 |
основатель |
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54 Сообщения: 4395
|
Николай Кноспе писал(а): Итак, наложен мораторий на употребление слова «ересь», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними хорошие взаимоотношения. Следующим этапом будет мораторий на слово «грех»? http://www.blagogon.ru/news/77/Как на мой взгляд - не совсем корректная постановка вопроса. Посыл митр.Илариона понятен - вернуться на т.ск. базу и в атмосферу отношений, существовавших до разделения Церкви, когда церковные Восток и Запад составляли единый церковный организм, хоть и со своими особенностями. Следует заметить, что понятийные категории "ереси" и "греха" лежат несколько даже в разных плоскостях, в разных т.ск. "весовых категориях". Понятие "ереси" - это результат законченного труда соборного церковного разума, водимого Духом Святым. А понятие "греха" - это явная данность, непосредственно ниспосланная людям Богом. Цель, которую озвучивает митр. Иларион, - вернуть наших оппонентов в вопросах христианского вероучения к совместному труду по стяжанию Духа Святого, вразумляющего и направляющего православную мысль. Как пойдут дела - нам сейчас неизвестно, прошедшая история взаимоотношений Православной Церкви и Католического Костела, насколько мне известно, не показывает положительных даже прецендентов на этот счет, но митр. Иларион связывает такую возможность с возглавлением КК нынешним ее главой, папой Бенедиктом XVI. Что-же, само по себе начинание благое, но нужно отметить, и это ни для кого не секрет, что в таких ситуациях нужно, что называется, "держать ухо востро" и расставлять верные ориентиры, и как один из таких моментов, например, в отношении слов митр. Илариона: "Это не значит, что отдельные богословы в своих книгах или статьях не могут продолжать употреблять те термины – в том числе уничижительные и оскорбительные, – которые употреблялись в прежнюю эпоху, но люди, участвующие в официальном диалоге, такой терминологией пользоваться не могут и не должны". С одной стороны - нужно понимать, что само понятие "ереси" в моральном плане не является уничижительным, и даже и не может быть таковым, т.к. относится, прежде всего, к понятиям и трактовкам каких-то вопросов. А с другой стороны - следует действительно учитывать и отдавать себе отчет в том, чего мы хотим добиться, употребляя в той или иной конкретной обстановке, в конкретном разговоре с конктерным человеком такое понятие как "ересь"? Примером для ориентирования и подражания в этом вопросе может служить известный случай из жития прп. Макария Египетского: "Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: - Пойди немного впереди меня. Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: - Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь? Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: - Спасайся, трудолюбец, спасайся. Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: - Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами? - Я вижу, что ты трудишься, - отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: - Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти. И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: - Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком. И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление: - Злое слово, - говорил он, - и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми".
|
|