www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 19 янв 2021, 06:42

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ГРЕХА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 июл 2008, 18:46 
Не в сети
активист
активист

Зарегистрирован: 06 мар 2008, 10:25
Сообщения: 54
Еще из одной книги, но подтверждено личным жизненным опытом.
«…Велика ли разница между мыслью об убийстве и самим убийством?» Данный ответ: «Огромная разница! Мысль об убийстве в действительности не причиняет вреда. только весьма недалекие люди могут считать, что думать об убийстве и планировать убийство – одно и то же. Это совсем не так. Если вы думаете об убийстве достаточно долго, вы неожиданно выходите на свет из этой черноты и начинаете понимать, что все это, в сущности, довольно глупо!»
«Некоторым людям помогает, когда они мысленно проигрывают такого рода эпизоды. Можно даже считать, что это полезно. Вместе с фантазией эта мысль уходит из сознания {…}»
Как там у Феофана Затворника? ...Мысль – планирование – решение – поступок… Я не ошиблась? Чем дальше по этой лесенке – тем тяжелее грех. Я с этим согласна. В то же время, я наверно отношусь именно к таким людям, как описано. Я, конечно, не об убийстве думаю, но все же не так уж и далеко от этого… Теперь я знаю и другой способ – молитва; но если мысль неотступна, прилипчива, неотвязна, почти маниакальна, я перестаю сопротивляться ей, начинаю ее раскручивать, вплоть до образов, и тогда только могу спокойно откинуть ее в сторону, забыть…
Насколько это допустимо, учитывая все вышесказанное?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 июл 2008, 21:11 
Не в сети
старожил
старожил

Зарегистрирован: 09 ноя 2007, 21:20
Сообщения: 172
"Мысль - планирование - решение - поступок"...
Каждое составляющее ведь тоже можно растянуть: раздрожитель - реакция - помысл - соласие с помыслом - мысль (например так)...
Поэтому чем раньше - тем лучше! :D Этим и определяется духовный опыт и умение отказывать греху на любой стадии. Например, какой грех тяжелее: мысль об убийстве или необоснованый кусок мяса, съединый в постный день? Мысль о тяжком грехе или мелкий проступок совершонный?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2008, 06:51 
Не в сети
активист
активист

Зарегистрирован: 06 мар 2008, 10:25
Сообщения: 54
Мне говорили, что не совсем правильно взвешивать грехи. Грех - он и есть грех. Однако почему же тогда существует список "смертных грехов"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2008, 10:46 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 авг 2006, 13:19
Сообщения: 2180
Откуда: Прихожанин
джаконда писал(а):
Мне говорили, что не совсем правильно взвешивать грехи. Грех - он и есть грех. Однако почему же тогда существует список "смертных грехов"?

Наверно, смертными называются грехи, которые больше других отдаляют нас от Бога. Но вернуться назад к Богу при покаянии о содеянном всегда можно и нужно, независимо от того, что бы человек не сотворил.

_________________
Время нашей жизни бесценно: в это время мы решаем нашу вечную участь. (святитель Игнатий Брянчаннинов)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2008, 10:47 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 14 апр 2006, 18:48
Сообщения: 1532
состав и набор смертных грехов -- это список для конкретной страны в конкретное время. в зависимости от локальной культуры.
смертный грех -- грех который лишает человека жизненного источника, связи с Богом. То есть лишает человека жизни. такой грех может быть самым безобидным и для каждого конкретного человека набор смертных грехов может быть свой.
Но может быть и грех, который вроде бы жесток, но на душу человека действует как царапинка. тут все очень сложно и общего закона нету, есть опыт и знания того священника с которым вы об этом говорите.

_________________
Хочется жить лучше. А получается веселее...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ГРЕХА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 июл 2008, 15:56 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
джаконда писал(а):
Еще из одной книги, но подтверждено личным жизненным опытом.
«…Велика ли разница между мыслью об убийстве и самим убийством?» Данный ответ: «Огромная разница! Мысль об убийстве в действительности не причиняет вреда. только весьма недалекие люди могут считать, что думать об убийстве и планировать убийство – одно и то же. Это совсем не так. Если вы думаете об убийстве достаточно долго, вы неожиданно выходите на свет из этой черноты и начинаете понимать, что все это, в сущности, довольно глупо!»
«Некоторым людям помогает, когда они мысленно проигрывают такого рода эпизоды. Можно даже считать, что это полезно. Вместе с фантазией эта мысль уходит из сознания {…}»

А что за книга?

Цитата:
Как там у Феофана Затворника? ...Мысль – планирование – решение – поступок… Я не ошиблась? Чем дальше по этой лесенке – тем тяжелее грех. Я с этим согласна. В то же время, я наверно отношусь именно к таким людям, как описано. Я, конечно, не об убийстве думаю, но все же не так уж и далеко от этого… Теперь я знаю и другой способ – молитва; но если мысль неотступна, прилипчива, неотвязна, почти маниакальна, я перестаю сопротивляться ей, начинаю ее раскручивать, вплоть до образов, и тогда только могу спокойно откинуть ее в сторону, забыть…
Насколько это допустимо, учитывая все вышесказанное?

О МЫСЛЕННОЙ В НАС БРАНИ

1. Как авва Нил разделяет мысленную в нас брань?

Он именует несколько видов ее. "Различно в нас происходит борьба, или брань мысленная, сопровождаемая победою или поражением, учат святые Отцы: прежде возникает представление помысла, или предмета (прилог), потом принятие оного (сочетание), далее - согласие с ним (сложение), за ним - пленение, или порабощение от него, и, наконец, страсть".

2. Что называют святые Отцы прилогом ?

"Прилогом святые Отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие) называют помысл простой, или воображение какого-либо предмета, вдруг в сердце вносимое и уму предстающее. Св. Григорий Синаит говорит: "Прилог есть внушение, от врага происходящее: сделай то или другое, как то было Самому Христу Богу нашему: рцы, да камение сие хлебы будут (Мф. 4, 3). Или проще сказать: это какая-либо мысль, на ум человеку пришедшая. И таковой прилог называется безгрешным, не заслуживающим ни похвалы, ни осуждения, потому что он не от нас зависит. Ибо не возможно, чтобы не было приражения нам вражеских козней, говорит Симеон Новый Богослов, после того, как диавол с бесами получил доступ к человеку, за преслушание удаленному из рая и от Бога, а в сем состоянии удаления он может колебать мысли и ум всякого. Разве одни совершенные и восшедшие на высокую степень духовной жизни могут пребыть непоколебимыми, и то на время, говорит святый Исаак".

3. Что называется в брани духовной сочетанием?

"Сочетанием св.Отцы называют собеседование (соглаголати)с пришедшим помыслом - страстное или бесстрастное- или принятие мысли, от врага принесенной, удержание оной, согласие с нею и произвольное допущение пребыть ей в нас. И это святые Отцы уже не всяко почитают безгрешным. Если же кто в таком обстоятельстве поступит как должно, то может заслужить похвалу и Богу благоугодить. А для сего будем поступать так: если не отринешь в самом начале лукавого помысла, но удержишь его в себе, и враг станет порабощать тебя ему страстно, то старайся противопоставить ему помыслы противные - благие. Как же противопоставлять злым помыслам благие и сими одолевать первые, о сем, аще Бог вразумит, скажем впоследствии".

4. Что называется сложением в мысленной брани?

"Сложением св. Отцы называют благосклонный от души приём помысла, в нее пришедшего, или предмета, представившегося ей. Это бывает, напр., тогда, когда кто-либо мысль, врагом порожденную, или предмет, от него представленный, примет, с ними вступит в общение чрез мысленное разглагольствование, и потом склонится - расположится в уме своей поступить так, как внушает вражий помысл. О вменяемости сего св. Отцы рассуждают по той степени и мере духовного возраста, в коих находится подвизавшийся. Именно: если кто достиг некоторого преспеяния и удостоился получить от Бога помощь и силу отревать помыслы лукавые, но не отженет их по лености и небрежению, таковому не безгрешно сие. Если же новоначальный и к отреянию прилетов и наведений лукавого еще бессильный склонится несколько на сторону лукавого помысла, но вскоре, раскаясь и зазревая себя, исповедует сие Господу и Его призовет на помощь, по глаголу сему: исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его (Пс. 104, 1), то ему Бог прощает ради милости Своей за немощь его. Вот что Отцы сказали о сложении мысленном, об уступке, о склонении на сторону помысла, когда кто-либо из подвизающихся, хотя бывает побежден в мысли, но когда корень ума его (во глубине сердца своего) твердо стоит в том, чтобы самим делом не согрешить и беззакония не совершить. И это есть первый вид сложения".

5. А второй вид сего состояния души инока в чем состоит?

"В том, говорит св. Григорий Синаит, когда кто волею своею приемлет вражия, т.е. от врага наносимые мысли и, согласуясь и сдружаясь с ними, побеждается от них так, что уже не токмо не противоборствует им, но решается исполнить по внушению страсти, и если не исполняет самим делом почему-либо, как по неулучению времени или места или по иной причине. Таковое состояние души весьма виновно и подлежит запрещению".

6. Как рассуждает преподобный Нил о том состоянии иноческой души, которое называется пленением?

"Пленение есть, когда сердце насильно и против воли устремляется к нашедшему помыслу и, водворяя его в себе, чрез то ниспадает из своего духовного настроения. В первом случае, когда умом овладевают помыслы, и он насильно и против твоего желания уносится лукавыми помыслами, - ты вскоре, Божией помощию, удерживаешь его и возвращаешь его к себе и к делу своему. Второй случай бывает тогда, когда ум, как бы бурею и волнами подъемлемый и отторженный от благого своего устроения к злым мыслям, уже не может придти в тихое и мирное состояние. Это обыкновенно происходит от рассеянности и от излишних неполезных бесед".

7. Как преподобный Нил учит о вменяемости воздействовавшего злого помысла?

"Она различна, смотря по тому, когда и как помысл внедряется в душу и действует: во время ли молитвы или не во время молитвословия келейного и соборного; средний ли то - безразличный, не греховный помысл, или прямо злой. Если ум находится в плену лукавых помыслов во время молитвы, это очень виновно и осудительно: потому что во время молитвы ум должен быть весь обращен к Богу и внимать молитве и всяких сторонних мыслей отвращаться. Если же не во время молитвы и в необходимых для жизни потребностях входят в душу мысли и в ней остаются, то таковое состояние безгрешно. Ибо и святые благословно и безвинно исполняли необходимое для жития телесного. Во всяком сего рода помысле ум наш, если соблюдает себя в благочестивом устроении, бывает с Богом (неразлучен), говорят Отцы. От лукавых же мыслей да отвращаемся".

8. Что называет преподобный Нил страстью?

"Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к (исключительному) люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Причиною сего, как мы сказали, бывает, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. Подобает убо каяться и молиться о избавлении от всякой страсти. Ибо всякая страсть подлежит муке не за то, что подверглись брани от нее, но за нераскаянность. Ибо ежели бы токмо за брань врага было сие, то не могли бы некоторые получить избавления, не достигнув еще совершенного бесстрастия, говорит Петр Дамаскин. Обуреваемому какою-либо страстию подобает всеусиленно ей противиться, сказали Отцы. Возьмем, например, страсть блудную. Кто борим этою страстию к какому-либо лицу, тот пусть всячески удаляется от него, удаляется и от собеседования и сопребывания с ним и от прикосновения к его одежде и от обоняния аромата его одежд. Кто не соблюдет себя от всего этого, тот образует страсть и любодействует мысленно в сердце своем, сказали Отцы: он сам в себе возжигает пламя страстей, вводя и приемля лукавые помыслы, как некие звери".


Т.е., если не получилось обрезать пришедший помысел сразу, то необходимо стараться противопоставить ему мысли противоположные – благие. Но новоначальным это, обычно, не по плечу, и им нужно просить и искать помощи от Господа. И обязательно нужно стараться понять причину, почему Господь попускает эту борьбу, ведь такое состояние – Божие попущение, которым Господь, скорее всего, хочет нас в чем то исправить.

А вот что советует прав. Иоанн Кронштадский:

"Ах! сатана входит часто после недостойного причащения Св. Таин, и он-то всячески старается поселить в нашем сердце свою ложь, т.е. неверие, потому что неверие все равно, что ложь. Человекоубийца искони, он всячески старается и ныне убить человека своею ложью и разными помыслами и, прокравшись в сердце в виде неверия или какой-либо страсти, после оказывает достойным себя образом, больше - нетерпением и злобою. И видишь, что он в тебе, да не вдруг-то часто избавишься от него, потому что обыкновенно старается запереть в сердце все пути к выходу из него - неверием, ожесточением и другими порождениями своими. Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я раб Господа моего Иисуса Христа. Ты, вознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым. Так мысленно говори злому духу, лежащему тяжким бременем на сердце твоем и нудящему тебя ко злу разного рода. Гордому духу как бич огненный эти слова, и он, посрамленный твоею твердостью и мудростью духовною, убежит от тебя. Ты это сейчас увидишь, осяжешь и удивишься чудной в себе перемене: тяжкого, убийственного для души бремени в сердце не станет, сделается так легко, легко, и убедишься ты осязательно, что есть духи злобы поднебесные, ищущие постоянно погибели нашей, ядом мрачных и злобных помыслов отравляющие сердце наше, усиливающиеся разрушить любовь к людям и общительность с ними".
(Прав. Иоанн Кронштадский. "Моя жизнь во Христе".)


Искренно так сказать, на мой взгляд, может только смирившийся человек, смирившейся перед Богом. И кто знает, может именно смирения Господь хочет от нас и в этом искушении.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство