...Поводом для написания этой статьи послужил следующий факт: 5 июля 2011 г. решением Вилейского районного суда я оштрафован на 700 тыс. бел.руб. по статье 23.4 КоАП РБ с формулировкой «неподчинение законному требованию сотрудника правоохранительных органов» – я отказался от проведения обязательной дактилоскопии, положенной мне как военнообязанному. С чисто юридической точки зрения вся процедура составления протокола об административном правонарушении и самого суда прошла на законном уровне и на законных основаниях. Однако у меня, как православного священнослужителя, возникает масса вопросов о этической стороне как некоторых положений самого закона РБ о дактилоскопической регистрации, так и практического применения этого закона....
Протоиерей Игорь Прилепский, настоятель прихода храма Святых Апостолов Петра и Павла д. Косута Вилейского района.Официальная позиция Московского Патриархата:[*]
Церковь настаивает на альтернативе средствам электронного контроля [*]
Выдержки из основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека:В области гражданских и политических прав важное место занимают проблемы контроля и манипуляции. IV.7. Гражданские и политические права.4 обзац: Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должны осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею».
V. Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви: V.2. Точно так же и сегодня мы призваны ревностно — не только на словах, но и на деле — заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной властью, но и транснациональными структурами, субъектами экономики, псевдорелигиозными группами, террористическими и иными преступными сообществами. Все чаще достоинство и права человека приходится ограждать от разрушительной информационной агрессии.
Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:
....
— недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций;
— воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;
— экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе;
— участие в общественном контроле за исполнением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справедливых судебных решений.