Милуйте рассуждающе Преподобный Феодор Санаксарский
"Однажды настоятелю Санаксарского монастыря старцу Феодору был задан вопрос: «Как нам быть, отче святый, со своими рабами злонравными? Наказывать их не смеем, ибо в Писании сказано: Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и всякий... унижающий себя возвысится. Думается посему, что нам господам должно быть к своим рабам, яко отцам, а не мучить и казнить их, хотя бы и были они виновны». Старец Феодор приводит в ответ слова свт. Иоанна Златоуста, который вражьим — супостатным — делом называет неуместное проявление мягкости в тех случаях, когда от людей требуется силой и твердостью противостать явному злу. Такая псевдодоброта, оказанная по малодушию или из лжесмирения, есть, по слову святителя, «губителево» дело. Старец Феодор учит: «Потому говорю я, друга, и вам, разум Писания не постигающим, что если злые нравы, по вашему разумению, не будут во исправление наказуемы, то нельзя будет людям и жить на свете. Рассуждает о сем святый Златоуст в своих беседах: "Народы, не укрощаясь страхом наказания, один от другого истребятся, угрызая и снедая друг друга, богатый убогого, сильный немошного". Почему и в книгах Царств поминаемый жрец Илий принял от Господа Бога казнь за то, что не наказывал родных детей своих за развращенные их поступки; хотя словом он много их журивал, но телесно не наказывал... А Ахав и на смерть от Бога осужден был за то одно, что не убил царя Сирского, коего по обстоятельствам общества надлежало убить ему... Почему, и в новоблагодатном уже состоянии, Христос Спаситель, образ жития всем нам подавая в Своем в мир пришествии, хотя и глаголет яко кроток есмь и смирен, но прибавляя: сердцем, а не по видимому; по видимому же иногда в потребных случаях и яко на строгость прелагашеся, когда, приняв бич от вервий и свив его, изгнал из церкви безчинных торжников. Так бо о сем и Златоуст святый на апостольское к Галатам послание, главу первую, не токмо к мирским, но и к духовным пастырям говорит: "Еже бо с кротостию присно ко учеником беседовати, внегда зельности требуют, не учителево, но статное". Сего ради и Господь помногу тихо ко ученикам Своим беседовал, но бывало, что и жестокие употреблял слова... Петрови убо рек: блажен еси, Симоне, вар Иона, и обещал основание Церкви на исповедании его положити; немного же спустя после сих словес, глаголет: иди за мною, сажано, соблазн ми еси. И паки ко всем: единаче ли и вы без разума есте?. Так и мы должны утверждаться, помня при том и апостольское слово: Овех убо милуйте разсуждающе, овех же страхом спасайте. Посему всякое телесное наказание, с намерением исправления употребляемое, а не ко удовольствию мщения и злобной страсти, не нарушает христианского смирения. И в русской истории видим, как при великом князе Владимире, крестившем Русь, такое затем последовало замешательство от опущения виновным наказаний, что от злых людей и житья добрым не было. Почему уже и приступили тогда к блаженному князю добрые люди, чтоб защитил их от злых, восстановил бы паки казни, яко от злодеев и в дорогах проезду не стало. Тогда паки и восстановили за злодеями наказания».
В житии старца Феодора приводится такой случай: «Обходя строения монастырские, заметил прп. Феодор одного из работных людей в поведении развращенном и остановил его, тот же начал с настоятелем пререкаться. Отец Феодор тростью, ею же опирашеся, приударил тогда работника того раза два или три. Кое же кто из братии соблазнились, увидев такое, и, вошедши затем в келию ко отцу на откровение помыслов, говорили ему: "Разсуждается нам, отче святый, что бить человека палкой монаху не дозволено, он уже по мантии и яко рук у себя не имеющий, а по обещанию монашескому лучше ему самому биту быть, нежели другого бити, а особливо ежели иеромонашеский имеет сан: правила за то и наказание таковому приписывают. А Ваше преподобие не только сами изволите работных бить и нас иногда за противоречие из келий выталкиваете, но повелеваете и всему братству, во обстоятельствах нашествия на обитель разбойников, вооруженными руками, аще и ко убивству пригодными, против них выходить, почему от Вашего преподобия по келиям братским и колья, и рогатины розданы для таковых случаев"». Отвечал им отец: «Предлагаемые вами, друга мои, разсуждения и доказательства указывают на состояние единоживущего человека, а не на общество. Ибо должен монах по пострижении яко без рук быть, но к деланию руками худых, а не добрых дел, — к добрым же делам монах наипаче пострижением приобязуется. А по Христову закону, поелику нет больше сея добродетели, аще кто душу свою положит за други своя, так и я, к наблюдению спасительных порядков во обществе братском поставленный, иногда и ударю слегка кого за развращение нрава или из келий кого толкну, страх потерявшего, — для спасения его души и чтоб удалить из братства сие развращение, ко общему соблазну и греху следуемое. Так и апостол говорит: овех убо милуйте разсуждающе, овех же страхом спасайте, от огня восхищающе. Притом же я, например, ударил слегка, единственно в знак страха и для отведения его от худости; а если бы не чувствовал он сего страха да попался жить с обыкновенною своею худостию к какому-либо господину, то тогда за сии его качества не только впятеро тяжелее изувечили бы его, но, могло быть, что и вовсе без здоровья оставили. Чрез мою же поправность будет здоров всегда. Если также, по разсуждению вашему, и в обстоятельствах нашествия на обитель варваров против малого их числа не противиться, что и не без убивства иногда бывает, — то уже подлинно жизнь наша разорится; придут хоть и пятеро злодеев, а нас восемьдесят человек да не будем противиться, — то пятеро всем нам сделаются разорителями и, следовательно, бедствия учинят и обители, и спасению... Не должны мы, со святым Златоустом говорю, оставаться без действия и ожидать сверхъестественной защиты от благодати Божией, тогда как можем и сами от напасти естественными защитить себя способами, кои единственно премудростию Божией в благотворение к роду человеческому даруемы. Когда же против пяти человек, например, найдут пятьдесят злодеев, то во обстоятельстве таком, то есть где человек сам напасти избыть не в силах, тут уже просить следует о защищении единого Бога; в иных же случаях надобно самим противостать, а не малодушничать, ибо сие противно будет Богу».
(Н. Новиков."Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий".)
|