25 ЯНВАРЯ 2016 (Понедельник) 01:33:09
17 января в минском Свято-Елисаветинском монастыре завершился 2-й фестиваль батлеечных театров "Нябёсы", собравший в этом году любителей и профессионалов батлеечного искусства со всех уголков Беларуси и гостей из России и Украины. Гран-при "З лялькай да Бога" жюри присудило московскому театру "Бродячий Вертеп" Александра Грефа. Театр существует с 1989 года. Трое его актёров – учёные химики и филолог - подошли к вертепу глубоко с обеих сторон: с научной – изучили, написали и не перестают изучать и писать материалы об этом феномене культуры – и с практической, потому что на протяжении многих лет не перестают совершенствовать и вертеп, и кукол, и собственное мастерство. Кроме того, также серьёзно они изучают народные ремёсла и обучают им детей и педагогов. А ещё из традиционных, но редких для нас инструментов разных стран и народов они создали Живой музей музыки, который, как и вертеп, часто берут с собой, чем несказанно радуют и одновременно образовывают зрителей. Об этом и ещё о чём-то очень важном Вы узнаете из интервью с Александром Грефом.
Один вертеп = один спектакль
- Александр, вертеп – это универсальная сцена, на которой можно сыграть разные сюжеты, или один вертеп = один спектакль?
- Только так и никак иначе. Сцены рассчитаны на определённые движения. Вертеп тем и удивителен, что вы не сможете сыграть вольный театр, а только то, на что рассчитали движения. Вот, как вы думаете, сколько кукол может одновременно вывести на сцену один человек?
- Две.
- А три человека?
- Шесть.
- Это только так кажется. Если у вас 6 кукол стоит и надо убрать среднюю, как вы это сделаете?.. Одновременно вы можете поставить только три куклы, и вся сцена рассчитана именно на это. Тот, кто это придумал, сделал так, что изменить ничего нельзя. Поэтому мы бьёмся за то, что не надо ничего придумывать, а надо хорошо изучить то, что было раньше, и попытаться воспроизвести. Там столько секретов, что изучать можно всю жизнь. Мы - три вузовских преподавателя, и наша задача - изучить то, что было раньше. Даша преподаёт греческий в Свято-Тихоновском университете, Лена - химик, но имеет ещё и музыкальное образование, у неё 10 лет преподавательского стажа. Я тоже химик, преподаю 30 лет.
Доцент-актёр
- Я знаю, что вы доцент.
- Понимаете, я доцент по званию, но не по должности. Я по должности уличный актёр.
- Вы с детства занимались куклами?
- Нет, куклами я занялся, когда у меня появились дети.
- В чём особенность вашего вертепа?
- Говоря о вертепе, неудобно говорить лично о себе. Была задача воспроизвести то, что было сделано в старину. А свою роль я вижу в том, что пытался на протяжении многих лет не искажать то, что сохранилось. В нашем последнем вертепе, который вы видели сегодня, а всего их у нас 5, мы попытались показать все описанные в источниках трюки, которые были в старинном театре. Мы хотели показать, что они очень действенны, очень красивы и интересны даже современному зрителю.
- А какие это трюки? В спектакле всё очень красиво и гармонично, и, следя за действием, не думаешь о том, какими приёмами пришлось овладеть актёрам…
- Первый трюк – выход смерти. Смерть поднимает косу - публика вздрагивает. Отрубают голову - тоже трюк. Открывается люк и показывается чёрт – это ещё один трюк. Чёрт утаскивает туда куклы - ещё трюк.
- А то, что куклы зажигают и гасят свечи?
- Это тоже трюк. И я вам скажу, что гасить свечи гораздо сложнее, чем зажигать. Зажигают уже многие, а гасить могут не все. Потому что свечи в разных условиях горят по-разному, и очень трудно попасть на пламя в темноте.
Батлейка Forever
- Спектакль был обрамлён выступлениями Елены Слонимской, которая исполняла рождественские канты на разных языках и аккомпанировала себе на необычных инструментах. Читала, что она поёт на 11 языках и играет на пяти десятках инструментах…
- Елена Слонимская – великая русская актриса, которая держит на себе весь спектакль. Кроме того, она воспитала уже два поколения молодёжи, которые не просто играют, а просто не могут не играть. Они приходят к нам на каждые святки и спрашивают, когда будем играть в вертеп. Они уже взрослые, у них скоро будут свои дети, а не могут без этого жить. Значит, это будет продолжаться, значит, наша жизнь прожита не зря.
Когда умолкают люди, говорит Доктор-Кукла
- Ещё в 90-е годы вы придумали особую программу реабилитации больных детей. Вы написали книгу "Мастерская у кроватки", где собраны традиционные ремёсла, которые могут быть применимы при работе с больными детьми. А есть и другая программа, даже целый герой - Доктор-Кукла. Как она родилась?
- Самое безответственное дело на свете - играть в кукольный театр. Хорошо ты играл или плохо - твоё личное дело, и отвечать не перед кем. Мы стараемся, чтобы у нас всё получилось, но если не получится, то никто от этого не умрёт. И чтобы заниматься таким лёгким и безответственным делом, нужно некое моральное оправдание (это моё личное мнение, нигде не услышанное и никому не навязываемое), надо заниматься чем-то более тяжёлым. И как люди, которые занимаются кукольным театром, мы придумали Доктора-Куклу. Есть такое интересное направление - куклотерапия, там используются маленькие куклы. Но, понимаете, это как бы понарошку. А разговаривать с ребёнком, а тем более с тяжелобольным, может быть, даже смертельно больным, нужно по-настоящему. Для этого нужна была большая кукла, в рост ребёнка. Мы ещё 90-е годы нашли огромные деньги для того, чтобы нам сделали этих кукол очень хорошие мастера. Эти куклы очень дорогие, потому что очень тонко и точно делаются руками. Надо было сначала найти мастера, потом уговорить его это сделать, а потом долго вместе с ним работать, чтобы кукла получилась. Мы сделали и стали работать с этим инструментом в больнице. Весь фокус в том, что ребёнок говорит с куклой не на сцене, а один на один и столько, сколько ему нужно. Кукловод держит на руках большую куклу, ростом с ребёнка, и через эту куклу с ним общается. И нужно играть так, чтобы ребёнок говорил не с тобой, стоящим за куклой, а с куклой. Это очень тонкое кукловождение. Нужно говорить с ребёнком о его проблеме, а это уже психологическая подготовка того, кто это делает. Его настрой, его личные возможности. Потому что очень трудно ребёнка подготовить к операции, трудно говорить с ним после операции и трудно встречать его в больнице. Я всем говорю о том, что очень важно встречать ребёнка. Ведь детей в онкологию иногда забирают из поликлиники. Мама с ребёнком приходят на анализ крови, а им говорят: надо в больницу – рак крови. Представьте себе эту ситуацию, что происходит с мамой и что делается с ребёнком. Его берут, привозят в больницу, и он попадает в совершенно другую среду. Кто его должен встречать? Что вы можете сделать? Ничего. А наша кукла может. Она встречает его и переносит в сказочную ситуацию.
Хочешь заниматься керамикой – бери лопату и иди за глиной
- Расскажите подробнее про ремёсла. Ведь на их основе у вас выстроена целая программа "Естественная школа" .
- С ремёслами всё просто. Я по образованию технолог, и как человек, преподававший технологию много лет, всегда очень жалел старинные технологии, на которые люди затратили свой талант и большие усилия. И эти технологии исчезают и перестают быть нужными. А технология - это элемент культуры, и мне этот элемент было жалко. Я стал обучаться ремёслам, и сейчас очень многими из них владею. Не профессионально, но во всяком случае знаю, как это делается и знаю некоторые секреты. И надо передать эти знания детям, как-то встроить их в образование. Что меня не устраивает в современном изучении ремёсел? Люди работают на готовых продуктах. Я прихожу в кружок, чтобы изучать керамику и мне дают керамическую массу – подготовленную на заводе смесь. Это неправильно, с моей точки зрения. Потому что человек, который хочет заниматься керамикой, должен взять лопату, пойти выкопать глину, замесить её, вынуть камешки, корни. А у педагога при этом есть много поводов для разговора. На основе этого он может рассказать ребёнку том, как устроена земля, что такое глина, где что растёт и т. д.
- Вы сами занимаетесь с детьми?
- Сейчас мы работаем с педагогами и работаем по запросу. Есть запрос - показываем, как работать, а в остальное время мы готовимся к фестивалям – устраиваем свой под названием "Старый новый год" (в этом году он прошёл уже в 10-й раз) и участвуем в других, много публикуемся…
Этот разговор мог бы продолжиться, но артистом нужно было готовиться к круглому столу, и Александр поспешил собирать вертеп и укладывать кукол. Этот процесс можно назвать отдельным представлением, потому что делалось это с заботой и аккуратностью мамы, укутывающей своего младенца.
/ sobor.by/ Беседовала Анна Галковская
(просмотров 3517)