Алексей Талашкин, организатор фестиваля "Байкальский благовест": наш фестиваль собрал лучших мастеров колокольного звона
17 ИЮЛЯ 2015 (Пятница) 12:54:23 С 10 по 15 июля в Иркутске, по благословению митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, при поддержке правительства Иркутской области прошёл фестиваль колокольного звона , посвящённый памяти свт.Софрония Иркутского. В первый день работы фестиваля состоялась научно-практическая конференция "Колокола: из прошлого в будущее", в которой приняла участие белорусский кампанолог, кандидат искусствоведения Елена Шатько, выступив с докладом "Белорусская кампанология: традиционное звонарство западных регионов (по материалам экспедиций)". Во время проведения фестиваля состоялась беседа Елены Шатько с одним из его организаторов - Алексеем Владимировичем Талашкиным, заместителем руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии. - Алексей Владимирович, Вы являетесь одним из организаторов фестиваля "Сибирский благовест" в г. Иркутске (Россия). Расскажите, пожалуйста, откуда приехали участники? - География фестиваля весьма обширна, приехали участники из городов Сибири (Красноярск, Омск, Томск, Иркутск, Братск, Жигалово, Тайшет, Новосибирск, Новокузнецк), Дальнего Востока (Петропавловск-Камчатский), Москвы и Минска. Во второй день звонари выехали на Байкал и звонили на колокольне храма села Большое Голоустное, а также на передвижной звоннице. 12 июля в день первоверховных апостолов Петра и Павла, состоялись две звонильные программы, в рамках которых в Шенлехове выступили иеродиакон Роман (Огрызкова) и Екатерина Николаевна Головизнина, завуч и преподаватель школы звонарей Свято-Данилова монастыря (Москва) и основная программа, в Казанском храме Иркутска, где звонили все звонари. Кроме того, вечером, на берегу реки Иркуты состоялось выступление на передвижной звоннице. - Скажите, пожалуйста, на каком наборе колоколов выступали звонари в Казанском храме? - В Казанском храме колокола отлиты в 2009 г. на предприятии братьев Шуваловых. Подъём колоколов состоялся в этом году. Самый большой колокол – 4, 5 тонны (уточн. 4, 2 т.) Общий вес набора 9 тонн, количество колоколов –11. - Какое заключительное мероприятие фестиваля? - Очень необычное для нас событие - это сплав со звонницей по реке Иркут от села Шаманка, где стоит Свято-Софрониевский храм, памяти которого и посвящён наш фестиваль, до города Иркутска. Когда о. Павел Телегин, руководитель проекта фестиваля, прислал нам программу, то я думал, что это будут лодки, байдарки, вёсла, люди наденут шлемы и плывут. Но оказалось, что это крестный ход по воде, который проходит уже не первый год. А в этом году впервые на этих плотах будет установлена передвижная звонница. - И участники фестиваля будут звонить на протяжении всего крестного пути? – Многие уже разъехались, но те, кто останется, я думаю им посчастливится быть причастниками это интересного дела. Нечто подобное происходило в этом году на реке Томь, на фестивале "Звоны над Томью". Там звонница была установлена на борту небольшого катера и те, кто слышал этот звон, они очень высоко оценили его. Мы знаем из исторических документов, что звоны над рекой разносились далеко, но услышать это вживую мы можем редко. А вот здесь как раз мы будем свидетелями и участниками этого явления. – Алексей Владимирович, вы являетесь редактором журнала "Сибирская звонница". Расскажите, как давно входит журнал, какова его тематика, где они распространяются? – Я являюсь выпускающим редактором журнала "Сибирская звонница", а главным редактором - кампанолог, кандидат искусствоведения, научный консультант Новосибирского колокольного центра Лариса Дмитриевна Благовещенская. Первый номер вышел в 2009 году в виде небольшой приходской газеты на 12 чёрно-белых страничках. Сначала мы писали обо всём что, как мы считали, интересно для звонаря. Как Лариса Дмитриевна говорила: "Весь мир с его окрестностями пытались охватить" в этом издании. Но направлен он был именно на учеников Новосибирской школы звонарей и делался для них. Время шло, газета оказалась востребованной, мы обретали опыт и потом появился полноцветный журнал на 24 полосы. Те, кто знаком с изданием, оценивают его достаточно высоко. Мы готовы распространять издание по всей стране. Думаю, что после этого фестиваля несколько городов возьмутся за реализацию этого издания. Тем самым помогут нам его издавать. – Вы начинали издавать этот журнал по гранту Международного конкурса "Православная инициатива", не так ли? – Да, в 2012 году мы выиграли грант, который так и назывался "Сибирская звонница, журнал о колоколах и звонах". Конечно, финансирование этого проекта нам помогло, мы выросли за это время, научились делать журнал. Теперь у нас открываются пути тематических журналов по колоколам сибирских городов, посвящённых отдельным городам Томску, Красноярску, Тюмени, Иркутску, Тобольску. – Скажите, пожалуйста, каким тематикам посвящались номера журнала? – У нас были такие темы как "Колокола в искусстве", "Обустройство колокольни", "Колокола в пути", записывали даже астронавта, потому что колокол есть и на Международной космической станции, как выяснилось. Потом мы стали рассказывать про проекты, которые реализует Сибирский центр колокольного искусства: проект "Дозвониться до небес" по работе в исправительных заведениях Новосибирской области, проект "Найди свой колокол" по поиску исторических колоколов Новосибирской области и другие. – Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о школе звонарей Новосибирской епархии. – Новосибирская школа звонарей была организована в 1997 году усилиями двух людей: протоиерея Николая Соколова и кандидата искусствоведения Ларисы Дмитриевны Благовещенской. Долгое время вдвоём они обучали всех желающих колокольному делу. Потом появились яркие звонари, которые пожелали остаться в школе и после её окончания. Господь так управил, что в школе несколько педагогов и даже в этом году мы выпустили 9 учеников и одного из них пригласили в наш педагогический состав. Школа живёт и относится она к Новосибирскому православному Макарьевскому университету, факультет церковных искусств. Обучение у нас идёт в течение одного года, занятия идут по воскресным дня с 13.00 до 16.00, а в остальные дни учащиеся занимаются самостоятельно. Это расписание удобно, ибо каждый звонарь-ученик в своём храме служит, а потом может приехать в школу и посвятить время изучению колокольного дела. – Алексей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о детской школе звонарей. Наверно, такая практика только в Новосибирске? – В Новосибирске действует 9 звонарских школ, более 10 лет у нас было 2 две школы. Всё началось с того, что наши выпускники захотели работать с детьми и за последние два года появилось ещё 7 школ. Опыт это не уникален, и сейчас с детьми занимаются и в других городах. И достаточно давно. Вот Ксения Полякова в Петрозаводске ведёт занятия с детьми, Виталий Выдриганов занимается в Новокузнецке, также занятия идут в Самаре и других городах. Просто мы мало об этом знаем. В Новосибирске получилось так, что это всё сконцентрировалось. Итогом этого 15-летнего опыта обучения стал детский фестиваль звонарей Сибири. В этом году прошёл пятый фестиваль на который приехали дети из Сибирского региона – дети, педагоги – из Новоалтайска, Новокузнецка, Новосибирска, Томска, очень много населённых пунктов Новосибирской области. Были у нас гости из подмосковного города Раменское – звонарь Павел Лялин, он приехал со своим учеником. Об этом можно прочесть в нашем последнем номере "Сибирской звонницы", который называется "Колокол в детской руке". Первый тур конкурса проходил в храмах, к нам приехало около 50 участников на второй тур. У нас работала команда, чтобы организовать фестиваль. Наш владыка благословил преобразовать колокольный центр в Сибирский центр Колокольного искусства Новосибирской митрополии не только потому, что подошло время 15-летнего юбилея, а в первую очередь потому, что школа разрослась в некое более крупное объединение звонарей, которые занимаются различными направлениями деятельности, такими как работа с осуждёнными, работа с детьми, научная деятельность, поисковая, обустройство колоколен, издательская деятельность, музей колоколов, фестиваль звонарского искусства Сибири. Действительно одна школа не может этим заниматься. Новаторством этого года для нас стал выход этого фестиваля за пределы Новосибирской епархии, нам удалось провести фестиваль в городе Иркутске. Может это будет началом такого движения по сибирским городам. Я считаю, что такое значимое событие как фестиваль поможет звонарям этого региона возродить интерес к этому нашему любимому звонарскому искусству. Теперь от Иркутской школы звонарей многое зависит. Колокол звучащий собрал очень много людей, теперь эти люди должны начать работу здесь в Иркутске и если им удастся её организовать, поднять на другой уровень, значит фестиваль решил свою задачу. – Лариса Дмитриевна Благовещенская уже много лет организовывает Пасхальный концерт в филармонии "Звоны России". Расскажите об этом подробнее. – "Звоны России" - это уникальный единственный в России цикл тематических концертов. Он в России всегда проходит в один день 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия или как сейчас говорят в день славянской письменности и культуры. Концерт уникален тем, что в нём собраны произведения навеянные колокольным звучанием. Лариса Дмитриевна уже не один десяток лет собирает нотографию этих произведений и вот в Санкт-Петербургском сборнике она будет скоро опубликована, Там около 1000 произведений и 30 страниц. Конечно, прозвучали ещё не все произведения. Эти концерты помогают зрителю по новому взглянуть на колокольный звон, на это искусство и именно с позиций композитора, который тонким своим слухом воспринимал колокольный звон, а потом отражал его в музыке. Сейчас мы имеем возможность провести какую-то обратную работу, послушать музыки и представить, как звучали звоны. Реализуется этот концерт силами Новосибирской государственной филармонии, в частности Камерного хора под управлением Народного артиста России Игоря Юдина. – Скажите, каждый год звучат произведения новых авторов, т.е. повторов не бывает? – Повторы были, но в основном произведения подбираются каждый год новые, составляется программа. Когда-то это были произведения для хора, которые исполняли солисты, потом исполнял Камерный хор Новосибирской филармонии, инструменталисты. Были произведения для оркестра и солистов. Часто там принимает участие народный ансамбль "Рождество", звучит передвижная звонница, звучат звоны и колокола, которые вплетены в ткань музыкального произведения. Здесь, на фестивале, велась большая работа по обсуждению проблем, которые волнуют всех звонарей вообще и звонарей Сибири в частности. Мы горячо обсуждали проблему электронных звонарей, то, что сейчас внедряется на колокольнях и, конечно, мы единодушны в том, что это явление отрицательное. Наступление этих приборов, установленных на церковных колокольнях, не может не огорчать всех нас. Но пока мы не можем ничего сделать, говорим и ищем пути выхода. Особо хочется сказать, что звонари должны быть в молитве, молиться друг за друга, поддерживать. Часто так, к сожалению бывает, что мы разрознены, мы решаем свои сиюминутные желания, мы ставим их выше других и не замечаем. В Сибири Слава Богу, пока не так. Задача нашего центра заключается в том, чтобы эти времена не настали. Мы ведём большую работу по объединению звонарей Сибири: городов, школ для того, чтобы действительно звонарское братство, которое рождается сейчас между Новосибирском, Иркутском, другими городами Сибири и Минском, чтобы оно укреплялось. Вместе мы можем решить очень много проблем и по поиску исторически ценных колоколов, и сведений о них, и по вопросам обустройства колоколен, вопросам педагогики и передачи знаний. Если мы не знаем, что происходит у нашего соседа, мы не можем выйти на общение с ними. Люди так в большинстве и живут между собой на одной лестничной площадке и не здороваются, и не знают, как зовут, и никому нет дела кто там живёт. У нас такого не должно быть. Мы должны друг другу помогать. Те, кто обладает каким-то опытом, они должны этот опыт передать. Только так мы сможем объединиться и решить все наши сложности и быть в едином духе. / sobor.by/ Фото baikalpress.ru (просмотров 4780) |
Новости разделов: