Привожу интервью священника Сергия Лепина. Озвученное в ней может пригодиться многим.
Муж не очень понимает смысл воздержания (супружеского) в пост, из-за этого мы ссоримся. Как мне объяснить ему эту необходимость?
Половое воздержание возможно только при обоюдном согласии супругов. Супруги не в праве отказывать друг другу в близости, ибо "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7.4). Естественно, супруги должны учитывать желание и готовность к близости друг друга, но начинать баталии о смысле воздержания тогда, когда одному из супругов уж совсем невмоготу было бы неправильно. Естественно, более стойкая сторона в браке должна стараться настроить на воздержание менее стойкую – но делаться это должно на фоне событий не имеющих никакого отношения к конкретной предполагаемой близости. Супруги оба должны захотеть воздержания… И самое главное, чтоб в семейной жизни пост не превращался в простое прикрытие отказа на манер пресловутой «головной боли». Спекуляции на идее поста вызывают озлобление в адрес Бога, Церкви и христианства ущемленного в своих правах супруга и провоцируют разрушение семьи. Если пост принес разлад в вашу семью, значит, кто-то что-то делает неправильно. Нужно обязательно посоветоваться со своим духовником. Думаю, что христианские супруги – лучшие супруги. Христианский брак – это своего рода марш-бросок, где результат засчитывается по последнему. Поэтому всегда нужно нисходить к немощам друг друга, помогать друг другу. Но тупые отказы, ссылки на какого-нибудь старца, угрозы адом и концом света в данном случае не самые лучшие помощники. Если супруг не разделяет ваших религиозных взглядов или же просто постнических стремлений то отнеситесь к этому так, как будто виноваты в этом вы сами. Ведь это вы не смогли стать проводником освящающей благодати для своей половинки. Увы, вам не удалось увлечь своего супруга за собой… Супружеское воздержание для очень многих семей есть самая сложная составляющая поста с физической его стороны. Как уж получается. Бог видит наши старания! Если они есть, конечно. Церковь не пытается всех в таком деликатном вопросе стричь под одну гребенку: ведь согласно правилу Дионисия Александрийского «вступившие же в брак сами себе должны быти довлеющими судиями». Здесь есть еще одно но. Вера не отменяет физиологию… Нередко бывает и так, что «благочестивая» сторона в браке оказывается более темпераментной и нередко только и ждет тоскливым постным вечерком, что вторая ее половинка начнет проявлять к ней соответствующий интерес и даже сама начинает провоцировать… А потом…А потом «А как же! Жена не властна над своим телом, но муж…» и тд… И нередко еще после всего начинается еще "распил" свой половины: мол, она (или, наоборот, он) такой(ая)-сякой(ая) плохой(ая), а он(она) белый(ая) и пушистый(ая) собирался причащаться послезавтра»… Поэтому, дорогие друзья, запаситесь терпением. Тут не может и не должно быть общих назначений. Для того, чтоб рекомендовать что-то конкретное именно в вашей ситуации, священнику нужно знать именно вашу ситуацию…
Правда ли, что в основе поста есть и экологическое обоснование:хоть временно меньше потреблять мясо животных? И как Церковь относиться к вегетарианству?
Экологические мотивы не являются обоснованием практики постов в Православии, они, скорее, являются сопутствующим благоприятным последствием практики постов. Путь заповеди – это путь жизни. И естественно, что исполнение заповеди должно имплицировать и внешние какие-то изменения к лучшему как самого человека, так и окружающего нас мира. Мне попадались исследования, которые показывают практическую экологическую пользу постов или вегетарианства: чем больше бы людей постилось, тем меньше был бы соцзаказ к мясомолочной промышленности, что, в свою очередь позволило бы сократить площадь пастбищ, редуцировать вырубку лесов и осушение болот, радикально уменьшить вред, наносимый животноводством озоновому слою, увеличить производство зерна, и, сделав его более доступным для голодающих. Думаю, все наслышаны о медицинской пользе разумного временного воздержания от пищи, ранжированной как по качеству, так и по количеству - особенно сегодня, когда индекс средней массы тела населения развитых стран неуклонно растет, а сердечнососудистые заболевания является основной причиной смерти. В принципе я должен сказать «да». Судя по всему, пост, по крайне мере, в определенных границах, есть полезное для экологии явление. Особенно, если учесть, что пост есть не только ограничение себя в пище – это ограничение себя в потреблении самого широкого круга жизненных благ. Давайте вспомним здесь и о навязчивом шопинге, бессмысленных покупках, стяжательстве и накопительстве, на которые нас подбивают соблазнительные витрины и красочная реклама... естественно, если мы будем пытатьсясебя ограничивать и здесь, то экология только приобретет. Но если говорить об отношении Церкви к вегетарианству, то здесь все сложнее… Не смотря на то, что вегетарианство и постничество внешне как явления очень схожи, сущностно они могут быть радикально отличны и взаимоисключающи. Дело в мотивации. А мотивация определяется мировоззрением, которое в свою очередь частенько зависит о тех или иных религиозных взглядов. Библия повествует нам о том, что человек был сотворен травоядным… «вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу» (Быт.1) Однако после грехопадения природа человека непременно изменялась, деградировала… И человек на определенном этапе уже становится плотоядным видом. Притом становится им объективно, что и фиксирует повеление Господа, данное Ною после Потопа: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт.9:1-3)… Однако, в истории христианства возникали различные группировки, которые, искажая Слово Божее, учили тому, что мясо употреблять грех. При том, как правило, мотивы были далеко не экологическими –они были нравственными: мясоядение запрещалось как убийство, как поедание мертвечины, как осквернение и пр. Они учили обратному, по отношению к тому, что учит Евангелие: пища может нас осквернять и удалять от Бога. Против подобных тенденций совершенно однозначно высказываются и апостольские правила, и святоотеческие наставления: ни употребление мяса, ни супружеское общение не оскверняет человека, ибо является установленным Господом порядком вещей для условий того мира, в котором ныне живет человек.
_________________ "Каждый за себя, только Бог один за всех"
|