www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 21 янв 2021, 03:22

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 80 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 апр 2012, 15:55 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Трепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, – этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни! Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории благодатный мир Христов, а живой, неумолкающей молитвой, достигающей небес: молитвами великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Скит был сердцем Оптиной Пустыни - местом, где бился пульс ее жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря.
Вложение:
skitg3m.jpg
skitg3m.jpg [ 15.94 КБ | Просмотров: 15537 ]

Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX в. в глубине монастырского леса на малой пасеке. Спустя шесть лет после его кончины сюда переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний, которым и было поручено устройство Скита. О. Моисею с братией предстоял огромный труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата - о. Моисей и о. Антоний, вместе с наемными рабочими валили сосны и корчевали пни. Постепенно возникали по сторонам храма отдельные домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.
Именно в скиту зародилось старческое руководство, но преп. Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества. Для этого требовался человек, опытный в духовно - аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению. Именно таким и оказался старец Лев.
Временем полного утверждения старчества можно считать начало 1840-х гг. Старчество укрепилось благодаря деятельности преп. Макария, и достигло своего расцвета при преп. Амвросии. Именно благодатное старческое окормление привлекало сюда множество людей разных сословий и классов. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось! Любовь к старцам в народе была огромная. Простые люди относились к ним с полным доверием, обращались со всеми своими духовными и хозяйственными нуждами. Именно поэтому не иссякал поток людей, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина Пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.
Вложение:
skitg2m.jpg
skitg2m.jpg [ 12.15 КБ | Просмотров: 15537 ]

Внешний вид скита довольно точно изображен Достоевским в «Братьях Карамазовых». Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия. И сегодня не перестает привлекать скит своей благодатной, молитвенной тишиной множество паломников, как и сотни лет назад ищущих духовного окормления и мудрого совета.
Вложение:
skitg1m.jpg
skitg1m.jpg [ 12.08 КБ | Просмотров: 15537 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 апр 2012, 16:00 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Круг богослужений в скиту начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем – утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов. Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».
После ночной молитвы братия расходится по кельям для непродолжительного отдыха. Подъем в 8 утра. В 8.30 братия собирается в храме для прочтения утренних молитв, 3-го, 6-го часов и изобразительных. После этого скитяне приступают к исполнению послушаний.
Вечернее богослужение начинается в 17.00. Служится вечерня и малое повечерие, на котором вычитывается монашеское правило: три канона и акафист. По определенным дням поочередно читаются акафисты Божией Матери, Иоанну Предтече и оптинским старцам.
На всенощные бдения братия скита ходит молиться в монастырь. Божественная литургия в скиту совершается два раза в неделю – по вторникам и субботам. Этот порядок был установлен еще оптинскими старцами и утвержден в уставе скита.
Послушания
Послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью насельников – они заготавливают дрова (кельи отапливаются дровами, а храмы углем), обрабатывают небольшой огород – выращивают картошку, кабачки, помидоры, фасоль, лук, чеснок. В скиту имеется одна теплица. Водопровод подведен только к трапезной. Также в скиту есть сад, занимающий почти всю территорию, в нем посажены в основном яблони, но произрастают и плодово-ягодные кустарники: смородина, малина, крыжовник и кизил. За садом ухаживают братия-садовники.
Каждый из насельников один раз в неделю несет послушание трапезника: готовит ужин, моет посуду (обедать братия ходит в монастырь в 12.30).
На территории скита есть гостиница для паломников-мужчин, поэтому двое из братии несут послушания гостиничных.
Вложение:
skitg4m.jpg
skitg4m.jpg [ 9.03 КБ | Просмотров: 15538 ]

Распорядок дня
После обеда до вечернего богослужения братия по череде читает Псалтирь по благотворителям. После повечерия – ужин, затем свободное время, которое братия проводит в чтении духовных поучений и творений святых отцов. В 21.00 скитский колокол возвещает час безмолвия. В это время перед сном братия упражняется в делании Иисусовой молитвы. Отбой бывает в 22.00 – 22.30.
Таков размеренный, подчиненный ритму молитвы и богослужения, исполнению послушаний, распорядок жизни скита. Непреложным правилом для братии является повседневная исповедь духовнику – отцу скитоначальнику и молитвенное исполнение оптинской пятисотницы.
Правила посещения скита паломниками
Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья старца Амвросия, которую паломники могут посещать в определенное время. Четыре раза в год в скиту совершаются литургии, на которых могут присутствовать паломники, как их принято называть – «открытые». Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января – престольный праздник Скита, весной – понедельник Светлой Седмицы, летом – 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью – 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи. При старцах открытая литургия совершалась только один раз в год, в день памяти старца Макария Оптинского, 7 сентября (при старце Иосифе этот обычай был отменен).
Преподобный Никон Оптинский писал о жизни братии: «Здесь у нас в скиту – рай земной. У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: "Коль возлюблена селения Твоя, Господи", – и воистину так».


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2012, 17:33 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
По благословению оптинских старцев и с их участием были созданы многочисленные женские общины по всей территории России, многие из которых впоследствии стали монастырями.

Леснинский монастырь С.-Петербургской епархии был основан по благословению прп. Амвросия Оптинского графиней Евгенией Ефимовской (игумения Екатерина; 15/28 окт. 1925). Имя иг. Екатерины связано, в частности, с выдвигавшимся ею проектом по созданию института дьяконисс в Русской Церкви. Этот монастырь был известен по всей России. Перед началом Отечественной войны 1914 г. в нем насчитывалось до 700 инокинь, функционировала сеть учебных заведений для крестьянских девушек. После революции монастырь был эвакуирован в Румынию, затем в Сербию. В начале XX века в Сербии, как это не удивительно, не существовало женского монашества. Леснинская обитель содействовала возрождению женского монашества в Сербии. В обители собралась группа монахинь-сербок, которые, переняв монастырский опыт у русских монахинь, впоследствии основали много женских сербских монастырей. В 1950 г. сестры-инокини выехали из Югославии и обосновались в Провемоне, недалеко от Парижа. Сейчас монастырь принадлежит РПЦЗ. Насельницы обители очень часто становились игумениями многих монастырей РПЦЗ по всему миру.

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь в Шамордине Калужской губернии. Основана трудами великого оптинского старца прп. Амвросия. Все оптинские старцы всегда имели особое, пристальное попечение об этой обители. Монастырь стал как бы «женским филиалом» Оптиной пустыни, благодаря чему прославился не только на всю Россию, но и на весь православный мир. К примеру, и сейчас в далекой Австралии существует женский монастырь Нью-Шамордино. Наиболее известные подвижницы Шамординской обители: схим. София (урожд. Болотова; 24 янв./6 февр. 1888), первая начальница общины; схиигум. Ефросиния (Розова; 14/27 апр. 1904); схиигум. Екатерина (Самбикина; 11/24 февр. 1911); схиигум. Валентина (Розанцева; 12/25 сент. 1919), последняя настоятельница; мон. Амвросия (Оберучева; 27 авг./9 сен. 1948); схим. Анатолия (Левченко; 6/19.08. 1970); блаж. мон. Павлина (Сидорцева; 26 дек./8 янв. 1980); схим. Серафима (Бобкова; 21 окт./З нояб. 1990), скончалась в возрасте более 105 лет и многие другие. Множество сестер из 800 инокинь после закрытия монастыря были так или иначе репрессированы: сосланы в ссылки, заключены в концлагерях или приняли мученическую кончину. На сегодняшний день известны имена только нескольких монахинь, расстрелянных в 1937 году: Тихона (Михайлова; 02.11), Елисавета (Соколова; 14.12), Марфа (Долинина-Иванская; 14.12), Ольга (Сомова; 14.12), Анна (Самойлова; 14.12), Анастасия (Прохорова; 14.12), Анна (Трегубова; 14.12), Мария (Углик; 14.12).

Женская община в Михново, недалеко от г. Вильнюса. Основана по благословению прп. Анатолия Младшего Оптинского. Главой общины был прот. Понтий Рупышев; (1939), духовный сын св. прав. Иоанна Кронштадтского.

Спасо-Казанская женская община в с. Дворяниново Тульской губернии, родовом имении дворян Болотовых.

Женская община в г. Кромы Орловской губернии.

Гусевская женская община в Саратовской губернии.

Женская община и затем монастырь "Отрада и Утешение" Калужской губернии. Одной из основательниц обители была знаменитая схиигум. София (Гринева; 4/ 17 апр. 1941),


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2012, 17:35 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
впоследствии игумения Киевского Покровского монастыря, духовная дочь прпп. Анатолия (Потапова) и Нектария Оптинских.

Многие женские обители испытывали на себе сильное благотворное влияние Оптиной Пустыни. Как правило, в этих монастырях игумении были духовными чадами оптинских старцев. Это Петровская Кашинская пустынь Тверской губернии – игум. Аполлинария (Банина, в схиме Амвросия; 7/20 марта 1906); Вильнюсский Свято-Духов монастырь – схиигум. Варвара (Баташева; 12/ 25 апр. 1969); Белевский Крестовоздвиженский монастырь Тульской губернии – игум. Павлина (Овсянникова; 20 июня/3 июля 1877); Казанская Белокопытовская община Мосальского уезда Калужской губернии – один из основателей оптинский иеросхим. Гавриил (Спасский; 2/15 янв. 1871); Спасо-Бородинский монастырь – знаменитая старица святой жизни схим. Сарра (Потемкина; 20 июля/2 авг. 1908); Борисовская Тихвинская пустынь Курской губернии; Севский Троицкий монастырь Орловской губернии – игум. Магдалина (1848); Великолукский, Вяземский Аркадиевский, Золотоношский, Серпуховской, Елецкий, Осташковский, Кашинский монастыри, Зосимова пустынь Калужской губернии и многие монастыри Калужской, Курской, Тульской, Смоленской, Брянской, Орловской, Московской губерний. Монастырь прп. Ефросинии Полоцкой в Белоруссии находился под духовным руководством схиархим. Венедикта (Дьяконова).

Среди мужских монастырей следует особо выделить монастыри Калужской епархии. Как правило, или очень часто, настоятели и духовники в них были воспитанниками Оптиной Пустыни.

Это, прежде всего Тихонова пустынь, которая имела в XIX веке самые тесные связи с Оптиной Пустынью, постриженниками которой были тихоновские настоятели иеромонахи Мефодий (1803-1811), Михаил (1814-1816), Ираклий (1830-1835). Памятно настоятельство (1837-1857) иг. Геронтия (Васильева; 6/19 июля 1857), который был прежде скитским иеромонахом Оптиной Пустыни и учеником прп. Льва Оптинского. Старец Лев сам часто приезжал в Тихонову пустынь и тщательным образом заботился о возрождении этой святой обители. После иг. Геронтия строителем Тихоновой пустыни был оптинский иером. Паисий, а потом (1858-1895) оптинский иером. Моисей (Красильников; 14/17 нояб. 1895), впоследствии знаменитейший архимандрит. Неоднократно посещал Тихонову пустынь и прп. Макарий Оптинский. В результате этих заботливых трудов в обители было насаждено старчество. Наиболее известным старцем был иеросхим. Иоанн (25 июня/8 июля 1884), тоже воспитанник Оптиной Пустыни. Об этой обители очень заботились впоследствии и прпп. Моисей и Амвросий Оптинские, часто посылая новых иноков.

То же можно сказать и о Малоярославецком Никольском Черно-острожском монастыре Калужской епархии. Вот имена наиболее известных настоятелей обители, которые были постриженниками и воспитанниками Оптиной Пустыни: иером. Парфений (1809; настоятельство 1802-1809); архим. Макарий (1839; настоятельство 1809-1839); прп. Антоний (Путилов; настоятельство 1839-1851), оптинский старец; архим. Никодим (Демутье; 7/20 февр. 1864; настоятельство 1851-1864); схиархим. Пафнутий (Осмоловский; 23 июня/6 июля 1891).

Мещовский монастырь Калужской губернии. И здесь мы видим оптинскую братию: иером. Илария (21 марта/3 апр. 1889), пр. исп. Георгия (Лаврова), прмч. Иоанникия (Дмитриева; 23.11.1937 г.).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 25 апр 2012, 17:36 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Все они не простые монахи, а замечательные подвижники благочестия и старцы. Известный оптинский старец схиархим. Венедикт (Дьяконов; 6/19 мая 1915) был также настоятелем известного Пафнутъево-Боровского монастыря Калужской епархии и благочинным монастырей Калужской епархии. Он перевел в Боровский монастырь оптинского инока, ставшего впоследствии известным старцем, схиархим. Амвросием (Иванов).Многих оптинских подвижников можно увидеть настоятелями и духовниками других монастыри Калужской епархии: Лаврентиева и Крестовского - архим. Нил (Кастальский; (27 февр./12 марта 1914), любимый народом старец; Троицкого Лютикова – схиигум. Феодосий (Попов; 20 окт./2 нояб. 1903), иером. Иосиф (Авдулов); в 1918 году 18 насельников этого монастыря были расстреляны, среди них трое бывших оптинцев: иером. Авксентий (Тарасов), иером. Иоанникий (Бахтин), иером. Никанор (Медогубов); Покровского Доброго – схиархим. Агапит (Беловидов). В Тульской епархии в Щегловском монастыре – схиархим. Иринарх (Степанов; 1948), ученик Оптинских старцев.Тесные связи Оптина Пустынь имела с Курской Коренной пустынью; знаменитой Глинской пустынью – например, насельник Оптиной пустыни архим. Ювеналий (Половцев) был ее настоятелем; с Афонскими монастырями – в архиве существует большая переписка прп. Исаакия I; с Саровом – долго настоятелем Саровской пустыни был родной брат прп. Моисея Оптинского игум. Исайя (Путилов; 1858); с Валаамом – в Оптинском скиту на покое жил известный валаамский игумен Варлаам (Давыдов; 26 дек./ 8 янв. 1849) и другие; с Можайским Лужецким монастырем Московской епархии – настоятель архим. Макарий (Струков; 1908) был из Оптиной, имел тесную связь со Спасо-Бородинским монастырем; со Ставропигиальным Ростовским Яковлевским монастырем – настоятель схиархим. Мелхиседек (Короткий; 15/28 апр. 1841), оптинский старец, позже настоятель Спасского Арзамасского и Суздальского Спасо-Евфимиевского монастырей; с Александро-Невской Лаврой – наместники архим. Ювеналий (Половцев) и схиархим. Мелхиседек (Короткий), оптинские подвижники; с Киево-Печерской Лаврой – экклисиарх архим. Мелетий (Антимонов; 17/30 окт. 1865), родной брат Исаакия I Оптинского; с Переяславским Троицким монастырем – настоятель схиархим. Авраамий (Ильянков; 22 марта/4 апр. 1889); с Николо-Угрешским монастырем Московской епархии – старец-духовник иеросхим. Иосиф (Серебряков; 30 авг./13 сент. 1880); с Даниловым монастырем г. Москвы – иером. Вассиан ( 28 мая/10 июня 1859), архим. Алексий (нач. XX в.), благочинный московских монастырей; блаженный Василий (Брагузин; 15/28 янв. 1851), пр.исп. Георгий (Лавров), схииг. Павел (Драчев), иером. Исаакий и др.; с Череменецким монастырем С.-Петербургской епархии – иг. Антоний (Бочков), и многими другими монастырями.Особо важную роль Оптина Пустынь сыграла в духовной жизни таких прославленных русских монастырей, как Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Зосимова пустынь Владимирской епархии. Знаменитый наместник Лавры прп. Антоний (Медведев;12/ 25 мая 1877) глубоко чтил оптинских старцев и приезжал в Оптину в свое время. В истории Лавры заметный след оставил ее знаменитый наместник архим. Леонид (Кавелин), оптинский воспитанник. В братии Лавры уже в советское время виден оптинский подвижник иеросхим. Паисий (Гришкин; 12/25 мая 1969).Старчество из Оптиной Пустыни привилось в Троице-Сергиевой Лавре, когда в Гефсиманском скиту Лавры поселились оптинские старцы: иеросхим. Александр (Стрыгин; 9/22 февр. 1878), затворник, делатель Иисусовой молитвы; игум. Иларий (в схиме Илия,1863); схиигум. Алексий (6/19 мая 1882), которые оказали глубокое и благотворное влияние на братию скита. Впоследствии появились и свои старцы, воспитанные «у ног» оптинских. И стал Гефсиманский скит известен на всю Россию своим старчеством.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 апр 2012, 12:43 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Афон достучаться до небес (1 канал) http://rutube.ru/video/4bf223a5cc855533 ... 813e36943/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2012, 09:07 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
http://sobory.ru/ народный каталог православной архитектуры (тут можно найти рассказ и о нашем храме ) :wink:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2012, 09:12 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
http://valaam.ru/ официальный сайт монастыря


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 май 2012, 11:51 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Вложение:
Валаам.jpg
Валаам.jpg [ 36.29 КБ | Просмотров: 15501 ]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 май 2012, 13:27 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Этимологический разбор финского названия острова "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а "мо" по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу.
В церковно-исторической науке не существовало и не существует однозначного ответа на вопрос о времени возникновения Валаамского монастыря. Отсутствует важнейший источник датировки – древнее житие преподобных Сергия и Германа. Архивные изыскания XIX-XX вв. опирались на косвенные данные, упоминания тех или иных событий из жизни монастыря в различных памятниках русской письменности.
В ряде современных изданий (путеводители, энциклопедии и т.п.) указаны зачастую противоречивые сведения о времени основания Валаамского монастыря. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X – XI. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей, так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Можно выделить две основные датировки времени основания обители:
1) Монастырь основан в XII-XIV вв.
Этой датировки придерживаются церковные историки XIX в.: еп. Амвросий (Орнатский), еп. Филарет (Гумилевский), Е.Е. Голубинский. В настоящее время этой версии придерживается ряд современных ученых: Н.А. Охотина-Линд, Дж. Линд, А. Накадзава. Это мнение основано на рукописи XVI века "Сказание о Валаамском монастыре" (изданной Н.А. Охотиной-Линд). Следует отметить, что до сих пор не найдено других источников, в которых бы подтверждались данные "Сказания о Валаамском монастыре", в частности, утверждение, что основателем монастыря является не преподобный Сергий Валаамский, как принято считать, основываясь на многовековом церковном предании, нашедшем отражение в богослужебных текстах, а преподобный Ефрем Перекомский.
2) Монастырь основан в X – XI вв.
Эта датировка опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке, а также на ряд летописных упоминаний о переносе мощей преподобных Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году. Следует отметить, что историкам XIX века (Н.П. Паялин, И.Я. Чистович) была известна лишь одна запись из Уваровской летописи о переносе мощей. Архивные изыскания последних лет позволили обнаружить и другие подобные упоминания: в собрании Российской Национальной Библиотеки и в Институте Истории материальных культур. Таких записей в общей сложности насчитывается восемь.
Церковная и монастырская традиции придерживаются последней концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси. Представляется возможным совместить два взгляда на время возникновения обители: древняя монашеская жизнь на Валааме после XI века могла прекратиться, а затем возобновиться на рубеже XIV – XV вв.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 май 2012, 13:29 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Становление обители
Сведения по истории Валаамского монастыря в этот период времени весьма скудны и отрывочны. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители.
Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли святые мощи обратно на Валаам. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают "под спудом".
До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания.
Когда вся Карелия после заключения в 1348 году мира в Дерпте была возвращена в состав русских земель, Валаам отдыхал от гонений шведов.
В 1371 году валаамские иноки спасли шведского короля Магнуса II Смека, выброшенного ладожскими водами на берег острова. Сильная буря в щепки разбила корабль, на котором он со своим войском решил предпринять очередной завоевательный поход на православные земли. Трое суток волны носили на своих хребтах венценосного шведа. В несчастии короля старцы увидели особый Промысел Божий, призвавший его в лоно Православной Церкви, как некогда гонителя Савла. Познав тщету земной жизни, он решил остаток своих дней посвятить Богу. Составив завещание и сменив царскую порфиру на простую одежду инока, он принял великую схиму с именем Григорий. Через три дня после пострига король Магнус скончался. Валаамские старцы погребли схимонаха Григория на братском кладбище, где и теперь под густою сенью развесистых кленов видна его могила [3].
Русские самодержцы предоставляли монастырю различные льготы. 12 марта 1507 года великий князь Василий III Иоаннович даровал игумену Иоакиму с братией жалованную грамоту. Крестьяне, живущие на монастырских землях в Карелии, этой грамотой освобождались от разных пошлин и повинностей. В монастырских владениях и на острове Валаамском запрещалось бить зверей, рубить лес. При игумене Варлааме, в 1534 году, эту грамоту подтвердил царь и великий князь Иоанн IV Васильевич. В 1588 году царь Иоанн Васильевич, чувствуя приближение кончины и сокрушаясь о невинных жертвах своего гнева, прислал на Валаам синодик для вечного поминовения.
В XVI веке, когда шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии. 20 февраля 1578 года преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной вере.
В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре, где неукоснительно соблюдался устав Валаамской обители.
После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. В ответ на донесение боярина Бориса Феодоровича Годунова "про нужу и терпенье Валаамского монастыря игумена Давида с братиею, что учинилось разоренье от свейских людей их монастырю", царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями "по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам". Вотчины Антониев-Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Начался расцвет обители.
Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 май 2012, 13:30 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Разорение монастыря шведами в XVII веке
При игумене Макарии Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов.
На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.
Ожидая нападения шведов, братия увозили с Валаама на хранение в новгородские монастыри святые иконы, кресты, ризы, казну. Некоторые валаамские монахи и сами перебирались в новгородские и псковские обители. Большинство же, желая сохранить иноческое братство, удалилось в Ладогу, где в 1618 году им был дан в управление Ладожский Васильевский монастырь.
Разорив Валаам, шведы погубили и ростки православной веры, насажденной иноками на финском берегу Ладожского озера: храмы были сожжены, священнослужители убиты или изгнаны.
По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году, шведскому королю Густаву Адольфу Россией уступались Кексгольм, Карелия и Ингерманландия. Остров Валаам, таким образом, более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.
В 1685 году была построена деревянная часовня над могилами прп. Сергия и Германа Валаамских. Но, воздвигнутая наскоро, часовня вскоре стала разрушаться; деревянный крест, осенявший могилу, едва держался. Один из прибрежных жителей, финн-лютеранин, дерзнул низвергнуть ветхий крест, но был вразумлен жестокой болезнью, раскаялся, был исцелен на Валааме и стал благоговейным почитателем преподобных. Он поселился в некотором отдалении от развалин, возобновил крест и часовню. Она стояла до 1717 года, до тех пор, пока по повелению Петра Великого и по благословению епископа Корельского и Орешковского Аарона, архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх не начал возобновлять Валаамскую обитель.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 17 май 2012, 09:59 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Возобновление и расцвет монастыря
В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.
В марте месяце 1717 года на Валаам из Кириллова монастыря была прислана церковная утварь: крест серебряный позолоченный, ризы крашенинные, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Началось возрождение обители.
Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова.
В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность.
3 апреля 1754 году, в день Светлого Христова Воскресения, монастырь постигло новое испытание: после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса.
Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8 000 рублей.
В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. В окружности он имел немногим более пятисот метров.
В ночь на 7 марта 1759 года от сильного ветра обрушилась новопостроенная колокольня, шатер разбило на мелкие части, а кровлю разметало по воде.
Все церкви, построенные в обители, были холодными, за исключением храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. В неотапливаемых храмах старцы священноиноки затруднялись служить, особенно раннюю литургию. В 1759 году по прошению игумена Ефрема преосвященным Парфением, викарным епископом Кексгольмским и Ладожским, было благословлено в паперти теплой Успенской церкви построить придел во имя святителя Николая чудотворца.
Братская трапезная находилась от теплой церкви в 120 метрах. Отец игумен, видя, что "братии и престарелым монахам от церкви до трапезы в погоду и в мороз весьма трудно ходить", просил святителя Тихона, епископа Кексгольмского и Ладожского, благословить построить при трапезной теплую церковь во имя Рождества Господа Иисуса "из своего келейного кошту". В 1763 году эта церковь была сооружена и освящена.
5 марта 1786 года, по повелению государыни императрицы Екатерины II, Валаамский монастырь включили в число штатных 3-го класса с игуменским настоятельством.
В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году - Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, - храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.
Надвратную церковь в честь святых апостолов Петра и Павла освятили 29 июня 1809 года, а больничный храм во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник" – 30 июня 1814 года.
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича.
В 1820 году в Петербурге, в Малой Коломне, на Мясной улице, был куплен дом для Валаамского подворья.
2 апреля 1822 года монастырь был возведен в первый класс, при условии, что он сохранит общежительные правила, а настоятели, избираемые из числа Валаамской братии (это правило было утверждено указом консистории еще в 1813 году), всегда будут игуменами.
В течение всего XIX века ведется активное строительство и благоустройство монастыря. В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов.
3-6 (16-19) октября 1917 года в Валаамском монастыре состоялся съезд духовенства и мирян, на котором обсуждался вопрос о введении нового стиля. На съезде приняли решение, что в целях удержания православных от перехода в лютеранство в принципе возможен переход к празднованию всех праздников по новому стилю, если того желают две трети прихода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 май 2012, 09:54 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
Барань. Свято-Ксеньевский женский монастырь
Вложение:
thumb.jpg
thumb.jpg [ 17.46 КБ | Просмотров: 15345 ]

г. Барань, Борисовский р-н, Минской обл.
Монастырь основан в 2002 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Святая обитель расположилась в отдалённом месте. Работы по строительству начались в 1990-х годах.В далёком прошлом в Барани и её окрестностях существовало 12 храмов. В лесу старожилы указывают на так называемые «церковища» - места, где некогда стояли храмы. На месте монастырского подворья ранее действовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, разрушенная в 30-е гг. ХХ в. Главный храм монастыря имеет два придела: верхний – в честь небесной покровительницы обители святой блаженной Ксении Петербургской, нижний – в честь преподобного Серафима Саровского. Стоящий на холме храм выглядит, на фоне леса, словно белоснежный корабль. Рядом со Свято-Ксениевским храмом на месте прежней деревянной часовни во имя пророка Божиего Илии выстроена каменная кладбищенская церковь в честь святого великомученика Георгия Победоносца.В монастыре пребывают частицы мощей святых угодников Божиих: свмч. Владимира, митрополита Киевского, св. Феодосия Черниговского, прмч. Василия Печерского, 12 зодчих Киево-Печерския Великия церкви, прпп. Ионы и Климента Зверинецких, прпп. Алексия Голосеевского, Лаврентия Черниговского и Феофила Киево-Печерского, а также список иконы Божией Матери Иверская-Монреальская, привезённый с Афона. На попечении монастыря находятся дети-сироты, больные наркоманией и алкоголизмом, которые стремятся с помощью Божией избавиться от своих душевных и телесных недугов. Каждое лето на базе монастыря проводится православный лагерь для детей школ Борисова и Борисовского района.
Действуют воскресная школа, сестричество, братство, библиотека, свечная, швейная и керамическая мастерские.
Недалеко от храма находится святой источник во имя небесной покровительницы обители. По преданиям, в источнике в честь святой блаженной Ксении Петербургской воду брала почитаемая святая белорусской земли преподобная Евфросиния Полоцкая. Криница находится по дороге между храмами монастыря и монастырским подворьем.
Монастырь славится своей многолетней традиции - собирать травные сборы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 01 июн 2012, 08:55 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 мар 2010, 14:00
Сообщения: 749
Откуда: Минск
http://www.avp.travel.ru/mona_enc_2.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 80 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство