Интересная стастья:
Папство как победа национального благочестия.
Оказывается, римский первосвященник даже "может делать квадраты круглыми". Но статья интересна еще и в общемировоззренческом смысле. Теперь становится более ясным, что понятия "цезарепапизма" и "папоцезаризма" пришли к нам из католической историографии, и когда кто-либо оперирует ими, характеризуя православные реалии, он исходит из именно католического мировоззрения. Да оно и так понятно, - "цезарепапизм" и "папоцезаризм" актуальны только для католического мира, в котором Главой Церкви считается человек, на котором только и может "замыкаться" вся общественная жизнь. Католическая мысль в этом смысле действительно сделала себя узником самой себя, и не может вырваться в действительное понимание церковно-государственных взаимоотношений православного Востока, соорганизовавшихся в синергию как в принцип. И здесь можно только утвердиться в том, что принцип этот для нас необходим, не смотря на то, что исторически он нередко искажался человеческой немощью и чьей-то недобросовестной волей.