 |
основатель |
Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54 Сообщения: 4395
|
Попутно встретилось еще одно несогласие Алексея Ильича с афонитами, на этот раз с духовным сыном Иосифа Исихаста, так же афонским старцем, духовником и настоятелем нескольких афонских обителей, Харалампием. Речь шла о книге ученика старца Харалампия монаха Иосифа Дионисиатиса "Наставник молитвы Иисусовой", в которой рассказывается о наставлениях старца Харалампия о Иисусовой молитве. И вот с этими наставлениями и не согласен проф. А.И. Осипов, о чем он и рассказал в своей статье "Об истинном и ложном в духовной жизни". ( Здесь есть ремарка другого ученика старца Харалампия, схимонаха Илариона, на мнение А.И. Осипова по этому вопросу.) Если же сказать о книге "Наставник молитвы Иисусовой", то мне понравились еще и вот эти слова старца Харалампия о богослужениях и их понимании, что будет, как мне кажется, очень полезно тем, кто вольно или невольно уклоняется в духовной жизни в рационализм, в частности для тех, кто требует перевода богослужений на современный язык: "Что касается священных чинопоследований нашей Церкви, то их ни в коей мере не отвергают и не презирают те, кто заменяет их умной молитвой. Священные чинопоследования написаны содействием благодати Святого Духа. В них ты найдешь премудрость, найдешь догматы нашей веры, найдешь молитвенные обращения, найдешь славословия. Это благоуханный сад. Но он, к сожалению, для многих является закрытым. Хорошо, если ты будешь любить богослужение, но не так, чтобы для тебя эта любовь стала просто хорошим навыком, чтобы тебе просто нравилось читать и петь, с удовольствием занимая этим время. Когда мы читаем, поем, все это имеет цену лишь тогда, когда мы вникаем в смысл произносимого и наслаждаемся божественными мыслями. В противном случае вопрос «разумеешь ли, что читаешь?» относится и к нам. Бог послал эфиоплянину Филиппа, чтобы он разъяснил ему смысл прочитанного. Нам же, когда ум бывает очищен непрестанной молитвой, Он посылает Пресвятого Своего Духа. Как-то раз в Буразери, чтобы побеседовать со мной, пришел один благочестивейший монах. Он говорит: — Геронда, я не против Иисусовой молитвы, но я не согласен с вами в том, что вы, бросив все силы на молитву, оставили большую часть чинопоследований. Я отвечаю: — Кто тебе сказал, что мы оставили священные чинопоследования? — У вас они, мягко говоря, сильно сокращены. В нашем монастыре ежедневное общественное богослужение длится шесть-восемь часов, я уж не говорю про воскресные дни, праздники, всенощные бдения и т. д. — Хорошо, ты упомянул храмовое богослужение. Но искренне ответь мне на такой вопрос. В своей стасидии ты понимаешь то, что читается и поется, или же твой ум скитается туда-сюда? — Ну..., честно говоря, действительно, часто мой ум бродит неизвестно где. — Так вот что, любезный, — говорю я ему, — на тебе сбываются слова пророка: «Люди сии устами и языком чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Меня»''. Хочешь, я расскажу тебе, как мы читаем богослужебные книги? Прежде всего совершаем бдение в келье, чтобы просветился наш ум. Затем открываем канонник, минею... И приходит такая сладость, такое умиление, ты бываешь так растроган, что от избытка чувств оставляешь книгу, падаешь ниц, твое сердце пламенеет Божественной любовью, и глаза источают неиссякаемые потоки слез. Теперь, когда у меня появилось братство, появились и хлопоты, такое случается со мной реже, чем раньше. Но когда я был один, то переживал все это каждый день. Я окончил только начальную школу. Но, когда отверзается ум, тогда древнегреческий язык, на котором написаны книги, ты понимаешь лучше любого профессора. Попробуй и ты сначала согреть свое сердце Иисусовой молитвой, и тогда ты почувствуешь разницу, слушая, что поют и читают на богослужении. Многие монастырские монахи, у которых я принимаю исповедь, убедились в этом на собственном опыте. Теперь, поскольку ты человек образованный, спрошу тебя еще вот о чем. Ты читаешь Священное Писание? — Ну, конечно, Геронда, читаю. — Читать-то ты читаешь, но понимаешь что-нибудь из прочитанного? — Кое-что понимаю. Действительно, я немного знаю и древнегреческий. — Раз ты говоришь, что понимаешь, то скажи, замечаешь ли ты в себе какие-нибудь изменения? — Кое-какие изменения, некое умиление иногда я испытываю, но не всегда. — Итак, хочешь, теперь я расскажу тебе, как мы, люди безграмотные, читаем Священное Писание? После пяти-шести часов Иисусовой молитвы я открываю Евангелие. По-братски уверяю тебя, что отверзается мой ум, и я начинаю понимать все так ясно, что от избытка чувств откладываю книгу, не выдерживаю и долго плачу с великим умилением. Я как на исповеди рассказываю тебе это, поскольку ты хотел узнать, читаем ли мы священные книги. Что же является источником такого просвещения, такого избытка чувств? Не Иисусова ли молитва? — Если так, Геронда, то я преклоняюсь перед вами. А мы в монастырях по многу часов молимся в храме, и совсем мало — одни в своей келье. — То же самое мне говорят и монастырские монахи, которых я исповедую. Но Бог справедлив. Молись в своей келье, сколько можешь. После окончания своего монашеского правила на службе продолжай непрестанно говорить молитву. В монастырях больше благодати, там есть свои святые, там много святых мощей, и когда ты молишься, благодать является в изобилии. Приходит просвещение, умиление, ты чувствуешь внутри себя радость и ликование. Наступит пора, ты будешь творить молитву, и отверзнется твой ум, и тотчас же ты с удивлением обнаружишь, что начал понимать с предельной ясностью и молитву, и смысл того, что читают и поют за богослужением. Ты станешь настоящим богословом. Все это я говорю тебе как духовник, отвечая за сказанное: это действительно происходит с теми, кто прилагает усилия. Неудачу терпят только своевольные и нерадивые. Такова была наша беседа с этим монахом. Как он сам мне сказал, уходил от нас он преисполненным смирения и глубокого удовлетворенным. «Ну вот, теперь за дело» — напутствовал я его. Однако, чтобы не разочаровать любящих богослужения, скажу, что в монастырях те монахи, которые постоянно ходят в храм, исполняют свое келейное правило и живут в послушании, находятся под великим покровом. Они всегда исполнены внутренней радости и покоя. Я знаю случаи, когда монахи становились одержимыми. Как правило, это случается с тем, кто живет по своей воле и небрежет о своих монашеских обетах. Подобное происходит и в монастырях, когда монахи бывают «окрадываемы справа», поскольку они подвизаются не имея руководителя и следуя своей воле. Я пишу тебе обо всем этом потому, что ты жаждешь знания и душевного обогащения, кроме того, и твои друзья, прочитав мое письмо, смогут найти в нем ответы на многие свои вопросы о молитве Иисусовой..."
|
|