Цитата:
протоиерей Георгий (Митрофанов):
"Великим испытанием и искушением Церкви стала политика императора Константина. Он много грехов своих искупил, издав Миланский эдикт и прекратив гонения на христиан, но и остановиться на этом не сумел. Будучи человеком своего времени и к тому же в своем недавнем прошлом языческим государем-полубогом, император Константин решил сделать христианство, которое вдруг стало для него подлинной, живой верой, государственной религией. Это вызвало глубокий внутренний протест подлинных христиан, не желавших оставаться в становящейся государственной религией Церкви, которую стали наполнять конформистски настроенные вчерашние язычники. Но эти христиане не уходили из Церкви, прежде всего потому, что они сами и были подлинной Церковью. Они сохраняли Церковь, собой противопоставляя в ней государственной религии живую, прежде всего евхаристически общинную жизнь во Христе. Так, в частности, стало развиваться монашество. Это здоровая реакция Церкви: раз вы хотите наполнить Церковь людьми, которые не являются христианами по существу, тогда мы, христиане, отойдём в сторону и попытаемся не утерять эту Церковь в своих монастырских общинах. Вот почему монашество было так важно в Византии. Это было люди, которые не переставали напоминать о подлинном церковном идеале – о том, что Церковь ХРИСТОВА, а не КЕСАРЕВА! Другое дело, что христианство в Византии в итоге, так и замкнулось в монастырях: хочешь быть настоящим христианином – иди в монастырь. Хочешь просто, теплохладно, полуязычески-полухристиански жить – оставайся в миру.
Справедливости ради, нужно сказать, что это не совсем так. Учитывая ранние свидетельства святых отцов, можно сказать, что это не совсем адекватное изложение хода истории. Вот что
пишет по поводу причин возникновения монашествующих и монастырей прп. Иоанн Кассиан (цитата по книге свящ.Валентина Свенцицкого "Монастырь в миру"):
"Род жизни киновитян получил начало со времени апостольской проповеди. Ибо таким было все множество верующих в Иерусалиме, которое в Деяниях Апостольских описывается. Такова, говорю, была тогда вся Церковь, каких ныне весьма мало с трудом можно найти в киновиях. Но когда после смерти Апостолов начало охладевать общество верующих, особенно те, которые из иноплеменников и разных народов присоединялись к вере Христовой, от которых Апостолы, по их невежеству в вере и застарелым обычаям языческим, ничего больше не требовали, как только "...воздерживаться от идоложертвенного, блуда, удавленины и крови" (Деян. 15, 29); и когда эта свобода, предоставленная язычникам по причине слабости их веры, начала малопомалу ослаблять совершенство и церкви Иерусалимской и при ежедневном возрастании числа из туземцев и пришельцев горячность первой веры стала охладевать, то не только обращавшиеся к вере Христовой, но и предстоятели церкви уклонились от прежней строгости. Ибо некоторые, дозволенное язычникам по немощи их почитая позволительным для себя, думали, что они не потерпят никакого вреда, если при имуществе и богатстве своем будут содержать веру и исповедание Христа. А те, у которых еще была горячность апостольская, помня о том прежнем совершенстве, удалялись из своих городов и от общения с теми, которые почитали позволительным для себя или для церкви Божией нерадение распущенной жизни, стали пребывать в местах подгородних и уединенных, и что было установлено Апостолами, как помнили, вообще для всей церкви, в том начали упражняться особенным образом всякий сам по себе".Т.е. определяющим моментом в обособлении ревностных христиан в монашество было не "механическое" вхождение в Церковь скажем так - не совсем подготовленных и искренне и глубоко верующих людей, а духовное расслабление множества самих "верных", в том числе и "предстоятелей", которые исключения для немощных почли быть возможными нормой и для себя. И это где-то понятно, - на недавней воскресной проповеди отец Игорь говорил о том, что когда у нас внешне "все хорошо", мы очень склонны расслабляться. В то время когда нам нужно внешние благоприятные условия рассматривать и использовать не для "почивания на лаврах", а только как возможность получше и поосмотрительней подготовить наше восхождение на следующую духовную ступеньку в нашем общем восхождении "горЕ".
А насчет воцерковления общественной структуры общежития людей, то хороший урок на этот счет нам дает, например, свт.Иоанн Златоуст, когда говорит о причине ухода христиан из мира, т.е. из общего места проживания людей, в пустыни так:
"Как выбегают из горящего дома желающие спастись, так и из городов, где процветают беззакония, неправда и разврат, любители богомудрия и благочестия бегут в пустыни, ибо погибающих много, а спасающихся мало". Что говорит и о том, что чтобы и дальше могли жить и спасаться наши дети и внуки на нашей земле, нам нужно заботиться о наших городах, чтобы в них не процветали "беззакония, неправда и разврат".