www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 21 янв 2021, 03:38

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 июн 2012, 21:26 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Янiна писал(а):
Даже в человеческой истории нет условного склонения. Вы считаете, что можно применить слово если к Предвечному Богу?
Хотел сказать еще о сослагательном наклонении, и за этим полез в интернет. :) Полез за одним, а увидел вот что:

"Священное Писание в какой-то степени приот­крывает нам, о чем шла речь на этом Предвечном Совете. Речь шла о судьбе человека. Человек создается по образу и подобию Божию: это значит, что в своей природе он будет иметь характерные черты троичного Бога, будет обладать свойствами, которыми в абсолютной степени обладает только Бог. И конечно, человек будет обладать богоподобной свободой. Эта свобода, означающая для него возможность выбора собственной судьбы, будет настолько неограниченной, что человек, если захочет, сможет отделиться от Бога и свое желание жить так, как ему хочется, противопоставить воле Божией и Промыслу Божию о нем самом. По словам Владимира Лосского, творя человека, Бог шел на определенный риск. Всякое творческое дело сопряжено с дерзанием и риском, и сотворение человека было предприятием рискованным, потому что на карту была поставлена сама судьба человека, его спасение. Поэтому Бог взял на Себя спасение и искупление человека в случае, если человек не захочет жить по Его воле и Его заповедям.

В Евангелии от Иоанна говорится: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Это значит: Бог Отец настолько возлюбил человека, что отдал Своего Сына на смерть и муки ради спасения человека. И Христос говорит о Себе, что Он пришел исполнить волю Отца (Ин. 6:38). А воля Отца состоит в том, чтобы никто не погиб - ни один из созданных им людей. И еще Христос говорит: "Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7).

На основании этих слов можно "реконструиро­вать" - разумеется, в совершенно условном, гипотетическом плане и лишь в той мере, в какой подобные вещи доступны человеческому восприятию, - то, что происходило на Предвечном Совете. Бог Отец, Который является причиной всего, Который обладает первенством внутри Самой Троицы, желая сотворить человека по образу и подобию Своему, обращается к Сыну, тем самым вопрошая Его, готов ли Он и хочет ли Он взять на Себя ответственность за судьбу человека, вплоть до того, чтобы, если понадобится, Самому стать Человеком и разделить судьбу человечества. Святой Дух также участвует в этом совещании, и сошествие Святого Духа на людей, Его присутствие в мире ставится в прямую зависимость от искупительного подвига Иисуса Христа. Иначе говоря, Предвечный Совет означает согласие всех Лиц Святой Троицы взять на Себя ответственность за судьбу человека.

Только после того, как было решено, что Бог Сам становится залогом, гарантом спасения человека, Он приступает к сотворению человека".


(Тогда еще) Архиепископ Иларион (Алфеев). Катехизические материалы. Святоотеческое учение о человеке.

P.S. А о сослагательном наклонении в человеческой истории наверное хватит и того, о чем я подумал с самого начала: "Аще быша людие мои послушали мене, израиль аще бы в пути моя ходил: ни о чесомже убо враги его смирил бых, и на оскорбляющия их возложил бых руку мою." (Пс. 80, 14-15).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 июн 2012, 11:29 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Следующий вопрос, который стоит в тесной и логичной связи с заявленным в начале этой темы, и которого я обещал коснуться, заключается в том, почему Иисус Христос не стал императором? Прошу не судить строго, что я снова "процитирую себя" :), т.к. я уже давненько писал на эту тему, а время дорого наверное каждому.


Как то смотрел видео-лекцию с участием д.Андрея Кураева и проф. А.И. Осипова "Почему Христос не родился Императором?". Мне она показалась неполной, и не раскрывающей некоторые стороны вопроса. Предлагаю, в качестве предмета для размышлений, некоторые мысли по поводу этого вопроса.

Почему Христос не стал императором?

Во-первых потому, что люди, в лице избранного для сохранения истинной веры народа, сами отвергли царствование Бога над своей общественной жизнью, пожелав царя – человека, как Он Сам сказал об этом пророку Самуилу:

6 И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу.
7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;
8 как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою;
9 итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними.

(1 Цар. 8 )

Господь блюдет свободную волю человека, и Иисус Христос, умалив Себя, снизошед к человеческой воле, и придя к людям, как Человек, – и по человеческому рассуждению, доступному израильскому народу, был вправе надеяться, что Он, раскрывая перед народом Учение Истины и Правды, уча народ жить по Истине и Правде, по воле Бога Отца, без малейшей примеси человеческих страстей, будет добровольно и по справедливости узнан народом, как Царь Истины, будет возжелан народом не только как Царь общественной иерархии, но и прежде всего, как Царь Правды, как Царь Справедливости, т.е как Царь, Которому можно и нужно вручить руководство не только своих тел, но прежде всего душ своих, чтобы Он, Который справедливо и нелицеприятно судит об Истине, управлял бы и души человеческие к Истине и Правде, управлял бы души ко спасению.
И без второго, первое пошло бы только во вред народу, т.к. не приняв Христа как Царя мира духовного, Которому нужно было бы по справедливости приклонить волю свою «в духе и истине», Которому нужно было бы доверить самые тайные глубины своего сердца, самовольный народ, не только никогда не получил бы от Господа, как от Царя земного, как от Царя общественной народной иерархии, пользы (т.к., общественные отношения, не только в смысле какого-либо конкретного вида общественного строя, но и вообще любые общественные отношения людей не являются определяющими для его исцеления и спасения, а являются только дополнительными внешними условиями, – хотя и они, конечно же, могут быть как более способствующими для спасения, скажем так – как можно большего числа людей, так и менее), но это, скорее всего, повредило бы ему, – Господь не стал императором, возможно, еще и потому, что если бы Он доверил Себя людям и как Царь, т.е. как тот, кто руководит внешней жизнью человека, то последствиями этого скорее всего стало бы то, что человечество, после того, как оно не только не узнало Царя Небесного, но и распяло бы Царя земного, согласно своей свободной воле, в этом отношении осталось бы один на один со своими сравнительно могущественными врагами – соблазнами, страстями и диаволом. (Кстати, не потому ли Император Николай II сам отрекся от престола, чтобы русский народ не впал и в эту беду, – безразличие к упразднению царской власти это одно, а вот явное цареборчество со стороны народа – это уже намного тягчайшее событие с соответствующими последствиями, окончательно бы уничтожавшими всякую надежду на возрождение традиционного общественного миропорядка в стране.)

Согласие Господа Иисуса Христа стать земным Царем народа израильского без того, чтобы народ принял Его как Царя Небесного, Царя их душ, грозило тем, что народ стал бы требовать от Него исполнения воли своей, а не следовать воле Его.

Этот принцип, т.е. принцип народовластия, «демократии», тем и пагубен, что народ имеет тенденцию выбирать в свои руководители того, кто будет обещать творить волю народа, а не руководить народом в духе правды и истины. И Господь, конечно же, не мог допустить этого.

Но здесь же будет уместным сказать о том, что если человек разумен, то он будет выбирать лучшее из возможного, пытаться создавать себе внешние условия такие, которые бы ему способствовали ко спасению, помогали ему в этом, хотя основное соработничество Богу по своему спасению человек совершает, конечно же, в своей душе, стараясь воссоединиться снова с Богом, выказывая этим свою свободную волю и желание, чтобы сначала Бог исцелил человека от греха, после чего для человека уже возможно будет непосредственное богообщение, в чем для человека состоит истинное удовлетворение жизнью, истинное благо жизни, и истинное наслаждение в жизни.

Так вот пробуя раскрыть вопрос о том, почему Христос не стал императором, зададимся вопросом т.ск. второго эшелона: принципиально противоречит ли царствование над общественной народной жизнью – проповеди и взращиванию как нравственного народного блага, так и совершенствованию души каждого отдельного человека?
Ответ вполне очевиден – не только не противоречит, но наоборот, – основанное на ценностях, способствующих спасению души человека, основанное на нравственности, сбалансированное насколько это возможно для текущего состояния народного бытия и сознания, и в этом смысле качественное управление общественной жизнью народа, будет очень большой помощью как для все более глубокого исправления его общественной жизни, так и для духовного совершенствования каждой отдельной души.
Но если человек не принимает Христа как Спасителя своей души, не старается угождать Ему внутренне, т.е. нравственно, то никакие внешние обстоятельства, даже устраиваемые Богом, не смогут человека спасти, т.к. Бог считается со свободной волей человека.

В Евангелии читаем:

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

(Мф., 23)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 июн 2012, 11:31 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

(Лк., 19)

О чем говорят слова Господни о «знании того, что послужило бы к миру Иерусалима»? Что бы было, если бы Иерусалим «узнал время посещения своего»? Наверняка он бы, как минимум, не распял Господа, – это же просто очевидно. И как соделывал бы человеческое спасение Господь – Ему одному ведомо, но о том, что это было бы вполне возможно, говорят сами слова Господни: мир был готов для Иерусалима, но Иерусалим (т.е. здесь, прежде всего духовный и административный центр т.ск. «еврейского мира», вся его структура и иерархия) этой возможностью не воспользовался: «пришел к своим, и свои Его не приняли».

В смиренном виде к людям пришел Владыка Вселенной, Царь Неба и земли, Царь Небесный и Царь земной в одном Лице, как это и было до того, когда израильский народ попросил себе земного царя-человека, – и люди имели шанс покаяться, что отвергли тогда Бога как Господа, и имели возможность снова принять Бога, как Царя Неба и земли... Но люди не захотели...

Посмотрим еще раз на взаимоотношения Господа и израильского народа.

иисус убо разумев, яко хотят приити, да восхитят его и сотворят его царя, отиде паки в гору един (Ин. 6, 15)

После очередного чуда («насыщения пятью хлебами»), народ хотел «восхитить», в русском переводе – «нечаянно взять», т.е. «взять без обоюдного согласования сторон», и т.ск. начать процесс возведения Его на израильское царство. Но Христос уклонился от этого, понимая как внутреннюю неготовность народа в смысле непонимания всей Его миссии, так и озлобление и принципиальное отчуждение, от смысла этой Его миссии, правящих структур израильского общества.

Отметим, что в другие моменты, например, когда Господь входил в Иерусалим, и народ встречал Христа как Сына Давидова, т.е. как Царя иудейского, Господь не только не запрещал им такое понимание, – а народ именно так в то время Его понимал, – но и подтверждал справедливость его пророческими словами:

4. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:
5. Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.
……………………………………………………………
14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали
16. И сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

(Мф. 21)

8. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9. И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10. Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!

(Мк. 11)

37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38. Говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

(Лк. 19)

12. На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13. Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14. Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15. Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

(Ин. 12)

Можно отметить, что Господь иногда проявлял и Свои Царские т.ск. полномочия, проявлял Себя как Царь и земного бытия:

15. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16. И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

(Мк. 11)

13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14. И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.

(Ин. 2)

Но по праву имея все т.ск полномочия Царской власти на земле, Господь, по любви к людям, не воспользовался этой властью, понимая, что никаким насилием нельзя добиться любви. Господь, поэтому, тогда отказался от этих полномочий, и направил всю Свою спасительную деятельность в самую глубину человеческого естества, желая пройти через все возможные для человека препятствия, и дойти даже до тех «дверей», за которыми уже только свободное произволение каждого конкретного человека: "Се, стою у двери и стучу".

И нужно сказать, что православная мысль (в отличие от католической) блюдет свободным это место «Царя царствующих и Господа господствующих» на земле, ожидая пришествия его законного и желанного Владельца.

И кто знает, если бы евреи не отвергли Бога как Царя тогда, во времена Ветхого Завета, если бы они не отвергли царствование Бога над собой, если бы вся полнота жизни человеческой была всегда руководима Самим Богом, то может быть и после Своего воплощения Христос продолжал бы царствовать над общественной жизнью евреев, может быть и после воплощения Христа еврейский народ не отверг бы в Нем Господа, и Господь Иисус Христос стал бы и земным Царем народа израильского? По крайней мере, как думается, это выглядит вполне последовательно. Но к великому сожалению, человек уклонился ко злу в Раю, потом отверг Бога как Царя, чем рассек свою жизнь надвое, чем дал возможность врагам своим удобно порабощать себя, и дошел до того, что подпав под вражью власть, под его руководством распял своего Создателя.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 мар 2015, 15:43 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Интересное место по текущей теме в послании апостола Павла к Евреям:

1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2. Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

(Евр. 12)

Феофилакт Болгарский толкует это место так:

"Ибо Ему можно было и не пострадать, и не умереть: будучи безгрешным, Он не подлежал смерти, что и Сам говорит: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30). Итак, если бы Он не желал, то не был бы распят, о чем и Сам говорил: «имею власть отдать (жизнь Мою)» (Ин.10:17—18). Однако «Он претерпел крест», то есть не просто смерть, но постыдную, и пренебрег позор такой смерти. Не сказал: пренебрег печаль, ибо Он без печали понес это".

Блж. Феофилакт истолковал только вторую, "отрицательную" часть текста, о "претерпении креста", а о первой части, т.е. о "предлежащей радости" для Христа, не сказал. Тем не менее, как мне кажется, эти слова ап. Павла красноречиво говорят о потенциальной, во время земной жизни Иисуса Христа, возможности для Его земной судьбы совсем другого Промысла. Но люди решили судьбу Господа иначе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 апр 2015, 12:58 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Продолжая вопрос о том, "почему Иисус Христос не стал императором", интересны так же слова из Канона о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы»:

"Где, Сыне Мой и Боже, благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше? Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше: ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвлена мертвеца".

Эти слова, насколько я понимаю, говорят и о том, что Царя в Господе Иисусе Христе чаяли увидеть не только иудейские "государственники", но и все благочестивые иудеи. Вот только иудейский народ, в своей основной массе, не захотел создать условий для воцарения Иисуса Христа.
А Господь не счел возможным воцариться над людьми в таких условиях, т.е. насилуя их волю. От людей и в ветхозаветные времена требовался подвиг, но большинство не хотело им жить, хотелось, вероятно, "спокойной мирной жизни". Повторюсь, но как на мой взгляд Господь и проклял "бесплодную смоковницу", когда "еще не время было собирания смокв", потому, что хотел нам этим сказать, что в нашем падшем состоянии нам невозможно спастись просто "мирно живя на земле", нам невозможно в нашем состоянии спастись "естественно". Нужно постоянно преодолевать свое естество, превозмогать обстоятельства нашей жизни, противостоя при этом козням врага рода человеческого, и только так мы имеем возможность спастись. Не нам рассуждать, почему в таких сложных условиях должна протекать наша земная жизнь, - это пробовал делать Иов Многострадальный, и ответ на этот вопрос у нас уже есть. Но нам нужно учиться разбираться в этих условиях, чтобы не сделать роковую ошибку, не выйти из мира Божьего, и не войти в "мирный", "естественный" в его падшем состоянии мир "всеобщей толерантности".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство