www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 23 янв 2021, 06:36

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 101 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2010, 07:44 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
Неужели кто-либо из нас после одного-единственного дня может сказать, что он исполнил всё, что было возможно, и был всем, чем он мог быть?
Что он был безукоризненно непорочен в своих мыслях и чувствах, что он не упустил ни одного поступка, который можно и надо было совершить, что не сделал ни одной вещи, которая была бы несовершенна?
Кто может сказать, что его мысли не запутались, сердце не потемнело, воля не заколебалась, поступки или желания не оказались недостойными?
Если человек может прийти на исповедь и сказать: “Не знаю, что говорить”, это значит, что человек никогда не задумывался над тем, чем он мог бы (а, следовательно, должен бы) быть, а только сравнивает себя со вчерашним днем или с другими людьми, которые так же плохи, как и он сам.
А когда мы говорим: “Вот, из года в год мы приходим и повторяем одно и то же”, - это свидетельствует о том, что мы никогда не пережили ни стыда, ни боли; что мы вполне спокойно принимаем свою греховность. Да, я лгу - но все лгут! Бесчинствую, - все бесчинствуют; забываю Бога, - ну где же Его помнить? Прохожу мимо всякого человека, который во мне нуждается - но нельзя же останавливаться на каждом! И так далее...

Если бы только хоть раз мы могли увидеть - как Бог видит - последствия того, что мы делаем, или того, чего не делаем; если бы только могли видеть, как сказанное или несказанное слово, совершённый или несовершённый поступок являются началом целого ряда событий в жизни другого человека, видеть, как окончательно бывает в судьбе одного человека слово или мгновенное движение другого... Но если мы настолько невнимательны к себе, то, конечно, мы еще невнимательнее к другим; то, что с ними делается, проходит совершенно мимо нас. И поэтому мы приходим и каемся все об одном и том же, потому что ни разу не заметили, что то или другое превращает нас в уродов, что мы больше не похожи на образ Божий, который запечатлен в наших глубинах. Нам дана как бы икона на хранение, а мы ее из раза в раз разрушаем, порочим, оскверняем - или через наше небрежение, или в каком-то порыве злобы, не пламенной злобы, а маленькой, ничтожной злобы.
Иногда человек говорит: “Я не могу вырваться из своих грехов! Если бы я совершил какой-нибудь один большой грех, может быть, я был бы потрясен; но все число моих мелких грехов ложится, как пыль, но не тяготит. Привыкаешь к ним, как привыкаешь жить в беспорядочной обстановке своей квартиры”... И мы не отдаем себе отчета в том, что какое-то число мелких грехов иногда труднее сбыть, чем один большой грех. Потому что этот большой грех - да, действительно, может нас так потрясти, что даже при нашей неспособности бодрствовать мы проснемся. А повседневные грехи...

Есть рассказ в жизни русского юродивого Воронежской губернии Алексея о том, как к нему пришли две женщины. Первая убивалась от сознания одного совершенного ею страшного греха; другая поохивала: “Грешна, как все; знаете же, батюшка, невозможно жить и не грешить”. И тот им наглядно показал, что это значит. Обеих он послал в поле; той, которая совершила один убивающий ее грех, он велел найти самый тяжелый булыжник, какой только она может поднять, и принести к нему; а второй велел собрать в фартук как можно больше камушков. Когда женщины пришли, он велел обеим вернуть булыжник и камушки точно на те же самые места, откуда они были взяты. Первая прямо пошла к месту, откуда был взят камень, - его печать лежала в почве, поставила его на место и вернулась. А другая часами ходила и не могла вспомнить, где она подобрала тот или другой камешек. Так этот юродивый показал, что нельзя относиться небрежно к тому, что кажется ничтожным, но от чего никакими силами не отделаешься. Нам надо над этим задуматься; отчасти потому, что действительно, если не обращать внимания на малое, то не отделаешься от него. А отчасти потому, что, привыкши небрежно относиться к малому, мы привыкаем вообще быть небрежны и начинаем грешить все больше и больше, то есть все больше уродовать себя и уничтожать, разрушать, осквернять в себе образ Божий.
Митрополит Антоний Сурожский

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 мар 2010, 22:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Предание грехов огласке

Когда мы видим что-то плохое, покроем его и не будем о нем распространяться. Неправильно, когда нравственные падения становятся известны [всем]. Предположим, что на дороге лежат нечистоты. Человек благоразумный, проходя мимо, возьмет и чем-нибудь их присыпет, чтобы они не вызывали у людей отвращения. Неразумный наоборот, вместо того чтобы накрыть, расковыряет их и только усилит зловоние. Так и мы, без рассуждения предавая огласке грехи других, вызываем еще большее зло.
Евангельское изречение "повеждь Церкви" не означает, что все должно становиться известным, потому что сегодня Церковь — это не все. Церковь — это верующие, живущие так, как хочет Христос, а не те, кто воюет против Церкви. В первые годы христианства, когда исповедь совершалась перед всеми членами Церкви, слова Господа "повеждь Церкви" имели буквальный смысл. В наше же время, когда стало редкостью, чтобы вся семья исповедовалась у одного духовника, не дадим врагу запутать нас этим "повеждь Церкви". Потому что, предавая огласке какое-нибудь, к примеру, нравственное прегрешение, мы оповещаем о нем враждующих с Церковью и даем им повод начать против нее войну. И таким образом в слабых душах колеблется вера.
Если какая-то мать имеет дочь блудницу, то она не поносит и не уничижает ее перед другими, но делает все возможное для того, чтобы восстановить ее имя. Она продаст все до последнего, она возьмет дочь и уедет в другой город, постарается выдать ее замуж и таким образом исправить ее прежнюю жизнь. Точно таким же образом действует и Церковь. Добрый Бог с любовью терпит нас и никого не выставляет на посмешище, хотя Ему, Сердцеведцу, известно наше окаянство. И святые никогда не оскорбляли грешного человека перед [всем] миром, но с любовью, духовной тонкостью и таинственным образом помогали исправлению зла. А мы сами, будучи грешниками, поступаем наоборот — как лицемеры. Мы должны быть внимательны, чтобы не становиться легкими жертвами недоразумений и не считать злом того, что делают другие.

(Паисий Святогорец)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 мар 2010, 19:16 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
"Ты спрашиваешь меня о собеседовании о Боге и о Его вездесущии, судьбах Его и прочем: при оном чувствуешь ты утешение и позволительно ли оное чувство? Все то, что приводит нас к любви Божией и смирению, позволительно; но надобно знать нам свою меру, и не увлекаться в высоту, а паче при страстном нашем устроении. Думаю, помнишь ты, как один брат говорил старцу, что всегда зрит Бога, а старец ему отвечал: блажен, кто зрит грехи свои; и к Пимену Великому пришедши брат, когда вопрошал его о великих, божественных вещах и материях, тот молчал и ничего не отвечал; а когда брат, быв вразумлен, стал вопрошать о немощах и страстях, то и он отверз уста свои и благодать Божия излилась; впрочем, нельзя совершенно отречь сего собеседования, но не увлекаться утешениями. Мы ведь и читаем, и поем, а все поучаемся о Боге, о Его Промысле и о заповедях. Везде потребно смирение!"
Макарий Оптинский (Письма).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 мар 2010, 20:18 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Сегодня люди от многого чтения доходят до того, что становятся [подобными] магнитофонам и забивают свои кассеты ненужными вещами. Однако, по святому Исааку, "учение без деяния есть залог стыда". Точно так же многие интересующиеся спортом, сидя на диване, праздно читают спортивные журналы и газеты — сами при этом могут быть как телята, а спортсменами восхищаются. "Ух, — говорят, — это поразительный спортсмен, молодчина", а сами при этом не потеют и собственного веса ни на один килограмм не убавляют. Читают-читают о спорте, при этом валяются на диване и получают не пользу, а одно только удовольствие от чтения. Из мирских одни читают газеты, другие приключенческие романы, третьи смотрят, как играют на стадионах, и так [все] эти люди проводят свое время. То же самое делают некоторые из читающих духовные книги. Они могут ночами не спать, читать эти книги запоем и получать удовольствие. Берут духовную книгу, усаживаются поудобнее и читают. "Я получил пользу", — скажет кто-то из них. Скажи лучше, что ты получил удовольствие, что приятно провел время. Потому что это не польза. Ты получаешь пользу только тогда, когда понимаешь, о чем говорится в книге, испытываешь себя и принуждаешь себя применять прочитанное к самому себе. "О чем говорит то, что я читаю? Где я духовно нахожусь? Что мне следует делать?" И потом чем больше кто-то узнает, тем большую он несет ответственность. Я не говорю, что не надо читать, чтобы не знать много и не быть [за это] ответственным. Такое отношение к чтению было бы лукавством. Я имею в виду то, что не следует читать лишь для того, чтобы получать удовольствие. Плохо, если у читающего крепкая память, и он многое запоминает. Говорить он тоже может многое и обманывать себя, считая, что применяет прочитанное к своей жизни. Таким образом и в себе и в других он вызывает ложные чувства. Поэтому не успокаивайте свой помысл многим чтением. Возьмитесь за применение [прочитанного]. Многое чтение дает образование энциклопедическое… А задача в том, чтобы образовать себя богоцентрично. Я не собираюсь становиться университетским профессором и не обязан знать многого. Приобретя же богоцентричное образование, я в случае необходимости смогу легко узнать что-то из другой области.
(Паисий Святогорец)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 мар 2010, 14:03 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Когда заметишь, что сердце твое хладно и молится неохотно, - остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, например, своего окаянства, своей духовной бедности, нищеты и слепоты или представлением великих, ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и роду человеческому, особенно же христианам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством; если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от теплой и неспешной молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия.

Когда мы молимся, то для поддержания в сердце теплоты благоговения и благодарности пред Богом, надо иметь в сердце мысль: Им живем и движемся и существуем.

Прав. Иоанн Кронштадский

Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Во время молитвы не полезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только вникать в смысл произносимых слов, внимательно молиться...
Прп. Никон Оптинский


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 мар 2010, 10:44 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Вот и снова прихожу я, смиренный твой отец, чтобы словами поднять твой дух. Восстань, дитя мое, от сна лености, услышь меня и более не спи. Проснись и отряхни сонливость уныния. Снова возьми оружие и мужественно встань против своих врагов. Воюй, имея терпение. Не показывай спины. Борись лицом к лицу.

Лучше для нас пасть победителями в битве, а не быть побежденными.

Не приучайся легко падать. Ибо при каждом падении обрушивается крепостная стена души, и вход для врага впредь облегчается до тех пор, пока побежденный не оказывается в плену полностью.

Итак, проснись и отряхни малодушие. Порази врага один раз, чтобы научиться побеждать его силою Господней. Победа — это терпение, победа — это смирение, победа — это послушание.


Старец Иосиф Исихаст.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 06:10 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
Человеку необходимы –
- Правая вера - от души
- Истина - от языка
- Целомудрие - от тела.
Блаженный Григорий

Если тщеславитесь тем, что усердно поститесь - то какая польза в посте?
Лучше человеку есть мясо, нежели надмеваться и величаться.

Ни любовь не должна изгонять страха, ни страх не должен погашать любви.
Если желаешь спасения - делай все то, что приводит к нему.
Авва Исидор

Кто преодолел гнев, тот преодолел демонов, а кто побеждается сею страстью, тот вовсе чужд иноческой жизни.
Иное злопамятность,
иное гнев,
иное раздражительность
и иное смущение.
Смущение же есть то самое движение и возбуждение помыслов, которое воздвигает и раздражает сердце.
Раздражение же есть отмстительное восстание на опечалившего, которое обращается в дерзость.
Злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою, сокрушает его (Прп. Марк подвижник).
Раздражительность есть жар крови около сердца (Свт. Василий Великий).

Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде нежели они вкоренятся и укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется много пострадать от них; потому что иное дело вырвать малую былинку, и иное искоренить большое дерево.
Каждый должен радоваться успокоению брата своего и все сделать, чтобы почтить его.
Боже, помоги брату моему и мне ради молитв его. Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви; и смиряется, прося себе помощи ради молитв его.
Молящийся за врага будет не злопамятен.
Преподобный Авва Дорофей

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 май 2010, 06:11 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
хранение совести многоразлично:
ибо человек должен сохранять её в отношении к Богу, к ближнему и к вещам.

В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например, обленился ли кто в молитве или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как обыкновенно случается, осудил его;
короче сказать, всё, что бывает в тайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить - и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу.

хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взором можно оскорбить брата.
Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего: сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его - и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему.

хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на своё место. Не должно также обходиться нерассмотрительно с своею одеждою: ибо случается, что иной мог бы носить одежду неделю или две, или даже месяц, а он часто моет её преждевременно и тем портит её, и вместо того чтобы носить её пять месяцев или более, он частым мытьем приводит её в ветхость и негодность - а это против совести. Также и в отношении постели, часто иной мог бы довольствоваться одной подушкой, а он ищет большой постели; или имеет власяницу, но хочет переменить её и приобрести другую, новую или более красивую, по тщеславию или от уныния. Иной опять может обойтись одним покрывалом, а он ищет другого, лучшего, иногда даже и спорит, если не получит его.
А если он ещё станет примечать за братом своим и говорить: "Зачем у него есть, а у меня нет?" - то такой далёк от преуспеяния.
Также если кто-либо развесит свою одежду или покрывало на солнце и поленится вовремя снять их и допустит им от зноя портиться - то и это против совести. Также и в пище, иной может удовлетворить своей потребности малым количеством какого-либо овоща, или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей - это всё против совести. Отцы же говорят, что монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. Итак, необходимо нам, братия, внимать себе всегда и охранять себя от всего этого, чтобы не подвергнуться тому бедствию, от которого Сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали.
Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова отцов наших не послужили нам на осуждение.
Преподобный Авва Дорофей

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2010, 12:49 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
О страхе Божием

Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же - невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, "потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа" (1Петр.3:4). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: "Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется" (2Кор. 4: 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего - невидимы, согласно Псаломнику: "Приступит человек, и сердце глубоко" (Пс.63:7)...

Молитва - проба всего; молитва - и источник всего; молитва - и двигатель всего; молитва - и направитель всего. Коль скоро молитва исправна, все исправно. Ибо она не допустит быть чему-либо неисправным...

Прежде всего изъясни себе кратким толкованием, что такое молитва?
Молитва есть обращение ума и мыслей к Богу; молиться значит предстоять умом своим Богу, неуклонно мыслью зреть на Него и беседовать с Ним в благоговейном страхе и уповании...

Молитва - умное предстояние Богу в сердце с славословием, благодарением, прошением и сокрушенным покаянием. Все тут духовно. Корень всему - благоговейный страх Божий, из коего вера о Боге и в Бога, предание себя Богу, упование, прилепление к Богу в чувстве любви с забвением всего тварного... Когда молитва в силе, все сии чувства и движения духовные присущи в сердце в соответственной силе...

Над молитвою Иисусовою трудитесь. Бог благословит.
Но с навыкновением устно произносить сию молитву соедините память о Господе, со страхом и благоговением. Главное ведь - ходить пред Богом, или под оком Божиим с сознанием, что Бог смотрит на вас, на душу вашу - в ваше сердце, и там все видит... Это сознание самый сильный рычаг в движении внутренней духовной жизни...

Относительно умной молитвы держите одну предосторожность, чтоб при непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх, и позыв падать в прах пред лицом Бога, милостивейшего Отца, но и грозного Судии. Частое памятование о Боге без благоговеинства притупляет чувство страха Божия, и чрез то лишает его того спасительного действия, которое ему принадлежит в кругу духовных движений, и которого, кроме его, ничто произвесть не может...

Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Господе, познает Господа как Господа, стяжавает страх Господень, страхом входит в чистоту, чистотою в Божественную любовь. Любовь Божия исполняет храм свой дарованиями Духа...

Бывает еще молитва, которую именуют предстоянием пред Богом, когда молящийся, весь сосредоточившись внутрь сердца, мысленно созерцает Бога присущим себе и в себе с соответственными тому чувствами, - то страха Божия и благоговейного изумления Его во всем величии, то веры и упования, то любви и преданности в волю Его, то сокрушения и готовности на всякие жертвы. Такое состояние приходит, когда углубится кто в обычной молитве словом, умом и сердцем. Кто долго и как должно молится, у того такие состояния чаще и чаще будут повторяться и, наконец, состояние такое может сделаться постоянным, и тогда оно называется хождением пред Богом и есть непрестанная молитва. В таком состоянии пребывал св. Давид, свидетельствующий о себе: "предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся" (Пс.15:8)...

К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Если бы мы неопустительно исполняли это небольшое правильце: - утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом со страхом, благоговеинством и преданностью, то никогда не возникали бы в нас не только страстные пожелания и чувства, но и голые помыслы...

Когда память Божия есть и поддерживает страх Божий в сердце, тогда все благоспеется добре, но когда она слабеет или держится только в голове, тогда все вкривь и вкось...

Боитесь впасть в духовное сластолюбие? Как оно сюда попадет?! Ведь не для сласти творится молитва, а для того, что долг есть служить сим образом Богу; сласть же необходимая принадлежность истинного служения. К тому же, в молитве главное - умом в сердце предстояние Богу с благоговеинством и страхом, отрезвляющим и прогоняющим всякую блажь и насаждающим в сердце болезнование пред Богом. Эти чувства: страх Божий и болезнование, или сердце сокрушенно и смиренно, суть главные черты настоящей внутренней молитвы и проба всякой молитвы, по коим надо судить, должным ли порядком идет наша молитва, или не должным. Когда они есть - молитва в порядке. Когда их нет, - не в порядке, и надобно вставлять ее в свой чин. С отсутствием их сласть и теплота могут породить самомнение, а это гордыня духовная... и се будет прелесть пагубная. Тогда сласть и теплота отойдут; останется одна память о них, а душа все же будет думать, что имеет их. - Сего бойтесь, и больше возгревайте страх Божий, смирение и болезненное к Богу припадение, ходя всегда в присутствии Божием. Се - главное!...

Усердно исполняя правило, трезвость ума и теплоту сердца храните. Последнюю, когда начнет умаляться, возгревать спешите, твердо ведая, что, коль скоро, ее не станет, это значит, что большая половина пути к отступлению от Бога пройдена. Страх Божий есть хранитель и возбудитель внутренней теплоты. Но и смирение нужно, и терпение, и верность правилам, и паче всего трезвение. Внимайте себе, Господа ради. Тревожьте себя всячески, чтоб не заснуть, или задремавши, пробудиться...

Как возгревали в себе дух молитвенный и утверждались в молитве подвижники, отцы и учители наши? Главное, чего они искали, состояло в том, дабы сердце горело к единому Господу беспрестанно. Бог требует сердца, потому что в нем исходище жизни. Где сердце, там сознание, внимание и ум, там вся душа. Когда сердце в Боге, тогда и вся душа в Боге, и предстоит человек в непрестанном поклонении Ему духом и истиною.
Это главное иными доставалось скоро и легко. Милость Божия! Как глубоко потрясал их страх Божий, как скоро оживала совесть во всей своей силе, как стремительно возжигалась ревность - держать себя пред Господом чисто и непорочно, как скоро труд богоугождения раздувал этот огонек и превращал его в пламень! Это серафимские души, пламенные, быстродвижные, многодеятельные.
Но у других все идет вяло. Строй ли их естественный такой, или другие о них намерения Божии, только сердце их не скоро согревается. Казалось бы, они уж навыкли всем делам благочестия, и жизнь у них идет праведно; а нет, - на сердце все не то, чему бы следовало быть. Так бывает не только с мирянами, но и с живущими в обителях, и даже с отшельниками.
Бог вразумил и труженики трезвения установили особый способ привития к сердцу неисходной молитвы ко Господу, согревающей сердце. Мы об этом поминали не раз. Опыт оправдал этот прием успехом, и он стал почти повсюден, и все, которые проходят его как следует, успевают...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 28 июн 2010, 12:50 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходить пред Богом... Главное тут: стать вниманием в сердце и взывать к Господу, везде сущему...
Корень доброго внутреннего строя есть страх Божий. Его надо сделать неотходным... Он будет все держать в напряжении и не даст распускаться ни членам, ни мыслям, созидая бодренное сердце и трезвенную мысль.
Но всегда помнить надо и чувствовать, что успех в духовной жизни и во всех ее проявлениях есть плод благодати Божией. Духовная жизнь вся от Пресвятого Духа Божия. У нас и свой есть дух, но бессильный. В силу вступает он, когда осенит его благодать...

Дух премудрости и откровения и сердце очищенное - разны: тот свыше от Бога, это - от нас. Но в акте образования христианского ведения они нераздельно сочетаваются, и только совместно дают ведение. Сердце, как ни очищай (если можешь без благодати), не даст мудрости, а дух премудрости - не придет, если не уготовано ему в жилище чистое сердце. Сердце - здесь не в обычном смысле, а в смысле внутреннего человека. Есть в нас внутренний человек, по Апостолу Павлу, или потаенный сердца человек, по Апостолу Петру. Это Богоподобный дух, вдунутый в первозданного. Он не сокрушимым пребывает и по падении. Отправления его суть страх Божий, в основе коего лежит уверенность в бытии Бога с сознанием полной от Него зависимости, совесть и недовольство ничем тварным...

Радуетесь милости Божией к вам, но вместе и страшитесь. Выходит, вы опытом изучили ту истину, что работать Господу подобает со страхом и радоваться Ему с трепетом. То и другое надо держать, и неразлучно, чтоб как радости не допустить до спустя рукава, так и страха - до подавления всякой отрады. Следует держать себя в крайнем благоговеинстве пред Богом, яко Отцом многомилостивым и многопопечительным о нас, но вместе и строгим без малейшей поблажки...

Плод молитвы - главный - не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение...

Всяко страх Божий надо иметь. Он корень всякой науки и всякого доброго делания. Когда он властвует в душе, все тогда идет хорошо и внутри и вне. Его возгревать прежде всего старайтесь всякое утро. Потом он уже пойдет всем ворочать, как рычаг какой...

Чувствуете рассеяние мыслей: пооберегитесь! Это очень опасно. Враг хочет загнать вас в какую-нибудь трущобу, и там убить. Мысли блуждать начинают от умаления страха и охлаждения сердца. Охлаждение же сердца много имеет причин. Главная из них - самодовольство и самомнение. Вам эти очень сродны. Поостерегитесь, и поспешите страх Божий восстановить и душу разогреть...


Из книги Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Издание Валаамского монастыря.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2011, 23:03 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
обличи себя самого – и тебе не нужно будет обличать других

чтобы понять возвышенные вещи – прежде нужно понять свое ничтожество

чем больше отсечешь в себе плохого – тем больше оставишь людям хорошего
для порочного человека даже здоровье – не в добро
а для доброго даже болезнь – на пользу

когда воля человеческая становится важнее воли Божьей – появляется воля вражеская
Бог дает человеку не то, что человек хочет – а то, что он заслужил

лучше перебор в доверии – чем перебор в недоверии
лучше перебор в добре – чем перебор в строгости

чтобы научиться летать – нужно не бояться высоты

если ты хочешь победить – то вначале ты должен решиться умереть
лучше одна большая победа - на фоне малых поражений
чем малые победы – на фоне одного большого поражения

Святые страдают добровольно, по своей воле
А мы – невольно, по своей вине

Когда легко и радостно жить? Когда в сердце ничего нет – кроме Бога
Когда жить тяжело и мучительно? Когда у тебя все есть, а Бога – нет

Счастье – это когда мы идем за Богом
А несчастье – это когда Бог идет за нами

Счастлив тот – кто умеет Счастье хранить, а кто не умеет – как он может быть счастлив?

победить этот мир – или погибнуть от него – иного выбора человеку не дано
не ищи правды в этом мире лжи – лучше отрекись от него как можно скорее, иначе он обманет тебя, как обманул всех – кто искал в нем правды

мир ищет радостей и наслаждений, а находит – гибель и отчаяние
все обещания мира сего – абсолютно лживы
всякий плод, вырастающий на земле – есть ложь и суета
всякий плод вырастающий на Небе – есть Правда и Истина

Бог нас всегда окружает теми людьми – с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков
Хочешь научиться совершенной молитве? – научись трудиться без помыслов

На Божественную Вершину ведут два пути -
Путь жестокий и трудный – это путь борьбы с самим собой
Путь легкий и радостный – это путь Любви и забвения себя
Первый путь открыт для всех
Второй путь открывает Сам Господь

Главное не то – какие мы есть, когда мы читаем духовную книгу
А то – какие мы есть, когда ее закроем
Симеон Афонский

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2011, 23:05 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
Добро начинает свой путь медленно – но всегда приходит к цели
Зло быстро выходит вперед – но всегда терпит крах

Не ищи добра – сам твори добро

Чтобы узнать полезное – нужно уметь спрашивать
А чтобы уметь спрашивать – нужно уметь делать
Тому, кто ничего не делает – невозможно ничего объяснить – даже если говорить с ним с утра до вечера

Упорную душу поддерживает Господь
А упрямую – диавол

Только смирившись – человек может уверовать в Бога

Очень ранимый – в духовном мире означает – очень тщеславный
Только глупость полагается на саму себя

Страх Божий – это смирение
А страх человеческий – это трусость

Как только мы цепляемся за этот мир как за опору – он становится бездной

Кого объединяет только выгода – бросают друг друга в беде
Но кого объединяет Бог – всегда поддерживают друг друга, и в беде сближаются еще больше
Дружба в которой нет Бога – это духовная смерть

Когда мы мечтаем служить Святым, часто оказывается, что мы желаем – чтобы сами Святые служили нам

Одни люди имеют голову, но не умеют держать себя в руках
Другие люди умеют держать себя в руках, но не имеют головы
Все они не годятся на то, чтобы помогать другим

Богу нужны те люди, которые борются за то, чтобы стать добрыми
А не те, которые считают себя такими

Врата в Рай – это еще не сам Рай

Один добрый помысел – и открывается Рай
Один дурной помысел – и открывается ад
Эта жизнь уже сейчас есть
Для одних людей – начало Рая
Для других людей – начало ада

Нескончаемая Свобода – это только Христос
Все, что видишь, слышишь и чувствуешь - без Христа – неправда
Всякое принятое решение, в котором нет Христа – обречено
Всякий принятый помысел, в котором нет Христа – порочен
Всякое задуманное желание, в котором нет Христа – трагично

Пусть все книги мира пишут о пользе воды
Но ты свою жажду сможешь утолить только из родника, а не из книг

Книги – это хлеб нарисованный
А жизнь – это хлеб настоящий

Когда люди хотят счастья только для себя – они лишаются и того, что имеют
Почему люди не спасаются, хотя много молятся и постятся?
Потому что жизнь ближних превращают в ад

Надежды на Бога никогда не бывают пустыми – это только люди бывают без надежд

Наставник показывает только путь и способ
а очищать свое сердце каждый должен самостоятельно
Симеон Афонский

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 фев 2011, 22:58 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
Жизнь – это учебник – который закрывается только с последним вздохом
Не будь зависимым от книг и слов – они только наши помощники
Учись пребывать безпрерывно в Любви

Любовь избегает тщеславных и гордых – Она любит добрых и смиренных
Христос есть Любовь
И это Огонь поядающий все мысли и страсти – и дарующий душе Вечную Жизнь

Сердце, живущее этим миром – приспосабливает Евангелие для себя и для этого мира
А сердце, оторвавшееся от этого мира – отдает себя Евангелию – и только такому сердцу Евангелие открывается Само

Только целомудрие дает душе решимость и стойкость во всех испытаниях

Пока люди всю жизнь ищут утешений
Бог ищет людей, которые искали бы только Его

Молитва должна постоянно рождать другую молитву – так приобретается непрестанная молитва
Непрестанная молитва порождает непрестанную решимость, смирение и непрестанную Любовь – так приобретается Спасение

Спасать себя нужно не один раз в жизни – нужно уметь спасать себя каждый день

Иди за Богом – и твоя жизнь устроится
Начни устраивать свою жизнь – потеряешь и ее и Бога
Если в тебе еще нет потребности и жажды обращаться к Богу постоянно, а только изредка – твоя вера еще не стала настоящей

Живя на земле каждому приходится выбирать – ради чего жить
- ради того, чтобы стать удобрением
- или ради того, чтобы стать светом добра – и этим светом светить людям

ревность хочет только владеть
а Любовь хочет только отдавать…
Божественная Любовь ищет самоотдачи и смирения
а плотская любовь – самопочитания и обладания другим человеком

помыслы и страсти – это смерть
а Жизнь и Любовь – это Христос

пока не растопчешь самого себя – не научишься любить Бога и людей
Симеон Афонский

Не одевайся только листьями – пусти корни глубоко, чтобы найти глубинные источники, как делает дерево
Чтобы когда наступит засуха – тебе ничем не пострадать

Молитва без внимания и трезвения – есть потеря времени
Похвала вредит и совершенным
Только поношения и напраслины - помогаю возрастать духовно

Когда тебя поносят – терпи
Если будешь оправдываться – теряешь
Иосиф Ватопедский

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 апр 2011, 03:15 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2006, 15:14
Сообщения: 106
Откуда: Минск
Понравилась статья: Почему верующие боятся критики?

_________________
"Азъ есмъ с нами и никто же на вы "


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПИШУТ...
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 май 2011, 11:47 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума

Зарегистрирован: 14 мар 2008, 14:04
Сообщения: 2170
Откуда: Минск
Видел я и слышал людей, которые с лукавством и злорадством рассказывают о некоторых темных пятнах в жизни и деятельности великих и даже святых людей и из-за этих темных мнимых или истинных пятен порицают всю жизнь человека, называя его лицемером и едва не богоотступником
Они представляют вам и факты, - только эти факты так же темны и сомнительны, как темна их подозрительная, лукавая душа, которая из чужого пятна, из чужого греха, чужой слабости хочет извлечь для себя мнимое оправдание для своих порочных дел.
Но не оправдают они себя, а больше навлекут осуждение на себя за то, что видят сучец во оце брата своего и осуждают его; бревна же (поистине бревна!) во оце своем не чуют (Матфея 7-3)
Ты говоришь: «в этом святом отце или в этом благочестивом человеке есть такие и такие грехи».
Что же?
Он – человек, а никто из людей не безгрешен.
аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1-е Иоанна 1-8)
но разве ты без греха?
Если же нет, - что же ты бросаешь в брата камень осуждения?
Если бы я стал разбирать твою жизнь, по слову Божию, то я собственными твоими словами осудил бы тебя в бесчисленных и тяжких грехах: и в гордости, и в кичении, и в неверии, и в любостяжании, и в прелюбодеянии, и в кривотолковании слова Божия и заповедей Божиих, и в холодности к своей вере…и мало ли в чем
я нашел бы, что, может быть, все тело твое темно, потому что сердечное око твое лукаво
ох, как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость!
И люди, так поступающие, еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнить закон о любви к Богу и ближнему!
Какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрывать греха ближнего, если он действительно есть?
Забыли они, что любовь…вся покрывает (1-е Коринфянам 13-7)
Как много делают зла эти нравственные черви себе и другим!

Они подрывают во многих законное уважение к известной особе, затемняют для них свет ее, отвлекают от подражания ей и смущают души их помыслами осуждения, а себе вредят тем, что принимают от диавола яд осуждения ближнего.
Брат, ты кто еси судяй чуждему рабу?
Своему Господеви стоит или падает. Станет же, силен бо есть Бог поставити его (Римлянам 14-4)
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Познав свою немощь не будем осуждать и других
Будешь говорить, увидев согрешающего:
- не имеет благодати Твоей, Христе мой, поэтому и согрешает
Если оставишь и меня – то сделаю еще хуже
Стою, потому что Ты меня поддерживаешь
Брат не видит, потому и делает так
Открой ему очи внутренние Господи!
Старец Иосиф Ватопедский

_________________
Слава Христу!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 101 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство