод и причину для смущения наших ближних. Если забежать немного вперед, то мы должны понимать, что если мы не испытываем стыда от наготы тела, то мы либо святы и подобны безплотным, либо мы просто потеряли всякий стыд. Наша стыдливость обнаженного тела – это один из показателей здоровья нашей души.
Но давайте не будем торопиться, а попробуем еще раз вернуться к началу. Вспомним еще раз Библейскую историю. Адам и Ева по сотворении были наги, и не стыдились. И вот они "увидели, что наги", и стали стыдиться. Когда это произошло, что изменилось? Произошло это по грехопадении, после того, как они вкусили понимание добра и зла. И речь пока даже не идет о каких-либо худых помыслах, прародители стали стыдиться именно того, что они наги. Так в чем же дело?
Под вкушением понимания добра и зла святые отцы учат нас понимать то, что прародители своим ослушанием Богу, познали, что значит быть без Бога. До грехопадения Адам и Ева не знали никакого неудобства, никакой печали, в общем – никакого проявления зла, как "отсутствия Бога", они всегдашне блаженствовали. И вот когда они своим самомнением, желанием найти жизнь вне Бога, отошли от Бога, они сразу и поняли, что есть зло, поняли это не только умом, т.ск. мысленно, в принципе, но всем своим существом. До грехопадения благодать Божья покрывала их, и была для них одеждою, так что они не только не знали ни дневного зноя, ни холода ночи, но и не имели никакого представления о своей наготе.
Теперь о наготе. Что же нужно понимать под "наготою"? Еще раз вернемся к тому, что Господь создал человека по образу Своему, и по подобию. Мы уже разбирали, что под этим следует понимать. Образ – это как-бы "форма", и вот тело наше, это в принципе как раз и есть эта форма.
Но это только в принципе. И само наше тело призвано быть не просто только формой, но и так же уподобиться в своем естестве той божественной гармонии, которую сотворил Бог, сказав при этом "все хорошо весьма". Тело наше призвано обожиться, стать таким, чтобы все естественные природные устремления нашего тела были свободно направлены к Творцу, к служению Ему, к исполнению Его воли, чтобы и тело наше всем своим естеством славило Бога, ведь даже и деревья, все животные и растения, вся земная природа и вся Вселенная славят Бога.
Бог и создал всю Вселенную для славословия, Бог создал ей такую благую возможность, ведь как сладко даже в земной жизни признаваться любимому человеку в любви! А что же скажем о любви к Богу?
Бог, как говорил об этом свт. Иоанн Златоуст, вернемся опять-таки, дал нам прекрасное тело, и дал нам возможность стяжать "нечто большее: прекрасную душу", душу, стяжавшую Божественную благодать, которая, обнимая наше тело, Божественной же благодатью обоживает его. Человек, нося в себе идеал образа Божьего, получил при своем сотворении сладостное и полезное для себя послушание – в сотворчестве с Богом уподобляться Творцу, получил для этого и возможность и способность.
По сотворении само тело человеческое не было обоженым, оно было более "перстным", чем обоженым и одухотворенным, в человеке действовала больше благодать творческая, поддерживающая все естество человека, всю его природу в идеальной гармонии, но еще не было полного взаимопроникновения природ Божеской и человеческой. Это была неописуемая благодать, но действовала она больше как-бы внешне, а чтобы она стала действовать и внутренне, человеку и нужно было ее усваивать, исполняя заповедь Божию "хранить и возделывать рай сладости", что означало, как говорил прп. Нил Сорский, повторюсь, "под возделыванием рая понимал молитву, а под хранением его, - хранение ума от помыслов".
[В этом смысле, кстати, в принципе ничего не изменилось. Христос принес на землю спасение, восстановил в Своем Богочеловечестве, через Самоотвержение и всецелое послушание Богу, взаимообщение Бога и человека, соединил в Себе две природы, Божескую и человеческую, соединил их во их взаимном проникновении, "перихорезе", и теперь всем людям, желающим спастись и наследовать жизнь вечную, нужно "усваивать" это спасение для себя лично. Только в Эдемском саду человек молитвой и хранением ума усваивал себе благодать во всегдашей радости и веселии, а сейчас – "в поте лица своего", по временам получая от Бога утешения.]
Человек, по совету сатаны преступив заповедь Божию, и тем отпав от Богообщения, вместе с этим лишился покрова Божественной благодати. А лишившись его, он увидел свое необоженное тело, которое не было адекватным носимому человеком идеалу, отображению образа Божия, в его всецелой гармонии, и он увидел это как "наготу", как что-то несопоставимое с идеалом, носимым им в себе. Но и это было не все. Человек не только увидел свою "наготу", но и утратил связь с обоживающей благодатью, оставшись наедине со своим необоженным естеством, и не имея более источника обожения. Это, конечно был тупик, и это, конечно, было страшно.
И вот в этом, как мне кажется, и заключается суть вопроса. Если мы в нашем теперешнем состоянии не чувствуем стыда своей наготы, значит мы либо святы и уже обожились, либо нам глубоко все равно наше состояние, и мы уже и не понимаем, и даже и не представляем, каким оно должно быть, и значит, не видим для себя делания в этом вопросе, и значит, - и делать ничего не собираемся.
P.S. Ну а о различных помыслах можно будет поговорить уже далее.