протоиерей Андрей Ткачев:
Цитата:
В основе мира лежит седмица. Число шесть указывает на сотворённый мир, а число семь - напоминает о том, что сотворённое покрыто благословением. Здесь - ключ к пониманию празднования субботы. В седьмой день, т.е. в субботу, Бог благословил то, что создал, и, отдыхая в субботу от ежедневных дел, человек должен был размышлять о делах Творца, славить Его за то, что Он всё дивно устроил. В субботу человек не должен был проявлять власти над творением - копать, рубить, разжигать огонь. Молитва, отдых и богомыслие должны были наполнять субботу. Но поскольку человек согрешил и попал под власть соблазнителя, его нужно было спасать, а вместе с ним и всю Вселенную. Суббота не исцеляла человека, но лишь поддерживала в нём духовную жизнь. Христос исцелил человека и сделал это в первый день недели - в воскресенье.
Цитата:
Церковь не отменяет субботу, называет её праздником, наполняет молитвой. Но выше субботы Церковь поставляет первый день - воскресенье. Его мы празднуем больше, и оно для нас - вечное напоминание о Полюбившем нас и Отдавшем Себя за нас.
Цитата:
Воскресенье - одновременно день первый и день восьмой. Первый - внутри седмеричного цикла, восьмой - как разрыв кольца и выход за пределы. В тот первый день, день творения, Господь сотворил свет и отделил свет от тьмы. Как радостно заметить сходство с днём воскресным. Ведь и Воскресший Христос победил тьму, сделал её явной и дал возможность человеку выйти из неё на свет. Что касается дня восьмого, то литургическое празднование воскресного дня делает нас общниками блаженной вечности, того вечно длящегося брачного пира, о котором говорит Евангелие. Именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения, в который Бог ничего нового не создаёт, но управляет уже созданным, длится до сих пор. С пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день - восьмой - и Царство Христово, ему же не будет конца. Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории - её творческое начало и её грандиозное завершение. И вся роскошь этой богословской трапезы доступна всякому человеку, участвующему в воскресной молитве.
еще информация:
Цитата:
Игнатий Епископ Антиохийский 110 г.
Если, тогда, те кто через изучение древних практик приходят к обретению новых надежд, не рассматривая более субботу, но основывая порядок своей жизни относительно воскресенья - Дня Господа, в который наша жизнь воскресает через Него, и мы можем стать Его учениками - учениками нашего единственного Учителя”.
Иустин Мартир (100-165 г.г.) ?И в день, называемый воскресеньем, все жители городов и деревень собираются вместе, в воспоминание традиции апостолов или читают пророчества насколько позволяет время... Воскресенье является днем, в который мы все собираемся вместе, поскольку это первый день, когда Бог произвел мир, обратив тьму во свет, и в этот самый день Иисус Христос - наш Спаситель воскрес из мертвых.
The Epistle of Barnabas (120-150 г.г.): ?Новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть...” (Ис. 1, 13). Вы чувствуете как Он говорит: Ваши настоящие субботы не приемлемы для меня, но то, что Я сотворил даруя отдых всем созданиям, Я должен сделать началом восьмого дня, который есть начало другого мира. Иной причиной для нас чтить восьмой день и проводить его в радости является то, что именно в этот день Иисус воскрес из мертвых.”
Иреней, Епископ Лионский (ок 178 г.): ?Тайна Воскресения Христова не может отмечаться ни в один из дней, кроме как в воскресенье-День Господа”.
Бардайсан (ок 200 г.): ?Где бы мы не были каждый из нас называется именем нашего Мессии христианином и только в один день, который является первым днем недели, мы собираемся вместе и в определенные дни воздерживаемся от пищи”.
Киприан, Епископ Карфагенский (200-258): ?День Господа является одновременно первым и восьмым днем”.
Eusebius (ок 315 г.): ?Церкви всего остального мира рассматривают практику, которая является преимущественной с времен апостольской традиции и до нашего времени, что будет неправильно оставить суету нашей жизни ни в какой другой день как только в день воскресения нашего Спасителя. Как следствие, постановления всех синодов наших епископов по данному вопросу, которые были разосланы церквям по всему миру заявляют о том, что тайна Воскресенья Господа должен праздноваться ни в один из дней кроме воскресенья-Дня Господа”.
Петр, Епископ Александрийский (около 300 г.) ?Мы чтим воскресенье как день радости, поскольку Он воскрес именно в этот день”.
Didache of the Apostles (ок70-75 г.): ?В воскресенье-День Самого Господа соберемся для того, чтобы преломить хлеб и воздать благодарность”.
The Epistle of Pliny (ок 112 г., императору Трояну): ?Они (христиане) подтверждают...что все их преступления или ошибки могут быть выражены единственным, что они имели обыкновение собираться вместе в определенный день перед восходом солнца и повторять между собой гимн Христу, как Богу, связав себя священной клятвой (sacramentum) ...; это исполнялось должным образом, их привычкой ста-ло расходиться и собираться вновь для приема пищи, что не являлось чем то необычным и общественно опасным. Даже этим они прекратили следовать моему постановлению, которым, по вашим распоряжениям, я запретил дальнейшее существование сообщества”.
Климент Александрийский (ок. 194 г.) сравнивал: Но седьмой день признается святым не только евреями, но и греками; и когда каждый из них проведет семь дней на лугу, они в восьмой день должны отправиться и прибыть за четыре дня.