Базилика — это длинное прямоугольное здание обычно с двускатной крышей. Внутри базилика разделена на части несколькими рядами колонн, причем среднюю часть делали гораздо шире боковых. Задняя стена базилики часто имела форму полукруглой апсиды. Именно здесь возвышалась эстрада, на которой заседал суд. Христианский храм тоже подчинен идее собрания, но главным в нем становится то, что превращает это собрание в Церковь, соединяя христиан в живой храм Тела Христова. Это стол для совершения Евхаристии – престол, по-латыни алтарь, что значит «жертвенник», т.е. место, где совершается жертвоприношение. Он-то и помещается теперь в апсиде, или напротив неё. Причем уровень пола и внутри апсиды, и там, где стоит престол, выше чем во всем остальном храме. В Русской Церкви алтарем стали называть всё примыкающее к престолу пространство, впоследствии оказавшееся за иконостасом. Невысокая решетка, окружающая алтарную часть с трех сторон, отделяла её от остального храма. В середине и по бокам были сделаны проходы. Св. престол представлял из себя мраморный столик на одной или четырех ножках. Для духовенства было устроено сидение в полукружии апсиды, повторяющее её форму. По-гречески оно называется синтроном – «сопрестолием», у нас – «горним», т.е. высоким, «местом». Здесь, в определенные моменты службы, восседало духовенство. В центре синтрона находилось сидение для епископа — кафедра, что по-гречески собственно и значит «сиденье», «стул». Отсюда и нынешнее название главного храма города – кафедральный собор, то есть церковь, где служит епископ. В центре храма находился амвон (греч.) — «возвышение» для чтецов, часто очень значительное — в человеческий рост и более. Алтарь и амвон соединяла узкая дорожка — солея (от греч. «солин» - желоб, канал). Уже первые базилики внутри начали украшать мозаиками — поначалу, как правило, только апсиду и алтарную арку. Мозаика – это изображение или узор на стене, набранное из кусочков камней или смальты. Смальта – это цветное непрозрачное стекло. Снаружи, с противоположной алтарю стороны, к базилике примыкал большой огороженный двор — атриум (в переводе с латыни «зал»), в центре которого находился фонтан или чаша с водой. В этом дворе народ собирался перед началом богослужения в ожидании предстоятеля. Вода служила для омовения рук перед молитвой. Возле базилик строились специальные помещения для совершения таинства Крещения — баптистерии («крестильня» греч.). Особое значение имели помещения, где подготавливали хлеб и вино к Литургии. Войдя в состав Литургии, эта подготовительная часть получила название проскомидии, что означает «приношение», от древнего обычая христиан приносить в храм хлеб и вино для таинства. В разных местностях они имели разную форму и название — пастофорий, скевофилакий («сосудохранилище») и т.д. Кроме того рядом с храмом находился мартирий — специальное здание, где помещались мощи святых. Дело в том, что первыми христианскими святыми были мученики, пострадавшие и погибшие во время гонений. По-гречески их называли «мартис», то есть «свидетель», так как своими мучениями и смертью они засвидетельствовали верность Христу. Поэтому и здания, которые строили на местах, где покоились мощи мучеников, стали назвать мартириями. Впоследствии же мощи стали полагать в мартирии построенные рядом с храмами.
6. Настоящего расцвета церковная архитектура достигает во время правления св. императора Юстиниана (годы жизни: 483-565, правления: 527-565) и его преемников. Большое значение для всего христианского мира имело сооружение храма св. Софии в Константинополе (532-537). София, т.е. Премудрость, это библейское имя Христа, таким образом этот храм был посвящен Христу. Софийский собор сохранил в себе черты базилики, но появилось важное отличие – здание завершается не обычной крышей, а огромным куполом. Византийские архитекторы и раньше пытались перекрыть прямоугольное здание куполом. Просторный зал базилики как нельзя лучше подходил для собрания большого числа верующих. Купол же, символизирующий небесный свод, внешне выделяет храм среди остальных городских построек, а внутри подчеркивает центр храма, где находится большинство народа во время службы. Положив свод купола на четыре опоры, образующие квадрат в середине здания, строители св.Софии добились того, что под куполом оказалась вся центральная часть храма. На основе архитектуры храма св.Софии был создан крестово-купольный тип храма. Именно он в течение последующих столетий стал ведущим в византийском зодчестве и был воспринят крестившейся Русью. Но ни один храм, возведенный впоследствии, не достиг ни размеров, ни великолепия Константинопольской Софии. Она поражала всех современников. Свет, проникающий сквозь частые окна в основании купола, делает его как бы парящим в воздухе. «На земле ли были или на небе, не знаем», — скажут впоследствии о св. Софии русские послы. До сих пор мы смотрим на нее как на недостижимый образец гармонии богослужения и архитектуры. Это, пожалуй, первый храм, об устройстве которого мы знаем не понаслышке. Престол в св. Софии, по сохранившимся описаниям, был отделан золотом и драгоценными камнями. Алтарная преграда представляла из себя уже не решетку, но сплошную серебряную ограду, украшенную различными изображениями. Она окружала с трех сторон алтарную часть, в которую вели трое врат — центральные (святые) и двое боковых. Центральные двери или врата стали называться святыми. Через них могут проходить только священнослужители во время службы. Посреди храма возвышался амвон, а в алтарной апсиде был устроен синтрон для сидения духовенства. Алтарная апсида, купол и верхняя часть храма были украшены мозаиками, нижняя часть — красивыми панелями из мрамора. Икон в храме было поначалу немного; они не вешались на стены, а устанавливались в храме на подставках. В целом можно сказать, что теперь устройство храма стала определять Литургия. Хлеб и вино уже перед Литургией готовили здесь в специальном небольшом здании — скевофилакии, расположенном к северу от храма. Литургия начиналась с того, что народ собирался в атриуме, а по пришествии Патриарха все входили в храм. Часто после встречи Патриарха шествие отправлялось в другой городской храм, чтобы совершить службу там (и в нём же приготовлялись тогда хлеб и вино). Во время входа пелись различные песнопения и с амвона читали Священное Писание. Затем приготовленные хлеб и вино в ходе торжественной процессии приносили из скевофилакия в храм и переносили их на св. престол. Совершалось благодарение над хлебом и вином, их освящение, и затем Причастие. После Причащения народ покидал храм во главе с Патриархом, который на полпути из храма, возле амвона, читал молитву.
|