www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 28 фев 2021, 01:49

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 дек 2012, 16:12 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 13 дек 2005, 11:36
Сообщения: 900
Добрый день всем!

Я написал статью "Вера и естественные науки":

http://proza.ru/2012/12/11/1598

Просьба высказывать конструктивную критику (желательно без матюгов).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 дек 2012, 14:08 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Захария писал(а):
Добрый день всем!

Я написал статью "Вера и естественные науки":

http://proza.ru/2012/12/11/1598

Просьба высказывать конструктивную критику (желательно без матюгов).
Ну настроил Захария, не сразу и объемлешь! :)

Хочу сказать вот что:
Цитата:
Учёный не должен сверять свои научные взгляды со своей верой, поскольку вера и наука друг с другом не связаны.
Я бы поставил вопрос несколько иначе: должен ли ученый сопрягать свои научные взгляды со своей верой? Думаю: конечно должен. Ибо от этого зависит, как он будет относиться к своим научным теориям, как будет ими распоряжаться. Имеет ли право ученый, не сопрягая свои научные изыскания со своей верой, выпускать их, т.ск. в свободное обращение? Как на мой взгляд: нет, не имеет, ведь научные теории - это результат труда ученого, и разве ему может быть все равно, как его будут применять? Если человек будет абсолютно все стараться делать во славу Божью, то разве не будет ли он желать, чтобы от плодов его труда хотя бы никто не пострадал? И как мне кажется, именно в этом суть конфликта, например, Католического Костела и Галилея, таких последствий которого наверняка можно было избежать, не будь для Галилея результат его труда так важен лично для него. Я ни в коем случае не имею намерениня как-то оправдывать действия да и само существование католической инквизиции, но ведь можно же предположить, что никто бы особо не пострадал, если бы о том, что Земля вертится вокруг Солнца, а не наоборот, еще лет сто никто бы особо не знал. А реальные научно-физические взгляды на мир все равно проросли бы постепенно в человечестве, но при этом многие наверняка хорошие люди не погибали бы за те идеи, которые, как мне кажется, не стоят того.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 дек 2012, 17:14 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 13 дек 2005, 11:36
Сообщения: 900
Спасибо!

Я ставил вопрос немного более узко.

Часто приходится слышать, что такая-то теория якобы соответствует Писанию (например, теория Большого Взрыва); другая теория якобы противоречит Писанию (например, Дарвинова теория происхождения человека).

Я хотел сказать, что верующему человеку не нужно забивать себе голову подобными вещами: научная теория в принципе не может ни соответствовать, ни противоречить Писанию...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2012, 13:18 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
Интересно рассуждаете, Захария.
Часто приходилось слышать, что Библия - не учебник по естествознанию.
Что ж касается науки - она лишь пытается постичь законы существования нашего мира, исходя из сегодняшних знаний. Наверное, для нее еще очень много неизведанного. И наверняка о чем-то сегодня представление одно, а потом окажется все гораздо многограннее.
Многие ученые были (и есть) верующими, но это не заслуга науки и учености.
Вера - одно, наука - другое, они могут пересекаться, но это разные "измерения".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 19 дек 2012, 14:21 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
anna* писал(а):
Вера - одно, наука - другое, они могут пересекаться, но это разные "измерения".
Ой-ой-ой... :) Я бы не был здесь таким категоричным. Если результатом деятельности "науки" считать "знания", то сколько было такого, что ученые считали что они это знают, а оказалось, что они в это просто верили, т.к. то, что им казалось что они знают, впоследствии оказывалось не так.
И для верующего человека, для христианина, здесь нет ничего неожиданного, т.к. в христианском мировоззрении вера есть источник и средство знания, и именно вера является источником и средством знания наивысшего, которого только может достичь человек: знания Бога, единственного действительно "сущаго, и иже бе, и грядущаго". (Откр. 1, 4).
Я бы сказал так, что верой оканчивается всякое человеческое знание.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2012, 15:19 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
о Галилео Галилее пишут:
...В 1633 инквизиция начала против Галилея в Риме судебный процесс: его подвергли тяжелым допросам и заставили публично, в церкви, на коленях отречься от своих научных взглядов...
...Научную деятельность он все-таки продолжал...
В страстной полемике с церковниками-схоластами и сторонниками Аристотеля он сумел отстоять истину. Первым среди естествоиспытателей он показал, что орудием познания природы является планомерно и целесообразно поставленный эксперимент. Именно посредством таких экспериментов им были установлены первые законы механики, давшие впоследствии возможность И. Ньютону вывести более общие ее законы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2012, 15:37 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
Геннадий писал(а):
А реальные научно-физические взгляды на мир все равно проросли бы постепенно в человечестве, но при этом многие наверняка хорошие люди не погибали бы за те идеи, которые, как мне кажется, не стоят того.


Папа не стал долго держать Галилея в тюрьме. После вынесения приговора Галилея поселили на одной из вилл Медичи, откуда он был переведён во дворец своего друга, архиепископа Пикколомини в Сиене. Спустя пять месяцев Галилею было разрешено отправиться на родину, и он поселился в Арчетри, рядом с монастырём, где находились его дочери. Здесь он провёл остаток жизни под домашним арестом и под постоянным надзором инквизиции.
Галилео Галилей умер 8 января 1642 года, на 78-м году жизни, в своей постели.
Младшая дочь Галилея (как и старшая) умерла в монастыре. Позже единственный внук Галилея тоже постригся в монахи и сжёг хранившиеся у него бесценные рукописи учёного как богопротивные. Он был последним представителем рода Галилеев


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ПРОЗА
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 дек 2012, 15:54 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
anna* писал(а):
В страстной полемике с церковниками-схоластами и сторонниками Аристотеля он сумел отстоять истину. Первым среди естествоиспытателей он показал, что орудием познания природы является планомерно и целесообразно поставленный эксперимент. Именно посредством таких экспериментов им были установлены первые законы механики, давшие впоследствии возможность И. Ньютону вывести более общие ее законы.
И здесь не все так однозначно. Дело в том, что если критерием верности того или иного утверждения считать результат эксперимента, то здесь нужно сказать, что каждый эксперимент проводится в определенных частных условиях, частность которых может быть большей или меньшей. И нет никакой "гарантии", что при изменении или появлении каких-либо новых условий результат эксперимента не изменится. И, например, насколько я помню, те же законы "классической механики" Ньютона при определенных условиях становятся уже несправедливы, т.е. в данном случае понятие "закон" становится относительным.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 08:46 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
Все же думается мне, что если б многие хорошие люди не отстаивали бы свои идеи, то и подвиг Христа был бы бессмысленным. Такая вот проза.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 09:30 
Не в сети
завсегдатай
завсегдатай

Зарегистрирован: 21 сен 2012, 09:44
Сообщения: 149
по-мойму, это интересно:

Позднее он скажет: «Сам Аристотель научил меня удовлетворять свой разум только тем, в чем убеждают меня рассуждения, а не только авторитет учителя».
Медицинский факультет он меняет на юридический. Математика, механика, философия — без них он теперь не мыслит своего существования и продолжает заниматься этими дисциплинами, даже когда из-за стесненного материального положения оставляет студенческую скамью и возвращается домой, во Флоренцию.
А далее, как уже известно, — первая оригинальная работа, посвященная описанию изобретенных им гидростатических весов и исследованию центров тяжести телесных фигур. Покровительство известного ученого — маркиза Гвидо Убальдо дель Монте, возвращение в родной университет, где Галилей получает на кафедре математики профессорскую должность. Ученый пробудет на ней три года (1589—1592). Он, может быть, и остался бы там на более длительный срок, но для этого требовалось излагать механику и астрономию исключительно в духе Аристотеля и Птолемея. Да, они оба являлись поначалу и его учителями. Но за поворотом извилистой дороги познания перед Галилеем вдруг открылись новые дали и новые горизонты науки.
В недолгий университетский период Галилей вплотную займется изучением природы свободного падения. Для этого и ставились опыты на наклонной Пизанской башне. Использование чугунного и деревянного шаров, одинаковых по форме и размерам, позволило определить соотношение между скоростью и временем падения этих шаров, между пройденным ими путем и временем падения. Опыты подтвердили, что при данных условиях тела получают одинаковое ускорение.
Что за удивительная натура была у этого человека, как вовремя он успевал своим чуть рассеянным взором прирожденного мечтателя все точно подмечать! Он обладал редкой способностью видеть, казалось бы, давно знакомые вещи в новом, необычном свете. Галилею удавалось «извлечь законы из явлений, Постоянно совершающихся перед глазами и все же никем не объясненных», -
писал о нем французский математик XVIII в. Жозеф Луи Лагранж.
Не это ли свойство заставило Галилея открыть в том числе и явление изохронизма колебаний, т. е. закон постоянства периода колебаний маятника? Распознать эту закономерность ему помогли наблюдения за раскачивающейся огромной люстрой в соборе. Причем в подсчетах он ориентировался на ритмичное биение собственного пульса и темп музыки, сопровождавшей богослужение. Опыты затем повторялись дома, но уже с помощью свинцовых шаров, подвешенных на нитях одинаковой длины, а также маятников. Как раз на основе открытия Галилея, определившего, что период колебания маятника не зависит от его амплитуды, были затем созданы весьма точные часы. Но произошло это
лишь после смерти Галилея, в 1657 г. Первым их конструктором стал известный ученый, открывший кольцо Сатурна, — Христиан Гюйгенс. А самый первый экземпляр маятниковых часов смастерил гаагский часовщик Соломон Костер.
Расставшись с университетскими аудиториями в Пизе, Галилей в том же году принимает предложение правительства Венецианской республики и становится профессором университета в Падуе. С переездом в этот город настанет, как он сам потом оценивал, наиболее счастливый период его жизни, который продлится до 1610 г. Галилей женится на терпеливой и нежной Марине Гамба, вскоре у них появляются дети — две дочери и сын. Однако семейные радости ни на день не отвлекают ученого от кропотливых занятий наукой.
Восемнадцать лет отдаст Галилей плодотворным исследованиям в области механики. В частности, он будет и дальше изучать падение тел, движение их по наклонной плоскости и под углом к горизонту. Эти усилия позволят ему наконец построить точную науку о движении — кинематику.
Сравнивая движение тел по наклонной плоскости и их свободное падение, он установит единство этих движений, откроет законы свободного падения тел и выстроит теорию равномерно-ускоренного движения.
Галилео Галилей откроет закон инерции, утверждающий, что скорость тела, на которое не действуют никакие силы, остается неизменной. Точнее, если действующие на тело силы равны нулю, ускорение этого тела также равно нулю. Исходя из этого закона, можно было сделать вывод, что в Солнечной системе совершенно бесполезно искать какую-то там ложную силу, «подталкивающую» планеты. В то же время необходимо было определить происхождение действительно существующей силы, превращающей их прямолинейное движение «по инерции» в криволинейное. Но это уже значительно позже стало заботой другого ученого — Исаака Ньютона, появившегося на свет в год смерти Галилея. Сам же Галилео Галилей родился в тот год и месяц, когда мир прощался с великим Микеланджело. Может быть, в этом тоже есть свой особый закон — гении не должны оставлять нашу Землю надолго, поэтому они и приходят на смену друг другу с поразительной быстротой.
Живя в Падуе, Галилей много времени посвящал гидростатике, теории простейших машин и сопротивлению материалов.
Вершиной и итогом творчества Галилея-физика станет его сочинение «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки, относящихся к механике и местному движению (динамике)... с приложением о центрах тяжести различных тел».
Все эти и другие открытия безусловно увековечили имя Галилео Галилея в истории мировой науки. Но важнейшим из них было создание им телескопической астрономии.
Первые зрительные трубы, или, как их еще тогда называли, «новые очки», позволяющие разглядывать отдаленные предметы, появились в 1608 г. в Голландии. Но еще великий Леонардо да Винчи упоминал об очках, позволяющих видеть Луну огромной. Узнав об изобретении голландцев, благодаря которому далекое становится близким, Галилей уединился в своей мастерской. Первая изготовленная им в 1609 г. зрительная труба из свинца с двумя стеклянными линзами — выпуклой и вогнутой, давала увеличение не более чем в 3 раза. Совершенствуя многочисленные образцы таких труб, он довел наконец увеличение изображения до 32 раз. Это уже был настоящий телескоп. И вскоре он, «оставив дела земные, обратился к небесным». Считается, что впервые Галилео Галилей направил телескоп на небо 7 января 1610 года.
С его помощью он обнаружил на Луне странные пейзажи: горы, моря и долины. Даже при несовершенной видимости его поразило сходство лунной поверхности с земной. Но, по Аристотелю, Земля не могла иметь сходства ни с каким другим небесным телом. Ее «непохожесть» была засвидетельствована церковью, и никто не должен был сомневаться в этом.
Кроме того, прогулки по небесному своду позволили Галилею обнаружить так называемую «свиту» — четыре спутника Юпитера. Узнать, что бледная, туманная полоса Млечного Пути не что иное, как неисчислимое скопище звезд, о чем догадывался еще Демокрит. Галилей открыл фазы у Венеры. А еще — темные пятна на Солнце.
Но всего этого тоже не могло быть! Солнце всегда считалось чистым и совершенным. Когда «безумные» высказывания профессора Падуанского университета дошли до церковного начальства, для их проверки и опровержения был прислан ученый иезуит Шейнер. От этого инспектора, питавшего давнюю ненависть к Галилею, ничего хорошего ждать не приходилось. Однако, заглянув в окуляр трубы, Шейнер был вынужден признать, что пятна на Солнце действительно есть. В полном недоумении, со столь неутешительной сенсацией он поспешил обратно. Выслушав его, кардинал резко ответил: «Прочитай труды Аристотеля от доски до доски, сын мой, пятна, по всей вероятности, были в твоей трубе или в твоем глазу».
С этого времени начинается самый тревожный и Драматичный период в жизни Галилея. Внешне пока все выглядит благополучно. Многочисленные открытия приносят ученому широкую известность. Он серьезно занимается оптикой, налаживает у себя производство телескопов. Его исследования посвящены также учению о цвете и вопросам природы света. Свои астрономические наблюдения Галилей обобщает в трактате «Звездный вестник». Но незаметно для ученого, погруженного в ежедневную работу, ширится круг завистников и врагов. После выхода его «Рассуждений о телах, пребывающих в воде, и тех, которые в ней движутся», а также «Писем о солнечных пятнах», следуют доносы в святую инквизицию. Его обвиняют в искажении идей Аристотеля.
Декретом от 5 марта 1616 г., через 73 года после смерти Коперника, Конгрегация святого индекса запрещает учение Галилея, как «ложное и целиком противное Священному Писанию». Галилей понимает, что тучи сгущаются и над ним. И действительно, вскоре кардинал Беллармино вызывает его к себе и предупреждает, чтобы он прекратил еретические выступления в защиту гелиоцентрической системы мира.
Итак, труды Коперника в опале, Джордано Бруно казнен. Но Галилей все же надеется, что его огромный научный авторитет и близкое знакомство с кардиналом Барберини, вскоре ставшим новым папой Урбаном VIII, помогут ему переубедить остальных высших иерархов церкви. Он верит, что здравомыслие восторжествует, запрет на учение Коперника будет снят, а сам он сможет опубликовать свою новую книгу.
В 1629 г. «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой» был завершен. Этот огромный труд вместил в себя все произведения Галилея, созданные им в период с 1590 по 1625 г. Ученому пришлось прибегнуть к интересной и осторожной форме подачи материала. Все значительные, но опасные с точки зрения цензуры мысли вложены в уста трех друзей, ведущих мирную беседу об отвлеченных вещах. Один из беседующих — сторонник идей Аристотеля и Птолемея. Два других приятеля — придерживаются новых теорий Коперника и Бруно, причем их рассуждения настолько убедительны, что полемика заканчивается явно в пользу этих последних. Книга вышла в свет во Флоренции в феврале 1632 г., к тому же с разрешения римской духовной цензуры. Спохватились не сразу. Она успела разойтись в научных кругах, и поначалу успех «Диалогов» превзошел все ожидания. Сторонники и почитатели Галилея поздравляли его с открытием новой эры в изучении природы.
Но надежды ученого на высокое покровительство не сбылись. Ровно через полгода, в августе 1632 г., основной астрономический труд Галилея был внесен в папский Индекс запрещенных книг. А сам 69-летний автор «Диалога» был вызван в Рим, где подвергся допросу, а затем арестован и заключен в тюрьму.
22 июня 1633 г. в церкви Святой Марии, стоя на коленях в покаянном наряде, Галилей зачитывает текст отречения от «заблуждений» и выслушивает приговор. Решение суда гласит, что «его книга будет и впредь находиться под запретом, а сам он подлежит тюремному заключению, длительность коего оставлена на усмотрение Святой службы».
Говорят, что после слов отречения, которые по требованию инквизиции были произнесены громко и четко, Галилей тихо, как бы для одного себя, добавил: «А все-таки она вертится!»
Унизительный акт судилища и принудительное отречение сильно подорвали здоровье, но не сломили дух ученого. Он был сослан и жил под домашним арестом в местечке Арчетри, близ Флоренции, где и умер 8 января 1642 г. Но за это время он успел написать «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки». Эта книга продолжила и развила идеи «Диалога». Галилео Галилей знал, что союзник истины — время.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 12:01 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
anna* писал(а):
Все же думается мне, что если б многие хорошие люди не отстаивали бы свои идеи, то и подвиг Христа был бы бессмысленным. Такая вот проза.
Так об этом же и речь, - Христос же пришел нас не естественным наукам научить. Я недавно упоминал о беседах тогда еще игумена, а сейчас епископа Августина (Анисимова) с "будущими архиереями", как он сам там выразился, так вот он там говорил и о том, что с развитием "науки и техники" прежде всего человек во многом перестал "есть хлеб свой в поте лица своего" (что было, как на мой взгляд, разумеется не "наказанием от Бога за грехопадение", а предусмотренным Богом естественным вспомогательным средством для человека в деле преображения его природы), и во-вторых, с развитием "науки и техники" очень многое в богосозданном мире, к чему человек "притрагивался" этими наукой и техникой, он только испортил: последствиями "развития" научно-технического прогресса являются глобальное отравление "среды обитания человека", т.е. всей окружающей среды, - воздуха, земли и воды. В средние века, когда наука не была "развита", многие посмеивались: разве может быть такое кол-во чего-либо, чем бы можно было испортить, например, третью часть земных вод?, - в настоящее время наука вполне может т.ск. удовлетворить такой запрос.

Как на мой взгляд, наукой и техникой нужно очень осторожно и предусмотрительно касаться богозданного мира, а не проводить над ним эксперименты и потом смотреть, что из этого получится. И в настоящее время для человека было бы более благоразумно т.ск. переключить науку на то, чтобы уже только устранять последствия ее предыдущего "развития".

Поэтому действительно развитие науки и техники, если таковая действительно будет полезна человеку, на мой взгляд, не должно происходить беспорядочно, а должно происходить под тщательным контролем, в чем обязательно должна принимать участие и Церковь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 16:18 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 13 дек 2005, 11:36
Сообщения: 900
Я всё-таки приведу выводы из своей статьи:

Итак, вера решает духовно-нравственные вопросы, а наука изучает закономерности материального мира; вера говорит образным языком, а наука – языком логики, фактов, формул и цифр.

Религия и естественные науки говорят о разных предметах и на разных языках – поэтому они в принципе не могут подтверждать или опровергать друг друга.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 дек 2012, 16:21 
Не в сети
древнейший участник
древнейший участник

Зарегистрирован: 13 дек 2005, 11:36
Сообщения: 900
Самое спорное, на мой взгляд - это тема "Вера и чудеса":

ВЕРА И ЧУДЕСА

Укрепляют ли чудеса нашу веру?
Думаю, что нет.

Чудеса происходят и в других религиях – исламе, буддизме, индуизме.
Неужели возможно верить каждому, кто покажет чудо?

А научные атеисты вообще не верят в чудеса – и переубедить их невозможно в принципе.

Христос говорил: «Придут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса».
То есть, чудо не является критерием истины.

Чудо не прибавляет нам веры.
Напротив, чудо требует нашей веры.

Одно из главных чудес Православия – схождение благодатного огня в Иерусалиме.
От православного человека требуется вера, что благодатный огонь – это именно чудо, а не ловкий фокус и не естественное явление.
Доказать это неверующему невозможно.

Неверующий скажет, что иерусалимские священники, молясь о схождении благодатного огня, совершают некие манипуляции с химически активными веществами;
в результате этих манипуляций выделяется горючий газ;
этот газ распространяется в воздухе и возгорается.

Если доказать ему, что это не так – он выдвинет десяток новых остроумных предположений.

Словом, в вопросах веры что-либо кому-либо доказать невозможно.
Так и должно быть, иначе вера не была бы верой и не имела бы ценности.

Каждый верит так, как он чувствует, по состоянию своего сердца.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: ВЕРА И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 26 дек 2012, 11:47 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Захария писал(а):
Я всё-таки приведу выводы из своей статьи:

Итак, вера решает духовно-нравственные вопросы, а наука изучает закономерности материального мира; вера говорит образным языком, а наука – языком логики, фактов, формул и цифр.

Религия и естественные науки говорят о разных предметах и на разных языках – поэтому они в принципе не могут подтверждать или опровергать друг друга.
Не, я не согласен с такой трактовкой вопроса. :)
Вот ученые "естественники" никак не могут понять, как можно считать богословие наукой? :shock: :) А сточки зрения верующего человека это вполне понятно. Или вот например "аксиома":
АКСИОМА — АКСИОМА, аксиомы, жен. (греч. axioma). Положение, принимаемое без доказательств (мат.). || Очевидная истина, утверждение, принимаемое на веру (книжн.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …
Это вообще как понимать с научной точки зрения?? :? :)

А это все потому, что ученые-"естественники" смотрят на мир с огранниченной точки зрения, не желая вводить в свое научное мировоззрение полноту бытия. А полнота эта говорит о том, что мы можем воспринимать окружающий нас мир как умом, так и созерцанием. Наш ум является только одной из частей нашей воспринимающей способности, но у нас есть способности ведения мира и другие, причем гораздо более широкие и продуктивные, если конечно их увидеть в себе и взрастить. Хорошо об этом сказал, например, прп. Исаак Сирин в "Словах подвижнических":

"Есть вѣдѣніе, предшествующее вѣрѣ, и есть вѣдѣніе, порождаемое вѣрою. Вѣдѣніе, предшествующее вѣрѣ, есть вѣдѣніе естественное; а порождаемое вѣрою есть вѣдѣніе духовное. Есть вѣдѣніе естественное, различающее добро отъ зла, и оно именуется естественною разсудительностью, которою естественно, безъ наученія, распознаемъ добро и зло. Сію (разсудительность) Богъ вложилъ въ разумную природу, при помощи же наученія она получаетъ приращеніе и пополненіе. Нѣтъ человѣка, который бы не имѣлъ ея. Лишенные этой силы ниже разумной природы, и утратившихъ сію познавательную силу . . . Пророкъ справедливо уподобилъ несмысленнымъ скотамъ. Сею (разсудительностью) можно намъ обрѣтать путь Божій. Это есть естественное вѣдѣніе: оно предшествуетъ вѣрѣ и есть путь къ Богу. Ею (разсудительностію) научаемся различать добро отъ зла и принимать вѣру. И сила природы свидѣтельствуетъ, что человѣку подобаетъ вѣровать въ Того, Кто сотворилъ все это, вѣровать и словесамъ заповѣдей Его и исполнять ихъ. Отъ вѣры же рождается Страхъ Божій; и когда онъ будетъ сопровождать дѣла, и постепенно взойдетъ къ дѣланію, тогда рождаетъ онъ духовное вѣдѣніе, о которомъ сказали мы, что рождается оно отъ вѣры. (Итакъ) вѣра производитъ въ насъ страхъ; страхъ же понуждаетъ насъ къ покаянію и дѣланію. Такъ дается человѣку духовное вѣдѣніе, т. е. ошущеніе тайнъ, которое рождаетъ вѣру истиннаго созерцанія. Такимъ образомъ, не просто отъ одной только вѣры рождается духовное вѣдѣніе, но вѣра рождаетъ Страхъ Божій, и когда въ Божіемъ Страхѣ начнемъ дѣйствовать, отъ дѣйствія Страха Божія рождается духовное вѣдѣніе . . . Не Страхъ Божій рождаетъ сіе духовное вѣдѣніе (ибо чего нѣть въ природѣ, то не можетъ и родиться), но вѣдѣніе сіе дается, какъ даръ, дѣланію Страха Божія. Когда изслѣдуешь внимательно дѣланіе Страха Божія, тогда найдешь, что оно есть покаяніе. И духовное вѣдѣніе, за нимъ слѣдующее, есть то самое, о чемъ сказали мы, что залогъ его (вѣдѣнія) пріяли мы въ крещеніи, а дарованіе его пріемлемъ покаяніемъ. И дарованіе сіе, о которомъ сказали мы, что пріемлемъ оное покаяніемъ, есть духовное вѣдѣніе, подаваемое, какъ даръ, дѣланію Страха. Духовное же вѣдѣніе есть ошущеніе сокровеннаго. И когда ощутитъ кто сіе невидимое и во многомъ превосходнѣйшее, тогда пріемлетъ оно отъ сего именованіе духовнаго вѣдѣнія, и въ ощущеніи его рождается иная вѣра, не противная вѣрѣ первой, но утверждающая ту вѣру. Называютъ ее вѣрою созерцательною. Дотолѣ былъ слухъ (т. е. вѣра отъ слуха — Рим. 10: 17), а теперь созерцаніе: созерцаніе же несомнѣннѣе слуха» (Слово 84).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство