www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 28 фев 2021, 14:12

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ И ПОЛИТИКА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 окт 2007, 22:53 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Regions.Ru : «ПРАВОСЛАВИЕ И МОНАРХИЗМ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
11.07.2007 12:41

В Социальной концепции РПЦ написано, что Церкви безразлична форма правления как таковая, покуда государство не покушается на основы православия и не понуждает граждан поступать вопреки христианской совести. В то же время многие, как верующие, так и неверующие, считают, что "правильная" для православного форма правления – это только монархия. Бытует даже фраза: "Демократия – в аду, а на небе – Царство".

Regions.Ru попросили высказаться на эту тему нескольких православных священнослужителей.

Священник Сергий Звонарев, сотрудник сектора "Церковь и общество" при ОВЦС:

Напомним, что первоначальной формой правления еще в ветхозаветном обществе была теократия. Затем, в эпоху Царств, идея представительства Бога была выражена уже слабее. В дальнейшем ходе истории, уже в различных формах демократии, эта идея отражалась все меньше и меньше.
В русском же народе, как народе верующем и благочестивом, монархическая идея жила очень долго и имела глубокие корни. Но, кажется, сейчас тенденции уже несколько иные. Хотя, безусловно, и сейчас есть люди, которые ассоциируют себя и свои предпочтения с монархией. Но Церковь конкретных заявлений по этому поводу не делает, потому что она аполитична. Вопрос о том, в каких внешних исторических и политических условиях будет происходить ее развитие, не является принципиально важным.
Конечно, для нас небезразличны мнения и приоритеты людей верующих, но вывода о том, кого в Церкви больше, "монархистов" или "демократов", видимо, сделать нельзя.

Священник Александр Добродеев, зав. сектором Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами:
Церковь в своем учении исходит из того, что люди созданы Богом для Царства Божьего, и наша основная жизнь - на небе, а не здесь на земле. Земная жизнь - только преддверие жизни вечной. Поэтому земная власть для нас вторична, хотя тоже имеет определенную ценность.
В этом смысле высшей по своему развитию, по мере ответственности и порядка представляется именно православно-христианская монархия. Но соответствует ли наше современное общество этому монархическому идеалу?

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех святителей на Кулишках:
Известный русский философ и убежденный монархист И.А. Ильин в вопросе о возможной форме правления в России твердо стоял на позиции непредрешенчества. И я под этим подпишусь.
Очевидно, что в нынешнее или более или менее близкое время ожидать реставрации монархии, может быть прекрасно и романтично, но совершенно нереально. Потому что монархизм есть такая форма правления, в которой, по словам Л.А. Тихомирова, "народ находится в нравственной связи с верховной властью". Поскольку сейчас многие нравственные основания, и особенно те, что связаны с религиозным содержанием жизни, как в народе, так и у власти утрачены, то ожидать какого-то нравственного единения власти с народом вне твердого и ясного православно-христианского сознания просто невозможно. Без этого возможна лишь реставрация декораций. А это уже кому как нравится.

Священник Димитрий Лин, сотрудник Отдела Московской патриархии по религиозному образованию и катехизации, исполнительный директор Рождественских образовательных чтений:
Конечно, для христианина земная жизнь не имеет такой ценности, как жизнь будущего века. Однако христиане здесь на земле должны по возможности жить по законам этой вечной жизни.
Естественно, что мы желаем жить в обществе, где приняты христианские ценности. Поскольку в России исторически сложилось так, что именно монархическая власть встала на защиту христианских ценностей, эта форма правления представляется более близкой к идеалу христианского Царства. Однако Церковь никогда не связывала себя с какой-то определенной формой власти, поскольку Церковь все-таки не является политической организацией».


Начну с того, что Церковь аполитична. Что подразумевается под понятием "аполитичности Церкви"? Для начала вспомним, под политикой мы подразумеваем, в общем смысле, науку управления государством.
Мы можем сказать, что Церковь не желает участвовать в формировании принципов, на которых строятся жизнедеятельность и взаимоотношение людей в государстве? Мне кажется, что, рассудив здраво, можно сказать, – что нет, не можем. Мы видим (и поддерживаем!), что Церковь как выступает за некоторые ограничения «свободы» общественной жизнедеятельности человека, если эта «свобода» идет вразрез, по меньшей мере, с моральными ценностями, так и стремится «очистить и усовершенствовать» различные виды деятельности людей в обществе. Что же тогда надо понимать под аполитичностью?

Во-первых, необходимо понять, что под политикой мы подразумеваем науку в ее «новоевропейском» значении, как обозначил такое понимание науки митрополит Филарет. В нашем сегодняшнем понимании, политика – это наука, основывающаяся на умственном анализе, и формирующая принципы управления, основываясь на чисто земных и прагматичных категориях, без должного учета моральных ценностей, и без учета значения в этом вопросе Божьего Промысла.
Думаю, что своей позицией «аполитичности», Церковь выражает мнение о том, что она не считает разумным опираться людям в вопросах формирования принципов обустройства общественной жизни только на свои умственные способности, на умственный анализ. Церковь не считает науку достаточно эффективным средством, чтобы решать вопросы, связанные с управлением жизнедеятельности людей в обществе. Церковь призывает подходить к вопросам управления в обществе не «умно», а «разумно». А вот разумный подход к этому вопросу однозначно говорит о том, что «без Бога – ни до порога».

Почему не «принципиально важно» для нас, «в каких внешних исторических и политических условиях будет происходить ее (Церкви) развитие?» Думаю, потому, что мы более не хотим самовольничать в этом вопросе (как когда-то, когда люди «отвегли» прямое управление Бога, и просили царя-человека (1 Цар, 8.)), и полностью доверяем его решение Богу.

Теперь о монархии.
Во-первых, в монархии воплощен принцип единоначалия власти. Как Церковь смотрит на этот принцип? Достаточно посмотреть на церковную иерархию (которая и появилась для, скажем так, административного управления, сразу – в «хозяйственных» нуждах (Деян.,6, 1-6), и уже затем, - для общего управления в жизни церковных общин), чтобы понять, что именно принцип единоначалия, причем осуществляемый человеком из «своей среды», и используется в жизни Церкви.

Во-вторых, хорошо сказано, что монархия «есть такая форма правления, в которой, по словам Л.А. Тихомирова, "народ находится в нравственной связи с верховной властью".» Но вот вопрос, почему Церковь «конкретных заявлений по этому поводу не делает?»

Если снова вспомнить ход становления форм власти, то мы увидим, что земной царь-человек пришел вместо Царя Небесного. Это была прежде всего воля людей, и хоть она и не была угодна Богу, но была Им утверждена, потому что Он «уважает» наш свободный выбор. Прошло время, мы «нацарствовались», и сейчас просим Господа опять вернуть нам Его «прямое царствование» над нами (молитву Господню знают все). Но вот чтобы Господь «смог» устроить такое правление, мы должны доказать наше полное доверие и послушание Его воле, и прежде всего в вопросах власти, как принципа управления. Для начала, вероятно, нам надо поработать в том направлении, чтобы вернуться хотя бы к тому положению, которое утвердил для людей Сам Господь (добавлю в качестве приложения: и которое при нашем современном духовном состоянии, и при нашей современной цивилизации наиболее оптимально), – к монархии.

О.Сергий Звонарев верно говорит : «Напомним, что первоначальной формой правления еще в ветхозаветном обществе была теократия. Затем, в эпоху Царств, идея представительства Бога была выражена уже слабее. В дальнейшем ходе истории, уже в различных формах демократии, эта идея отражалась все меньше и меньше».

Церковь не потому, думаю, сейчас не высказывается о значении монархии, что считает ее, со своей стороны, принципиально «равнозначной» и «равнополезной» со всеми другими формами правления, а потому, что, во-первых, как писалось выше, мы добровольно и охотно согласны на любую форму власти, если так захочет Господь; и во-вторых, Церковь очень осторожно относится к вопросам, если они могут вызвать нездоровый общественный резонанс, могущий привести к конфронтации граждан государства, не совсем осознающих более полезное положение вещей. Наше современное общество сейчас просто не «соответствует монархическому идеалу». Это сейчас не представляется всем однозначно верным решением. Но работать в этом направлении, думаю, необходимо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: БОЖИЙ ПРОМЫСЕЛ И ПОЛИТИКА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 окт 2007, 12:32 
Не в сети
долгожитель форума
долгожитель форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 июл 2005, 18:51
Сообщения: 1579
Откуда: г. Минск
Геннадий, зачем вы снова тянете эту волынку?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство