www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 26 янв 2021, 07:08

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 авг 2013, 13:03 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Важность этого вопроса мы можем увидеть из принципов самой духовной жизни, из ее духовной или "небесной" иерархии, о которой говорил, например, прп. Иоанн Лествичник, когда говорил, что: "Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков - монашеское житие", что повторяют и современные афонские старцы: "Существует как бы цепочка между отшельниками, жителями пустыни и общежительными монахами. Ангелы, помогают анахоретам, а анахореты помогают киновиатам, а киновиаты помогают людям". Понятно, что и миряне бывают разные, и монахи могут находиться на разной духовной высоте, но сам принцип построения духовной жизни обрисован здесь достаточно понятно. Действительно, сам образ жизни в монастыре способствует и образу духовного строя человека, являясь ему определенной опорой, с помощью которой монастырские насельники имеют возможность более упорядочено строить свою внутреннюю жизнь, и это конечно же сказывается на результате. Об этом хорошо сказано в книге «Беседы о молитве Иисусовой» (Издание Валаамского монастыря), где в форме диалога Старец-инок и Иерей, служащий на приходе, говорят о проблемах духовной жизни:

"Инок. Я очень рад вашему приезду, дорогой батюшка, в нашу святую обитель. Надеюсь, что вы поживете у нас подольше, и мы будем иметь возможность часто видеться с вами и беседовать.

Iерей. Да, я тоже очень счастлив, что Господь привел меня к вам. Для нас, мирских священников, чрезвычайно важно посещать от времени до времени святыя обители, и здесь, в тишине, уединении и молитве приводить в порядок свою утомленную душу. Вы не можете представить себе, до какой степени душа опустошается и выветривается в повседневной мирской суете.

И. Мне странно слышать от вас эти слова! Вы — иерей Божий, и вдруг говорите об опустошении вашей души! Вы так часто стоите у Престола Божия, молитесь, причащаетесь св. Таин Христовых! Ведь это же неизсякаемый источник благодатной жизни и духовнаго укрепления и утешения!

I. Совершенно верно, батюшка! Частое богослужение, молитва и причащение св. Христовых Таин являются источником благодатной жизни и духовной крепости. И тем не менее печальный факт на лицо. Отчасти по нашей собственной небрежности и невниманию, отчасти по озабоченности разными неизбежными внешними делами, наша молитва нередко бывает разсеянной й слабой, мысли разбегаются и блуждают, сердце становится холодным, Мало по малу опускаешься, привыкаешь к формальному исполнению своих обязанностей, и теряешь то сосредоточенное и благоговейное внутреннее чувство, тот страх Божий, который должен быть главным настроением души не только пастыря, но и каждаго верующаго христианина.
Казалось бы, весь окружающий нас мир Божий должен был бы всегда нами восприниматься, как одии великий необъятный храм Божий, в котором всегда присутствует Сам Господь, его Творец и Промыслитель. И созерцая в мире Его славу и величие, и от этого созерцания проникаясь чувством глубокаго благоговения, мы должны были бы и нашу земную жизнь, и все наши земныя дела разсматривать и устраивать в свете этого благоговейнаго чувства, подчиняя временное вечному, и земное небесному.
В действительности, происходит не то. Мы совершенно забываем, что над нами есть Бог, и всецело поглощаемся своими преходящими делами, общественными, государственными, а иногда и просто своими мелкими житейскими дрязгами, сплетнями, своими страстями, до такой степени, что слова о вечности, о будущей жизни не находят отклика в нашей душе, как будто совершенно не относящияся к нашей земной жизни и к нашим земным делам.
Другое отношение к жизни, совершенно противоположное, мы видим в монастырях. Конечно, и там живут не одни святые, а такие же грешиые и слабые люди, и там людей волнуют страсти и житейския заботы, но там все это идет по другому. Там всегда чувствуют себя живущими пред лицем Божиим, в ожидании неизбежнаго перехода от временнаго к вечному бытию, и предстоящаго, неизбежнаго и праведнаго суда Божия и воздаяния за каждое действие, за каждое слово и за каждую мысль, и это чувство, которым пропитана монастырская жизнь, придает этой жизни особый возвышенный и светлый характер всегдашняго предстояния пред лицем Божиим, каковое чувство мир почти утратил. Эта особенность монастырской жизни чувствуется мирянами, чувствуется ими как то именно, чего им самим не хватает, без чего они духовно задыхаются. Вот почему так и тянется мир к монастырю, чтобы хотя некоторое время пожить в этом чистом и освежающем воздухе живого предстояния пред лицем Божиим, и вернуться потом в свою обычную, жи тейскую суету духовно обновленным, ожившим, окрепшим и как бы помолодевшим. И что особенно дорого и знаменательно, — это освежающее и спасительное значение монастырей чувствуют не только взрослые, но и молодежь, которая тоже тянется сюда и, приехав сюда даже на короткое время, уезжает отсюда обновленною и духовно окрепшею и просветленною. Великое за это спасибо святым обителям! Поэтому, батюшка, не удивляйтесь тому, что и я, иерей Божий и пастырь, много лет прослуживший Господу, приехал к вам в обитель искать отдыха своей усталой душе и оживления ослабевших чувств страха Божия, веры, молитвы и покаяния, с угасанием которых душа тоскует, задыхается и умирает".


Да и нам самим это, наверное, хорошо понятно, и как мы были рады, когда к нам в приход приезжал игумен Ватопеда архимандрит Ефрем, и делился с нами опытом духовной жизни, или когда к нам приезжали монахи Благовещенского мужского монастыря, что в д. Малые Ляды, и участвовали в наших праздничных богослужениях, - такие встречи несомненно оживляли наш внутренний духовный мир, что являлось несомненно следствием не только общения с духовными личностями, но и с вовлечением нас в этот общий принцип строения духовного мира и духовной жизни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство