www.sobor.by

Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата


Текущее время: 08 мар 2021, 12:06

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О хранении ума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 янв 2012, 07:52 
Не в сети
старожил
старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 янв 2008, 16:47
Сообщения: 153
Здесь говорится о важности хранения ума:
http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm

Цитата:
Святой Исихий Синаит говорит так: «Никто не спасется от князей тартара, — я привожу “Добротолюбие” по памяти, — без хранения ума, сколь бы великим философом и мудрецом он в мире ни был»

Как противиться недобрым помыслам:
Цитата:
Сразу, как только проснемся, мы чувствуем умом, если к уму приближается какой-нибудь грех или плохой помысл; ибо всякий злой помысл — это мысленный змий, то есть диавол. И как только почувствуем, что он приближается, воспротивимся; оружием благоволения (волей) воспротивимся не принимать его, ибо у нас имеется эта сила.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О хранении ума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 фев 2012, 06:25 
Не в сети
участник
участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 фев 2012, 05:38
Сообщения: 15
Patapii писал(а):
Здесь говорится о важности хранения ума:
http://www.pravoslavie.ru/put/49363.htm

Цитата:
Святой Исихий Синаит говорит так: «Никто не спасется от князей тартара, — я привожу “Добротолюбие” по памяти, — без хранения ума, сколь бы великим философом и мудрецом он в мире ни был»

Как противиться недобрым помыслам:
Цитата:
Сразу, как только проснемся, мы чувствуем умом, если к уму приближается какой-нибудь грех или плохой помысл; ибо всякий злой помысл — это мысленный змий, то есть диавол. И как только почувствуем, что он приближается, воспротивимся; оружием благоволения (волей) воспротивимся не принимать его, ибо у нас имеется эта сила.



Как справиться с помыслами?

Ответа однозначного нет. Чтобы победить и исправить помыслы, надо знать их природу.
Помыслы (мысли) являются продуктом деятельности ума и результатом нашего мышления. И чтобы ум прекратил порождать помыслы, надо научить его безмолвию. Чтобы научить ум безмолвию, надо прекратить мирскую жизнь и уйти в пустыню, чтобы победить свои страсти и обучить ум ведению истины и безмолвию. Без принятия монашества это невыполнимо.

У помыслов есть два источника, из-за которых они появляются в уме человека. Во-первых, собственные помыслы человека. Во-вторых, – прилоги помыслов от духов злобы (бесов). В природном отношении они неразличимы и человек неспособен их различать. По содержанию их можно различить в нравственном отношении. Но для этого человек должен быть нравственно хорошо воспитан и обучен христианской культуре жизни. Других возможностей различать помыслы у человека нет. Человек должен научиться, чтобы различать помыслы. Если человек не научен различать их, то не сможет отличить прилог от собственных мыслей.

Однако, прилоги в наших помыслах не играют главную роль. Они единичны и не могут повлиять сильно на ход мышления. Только со страстным умом это происходит. На состояние нашего ума и наших помыслов главное влияние оказывает наш характер, образованность правильная, воспитанность и культура поведения, которой мы обучены, духовная культура души, страстность души и ума. Только когда человек распущен, невежествен в культуре, плохо образован и развращён страстями, прилоги помыслов от духов злобы играют в его мышлении сильную роль. Они управляют умом этого человека. Но это уже демоническая зависимость человека от собственных помыслов. Без переобучения ума знаниями христианской истины и перевоспитания себя по заповедям Христовым бег помыслов не изменить.

Чтобы научиться различать помыслы, надо обучить ум христианской истине и научиться жить по заповедям Божиим. Одновременно прожить брани со страстями, чтобы изучить грехи и страсти (не зная грехов и страстей, не сможешь различить ложные (греховные) помыслы) и обрести опыт духовной брани. Пытаясь победить помыслы, здесь все совершают по неопытности большую ошибку, которая перечёркивает все результаты брани. Мы боремся с помыслами, мы во всём виним духов злобы (врага), но не боремся с собой и ни в чём не виним себя и свои страсти. Мы боремся с помыслами, но они есть плод наших страстей. Мы каемся на исповеди за прилоги помыслов, но не каемся за собственные страсти, которые являются причиной прилогов. Мы боремся с гнилыми яблоками, а не с болезнями яблони, из-за которых и появляются у доброй яблони плохие яблоки. Если не исцелить страсти души и ума, плохие помыслы не победить и от прилогов врага не избавиться. Здесь необходим духовный руководитель (духовник), который и должен научить различать брани и помыслы. Необходима постоянная исповедь и откровение помыслов. Исповедь за помыслы и страсти и покаяние перед Богом за своё недостоинство есть наилучшее средство победы над помыслами. Но нужно помнить, что без победы над страстями души и ума, помыслы не исправить. На это может уйти целая жизнь. Сильнейшим целебным средством против страстей и помыслов, является причащение Святых Даров Тела и Крови Христовых.

С уважением, о.Николай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О хранении ума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 фев 2012, 22:08 
Не в сети
старожил
старожил
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 фев 2010, 21:44
Сообщения: 204
Откуда: Мытищи
http://azbyka.ru/dictionary/02/borba_s_pomislami-all.shtml

Борьба с помыслами

Задача человека - противостоять воздействию греховного помысла, то есть не принять его. С этой задачей человек не в состоянии справиться собственными усилиями. Само человеческое естество заражено грехом, и помысел находит сочувствие в испорченном человеческом сердце. Противостояние помыслам и победа над ними возможна только с помощью обращения к всесвятому Богу, исполнимо только при содействии Божественной благодати. Именно поэтому борьба с помыслами сводится к усиленной молитве, то есть является молитвенным подвигом.

Начинающим борьбу с помыслами опытные христианские подвижники советуют непрекословие. "Не прекословь помыслам, всеваемым в тебя врагом, но лучше молитвою к Богу прерывай беседу с ними", - учит святой Исаак Сирин. "Должно ли прекословить борющему нас помыслу? - спрашивают святые Варсануфий и Иоанн, и дают ответ. - Не прекословь; потому что враги сего желают и (видя прекословие) не перестанут нападать; но помолись на них Господу, повергая пред Ним немощь свою, и Он может не только отогнать, но и совершенно упразднить их".

Молитвенное стояние против помыслов требует не только напряжения душевных сил (душевного подвига), но и подвигов тела (пост, бдения, труд и др.), которые помогают временно сковать страсти. "Необходим подвиг для христианина, - учит святитель Игнатий (Брянчанинов), - но не подвиг освобождает христианина от владычества страстей: освобождает его десница Вышнего, освобождает его благодать Святого Духа".

Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце. По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О хранении ума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 мар 2012, 14:51 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Архим. Ефрем, иг.Ватопеда, говорил что помыслы - они как "мыльные пузыри", и что не нужно на них обращать большого внимания, - что наверное говорил для нас, т.е. мирян, проводящих большую часть времени жизни в мирской суете. Но наверное можно это понимать и так, что помыслы, как "пузыри" касаясь нашего ума, если не находят себе "свободного пространства", и встречаясь с некой преградой, легко "лопаются" и превращаются в ничто. Но тогда в нас должна быть действительно какая-то "преграда", которая препятствовала бы проникновению помыслов в наш ум, в нас должно быть то, что несовместимо с помыслами, от чего помыслы бы рассеивались как тьма от света. Святоотеческая традиция говорит о том, что борьба с помыслами неразрывно связана с трудом приобучения Иисусовой молитве.

Цитата:
Вкусивший Божественной благодати человек не допускает помысел в сердце. По слову святого Исаака Сирина, он мертв для страстей не в силу отсутствия самих искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и собственных дел, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати Святого Духа.

Наверное можно сказать и так, что душе становятся просто неинтересны приражения, которыми враг пытается прельстить душу в помыслах, т.к. то, что душа уже в себе содержит в благодатном состоянии, не сравнимо ни с чем тварным, даже если оно и духовной природы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: О хранении ума
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 апр 2013, 11:33 
Не в сети
основатель

Зарегистрирован: 02 сен 2005, 18:54
Сообщения: 4395
Просто и точно сказано: «Каковы наши мысли, такая и наша жизнь». Старец Фаддей Витовницкий
Откуда видно, как это важно. Опытные наставники говорят, что для начала приобучения хранению ума и приобретения доброго расположения сердца, из которого и рождаются добрые мысли, рекомендуют читать и применять в жизнь наставления прп. Нила Сорского. Очень хорошо читать в авторском варианте и сверяться с современным переводом, - изложения наставлений всегда остаются изложениями, а наследение прп. Нила достаточно удобопонятно, чтобы обращаться непосредственно к нему.


ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СОРСКИЙ - СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Форум православного информационного портала Собор.by. Главная »
Rambler's Top100 ???????@Mail.ru Православное христианство