| | 12 ЯНВАРЯ 2018 (Пятница) 11:28:04 В небольшом городке Отопень под Бухарестом прошёл пленэр "Иконописцы в Отопень" (Iconari in Otopeni ).
Мероприятие "Иконописцы в Отопень" берёт своё начало в 2013 году. Тема встречи в этом году была посвящена святым мученикам, пострадавшим от коммунистического режима, убитым или умершим не только в тюрьмах Румынии, но и в бывших коммунистических странах. Цель пленэра - создание икон и других произведений, на которых были бы изображены сцены из жизни новомучеников. Выбор этой темы был неслучаен, так как 2017 год был объявлен Священным Синодом Румынии годом чествования иконописцев и церковных живописцев и юбилейной годовщины Патриарха Юстиниана (Маринa) и других защитников Православия во время коммунистического режима. Исполненные мастерами работы будут вписаны в музейное пространство монастыря (Inălţarea Sfintei Cruci) "Вознесение Святого Креста", построенном в Айуде, графства Альба. |
Церковь в Айуде | На этом месте в Айуде в прошлом была тюрьма - место пыток и истребления людей. А соседнее кладбище, называемое местными жителями "Râpa Robilor", использовалось для анонимного захоронения убитых в тюрьме под пытками, часто в общих могилах.
Весь цикл написанных икон - изображения святых мучеников. Эта встреча стала поводом для открытия и обмена информацией о новомучениках других стран, которые подверглись преследованиям в двадцатом веке.
Мэрия города Отопень взяла на себя все расходы, связанные с прибытием, проживанием и работой иконописцев.
Мероприятие состояло из четырёх компонентов: открытый мастер-класс иконописцев, мозаичистов и других мастеров церковного искусства; конференции; выставки творческих работ иконописцев, а также выпуск специального каталога. Обсуждение проблем современной иконописи было открытым, и во время работы изографов желающие могли свободно посещать культурный центр, беседовать с авторами и узнавать тонкости иконописного мастерства и прочтении символов в выбранном сюжете. | | Куратор этого симпозиума Иоанн Попа, известный румынский иконописец, сделал всё возможное для того, чтобы художникам было комфортно не только работать, но и отдыхать ( хотя времени для отдыха оставалось мало).
Организаторы тщательно отбирали участников. Приглашали лучших мастеров по иконописи, фреске, мозаике и другим видам церковного искусства.
Иконописный пленэр освящали не только молитвы и прекрасные песнопения, но и икона Гины Марии Пилипович (Gina-Maria Pilipovici). Она вдохновляла и настраивала на работу: | | На Международный симпозиум в 2017 году были приглашены: Иоан Полверари из Италии, Милан Пилипович (мозаика) из Сербии, Николай Сметанин (фреска) из России, Николай Сарич из Германии, Йоргос Петру из Кипра, Кетевани Хажомия из Грузии, Кристина Шиоп (резьба) из Румынии, Василь Лефтер из Румынии, Владимир Андреев из Болгарии, Виктор Довнар из Беларуси. | | Мои личные впечатления об этом мероприятии - самые наилучшие. С самого начала, в аэропорту, мы без всяких табличек и вывесок узнали друг друга и встретились как старые друзья. Мы искренне радовались тому, что видим не через фейсбук или скайп своих знакомых, а можем ощутить радость общения вживую с теми, чьим творчеством мы восхищались только по интернету. Нас поселили в новой гостинице.
На следующий день нам предстояло начать работу по осуществлению задуманных проектов. Встреча со знакомыми коллегами была очень тёплой. Кто-то привёз уже подготовленные эскизы, заготовку мозаики, а кто-то начинал с нуля довольно большие композиции. Всего за одну неделю мы должны были закончить свою работу. Рабочие дни были очень насыщенными и всё-таки мы смогли посетить музей, где увидели собрание старинных икон, фресок, шитья и церковной утвари. Настоятели старых церквей, узнав о Международном иконописном пленэре, любезно позволили фотографировать старинные фрески, показывали уникальные вещи из монастырских хранилищ. Такое отношение к художникам поднимало настроение, давало силы для творчества. |
Церковь Крецулеску (ц. Вознесения Пресвятой Богородицы) в Бухаресте | Отличная переводчица, и замечательный иконописец Камелия Мунтяну помогала нам в общении. Она окончила Академию изобразительных искусств в Бухаресте. Училась у знаменитого румынского иконописца Грегора Попеску. Благодаря ей мы многое узнали об истории иконографии в Румынии. |
Виктор Довнар и Камелия Мунтяну | Для воплощения идеи связанной с жизнью и смертью новомучеников я выбрал беларуского святого – священномученика Константина Жданова, пресвитера Шарковщины. | | Родился отец Константин в 1875 году в большой священнической семье. Получил духовное образование в Вильно. В мае 1900 года был назначен настоятелем Свято-Успенского прихода. Отца Константина арестовали весной 1919 года. Когда об этом узнали прихожане, они попытались вызволить своего пастыря из неволи, предлагая за него выкуп. Их прогоняли, оскорбляли, но народ продолжал настаивать на своём. Чтобы избавиться от просителей, власти отправили арестованного священника в Дисну. Там вместе с отцом Константином содержался и настоятель Язненской Спасо-Преображенской церкви священник Алексий Соколов. Ночью, после пыток и издевательств, обоих обречённых, а также хлопотавших за них женщин повели на расстрел.
Вскоре женщин расстреляли в спешке по дороге, а священнослужителей повели дальше. Путь их лежал через большой кустарник, и священник Алексий Соколов предложил отцу Константину бежать. Но он ответил: "Я никому ничего плохого не сделал, и что Бог пошлёт, то и буду терпеть". Священнику Соколову удалось спрятаться в кустах; он-то и рассказал после людям о последних словах и страданиях отца Константина. Конвоиры заставили его выкопать яму и бросили туда живым. Мучители избили его лопатами, живого забросали землёй. Отец Константин до самого конца нёс свой крест, оставаясь истинным пастырем и христианином. Церковное прославление иерея Константина Жданова в лике местночтимых святых состоялось 3 июня 2011 года в древнем Дисненском храме Воскресения Христова.
Думая над воплощением в иконе жизни и мученической кончины отца Константина вспоминались фрески древних церквей с изображёнными на них мучениями христиан, подобные миниатюры, иконы. Но все же хотелось показать не смерть, а победу верующего, ведь на крови мученика воздвигается Церковь. Я узнал, что в Румынии в церкви Крецулеску прятались верующие от красного террора, и решил отразить это событие в своей работе. Связать святость беларуских верующих и верующих Румынии было бы символично, ведь они страдали за Христа и своих прихожан. | | Святой Константин воздевает руки к небу в молении за всех мучеников. Его вера горит как огонь - где епитрахиль, символизирующая свечу, расшита золотыми узорами Слуцких поясов - знаковом образе ткацкого искусства беларуских мастеров.
Новомученик стоит на фоне поднимающегося за его спиной храма, где Христос в куполе благословляет его. | | На колоннах, которые поддерживают купол традиционно изображены другие фигуры мучеников – сила и крепость церкви. Как свечи горят их светлые нимбы, так огонь веры вздымается ввысь. Слева - символ беларуской церкви, Сынковической, - шедевра беларуской архитектуры ХIV века. В нишах беларуской церкви изображены мощи святых. Над ними свет, напоминающий нимбы – символ святости. Это изображение того, что мученики беларуской Церкви канонизированы. Справа - церковь Крецулеску. Это архитектурная достопримечательность Румынии, у её основания хранятся мощи убиенных верующих, запелёнутые как в древности. Но они пока без нимбов - символ того, что не все мученики в Румынии прославлены Церковью. Орел с крестиком в клюве - ещё один намек на святость национальной Румынской Церкви.
В левом нижнем углу изображены - предметы убийства святого. Справа – ружья, из которых убили прихожан, защищавших родного батюшку. Священномученику Константину перебили голени лопатами, потом закопали его живьём в землю. Форма ямы с кровью мученика напоминает чашу. Внизу подпись - Единство в святости православных народов. Это название мне подсказали мои румынские друзья. Вот так решилась тема – Святой, горящий своей верой, как свеча, и восставшими из тьмы неверия и устремленными ввысь Церквями Беларуси, Румынии и символом Вселенской Церкви – Константинопольской Софии.
Мои коллеги выбрали близкие им темы.
Милан Пилипович из Сербии изготовил "Спаса на убрусе" в мозаике, с высоким художественным вкусом и безупречным исполнением в прямой технике набора: | | Кетевани Хажомия из Грузии познакомила нас со святым грузинским мучеником Гавриилом, канонизированным всего три года назад. С иконографической точки зрения, её подход был в целом каноническим, но с акцентами в типично грузинской манере: синие одежды доминировали в иконе; черты лица, с большими глазами были характерны грузинским лицам: | | Николай Сарич из Германии нарисовал икону рассказывающую о всех мучениках в коммунистические времена. В графике рисунка как бы умножается архетипическая фигура мученика. Николай предложил необычную перспективу, где мученики смотрят на икону, которую они носят на плечах. Пантократор, как бы освещает их лица, хотя тела находятся в плену, в закрытой рамке с колючей проволокой и кровью. В углах палачи нацеливаются на Бога. Ибо тот, кто убивает человека, хочет убить в нём Бога. | | Йоргос Петру со знаменитого острова Кипр написал знакомый нам иконографический тип чудотворной Кикской иконы, на которой ребёнок Иисус Христос находится в объятиях Матери. Но положение Младенца как бы указывает на положение распятого человека и в нём иконописец увидел иконографию Распятия: голые ноги с обнажёнными пятками, руки в горизонтальном положении и белый пояс, напоминающий саван: | | Иоан Полверари, иконописец из Рима, историк римско-католической церкви, исполнил Распятие по образцу древнего римского изображения в ц. Санта-Мария-Антикэ. На ней Иисус был изображён на Голгофе, одетым в длинный колобиум фиолетового цвета, якобы в царском облачении. Иконописец написал Христа, распятого на кресте с открытыми глазами. Возможно это последнее прощание с матерью и любимым учеником. Конечно, такая трактовка требует богословской дискуссии, которую выносят на широкое обсуждение: | | Василь Лефтер из Румынии изобразил на своей иконе огромное количество мучеников. Это узнаваемые фигуры, написанные им по сохранившимся фотографиям. Они собраны под аркадами тюрьмы, которая стала церковью. Символом этого является столб на вершине которого изображён Христос, а у основания – мощи мучеников. Вверху иконы изображение Иисуса-Эмануиля, приготовившего венцы пострадавшим за веру: | | Владимир Андреев из Болгарии написал в византийской манере двух новомучеников, епископов св. Серафима (Соболева) Софийского чудотворца и св. Луку (Войно-Ясенецкого) Крымского. Лики святых написаны классическим способом с узнаваемыми чертами святых (сохранились портреты и фотографии), складки на иерархических облачениях выписаны мастерски. За фигурами святых просматриваются очертания соборов в которых служили и которыми управляли иерархи: | | Николай Сметанин из России обратился к архаической, романской традиции. Он написал фрески по-сырому, прорабатывая детали пигментами замешанными на яйце. Николай изобразил группу мучеников в светлых облачениях, как бы преодолевших пространство и время и восходящих в Небесную обитель. Окно фрески взято в рамку с ангелами, а в нижнем регистре изображены ягнята - символ жертвоприношения: | | Кристина Шиоп из Румынии, работала над деревянным, из груши, медальоном, в котором изображена метафора пеликанов. Птица строит своё гнездо на высоте, но змея, извиваясь как лента на ветру, хочет похитить птенцов. Пеликан поднимает свои крылья к небу, приготавливаясь клювом пронзить змею. Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие: | | Резьба Кристины Шиоп: | | Это лишь маленькие заметки о нашей работе в Отопень.
Ежегодные иконописные пленэры в Румынии не раз собирали удивительную плеяду талантливых иконописцев. Лучшие церковные художники Румынии писали иконы и делились своим мастерством на таких встречах. Среди них: Alexandru Nicolau, Andrei Răileanu, Nicolae Bălan, Daniel Codrescu, Ioan Popa, Marius Ghinescu, Mihai Coman, Razvan Bădescu, Razvan Gască, Sorin Efros, Gabriel Toma Chituc, Daniela Mușat Toma. Я очень рад, что в этом году мне представилась возможность говорить от имени Баларуси, которая была впервые представлена в проекте "Iconari in Otopeni 2017".
Немного о румынской иконописной традиции.
Румынская иконописная школа имеет свои уникальные особенности развития. В наши дни в Румынии иконописи обучают в мастерской при Богословском факультете Бухаресткого Университета и ещё в трёх вузах страны. Именно византийская икона когда-то стала образцом для духовной живописи всего христианского мира. Ещё в XIV веке в Румынию для росписи храма Монастыря Святого Николая, в город Куртя де Аржеш (Mănăstirea Sfântul Nicolae Domnesc, Curtea de Argeş), были приглашены византийские мастера. Сегодня это памятник ЮНЕСКО.
Впоследсвии, в 15-16 веках для росписей монастырских храмов Румынии приезжали греческие мастера. Но в Румынии, при соблюдении византийской традиции, в каждой местности - Трансильвании, Валахии и Молдавии - иконопись развивалась своими путями. Многие балканские и румынские художники обучались на Афоне. Поэтому в XVI столетии иконопись Валахии и Молдавии отличали черты так называемой поствизантийской иконы, ориентированной на сохранение традиционного художественного языка, во многом перекликающейся с иконописью Афона. Позже верность прежним традициям сохранилась, но заметно усилилась декоративность, повествовательность иконы. В конце XVII и на протяжении XVIII столетия был распространён стиль, возникший в Валахии в придворной мастерской господаря Константина Брынковяну. |
Монастырь Horezu | Заботясь о сохранении и передаче грядущим поколениям культуры и искусства прошлого, Румынская Православная Церковь, даже при коммунистическом режиме, с усердием трудилась над восстановлением и реставрацией исторических памятников церковного искусства. Профессиональные реставраторы восстанавливали утраченные технологии, постепенно всё больше украшая новыми росписями храмы. Одним из самых знаменитых румынских иконописцев конца ХХ века является Григоре Попеску (Grigore Popesku). Его многообразным творчеством и новаторскими идеями были вдохновлены многие современные румынские иконописцы. |
Роспись Grigore Popesku. Храм в Борзешти, воздвигнут Господарем Штефаном Великим в XV веке. | Современная Румынская Церковь уделяет огромное внимание качеству иконописных работ, строго следит за подготовкой специалистов. После окончания художественного факультета студенты должны сдавать специальный экзамен церковной Комиссии. И лишь только на основании особого разрешения, выданного Комиссией по иконописи Румынского патриархата, художники имеют право работать в церкви, писать иконы и расписывать стены храмов. |
Православная церковь св. Иоанна и св. мучеников Брынковени в Алба-Юлия. | Архитектор Dorin Stefan, который запроектировал уникальную церковь, считается одним из самых уважаемых румынских архитекторов. Настоятель церкви Ioan Nicolae сказал: "Это метафора румынской духовности, с простой, но очень богатой символикой. Его образ - это Ноев ковчег и, одновременно, великолепная птица".
Сегодня один из ведущих румынских иконописцев Иоанн Попа (Ioan Popa) великолепно владеет как классическим византийским стилем в иконописи и фреске, так и современной стилистикой письма, выработанной в процессе познавания румынской национальной художественной школы.
Достаточно взглянуть его роспись церкви Альба-Юлии в Румынии и сравнить с росписью церкви при Кельи Святого Ипатия на Афоне. |
Церковь св. Иоанна и св. мучеников Брынковени расписана всего за два года художником Ioan Popa. |
Церковь при келье св. Ипатия на Афоне. | Иоанн прекрасно строит фигуру, гармонично располагает сюжеты на любой поверхности храма, будь то древняя архитектура с её сложными сводами, колоннами, куполом или современная, с прямыми, без окон и открытыми для обозрения стенами. | Елена Мурариу (Elena Murariu) очень плодотворная и талантливая художница. Сначала она работала реставратором, специалистом по фрескам XIV-XVIII веков, затем начала писать свои собственные иконы. Елена Мурариу разрабатывает иконографические сюжеты связанные с мученической смертью святых Брынковени ( Господаря Валахии Константина Брынковяну и его сыновей Константина, Штефана, Раду и Матея). Она воссоздает исторический рассказ со сценами их жизни в различных формах изобразительного искусства, начиная от иконы, со строгой композицией византийского канона, или использует другие, более современные формы в графике или темперной живописи на деревянной панели. | | Другой ведущий иконописец Михай Коман (Mihai Coman) в настоящий момент является старшим преподавателем отделения иконописи и реставрации церковных произведений искусства на богословском факультете “Justinian Patriarhul” Бухарестского университета, где преподаёт следующие предметы: старинная техника живописи, рисунок, колорит, композиция в византийской изобразительной системе, религия и искусство. Имеет степень кандидата наук богословского факультета Афинского университета. Он мастерски владеет искусством византийской иконописи и фресковой живописи и в то же время предлагает свой, оригинальный, лёгкий и утончённый стиль письма. Однако, что касается его навыков рисования, Михай утверждает, что его вдохновляли фрески на Афоне, а икону он познавал с художником доктором Георгиосом Кордисом, профессором факультета Теологии, кафедры Теории и Практики Иконографии Афинского Государственного Университета. | | | Ещё один талантливый румынский иконописец Габриэль Тома Kитук (Gabriel Toma Chituc) родился в румынском городе Хорезу, где находится известный монастырь Румынии. В 1993 году этот монастырь занесён Юнеско в список Всемирного наследия. В начале 2000-х Габриэль окончил Национальный художественный университет Бухареста. И сейчас его можно назвать вполне сложившимся мастером, продолжающим сочетать традиции византийской школы и национальной школы Грегора Попеску. |
Совместная работа Габриэля Томы Китук и Михая Комана – отличный пример того, в каком направлении развивается сегодня румынская иконопись. | Ещё несколько примеров румынской современной иконописи: |
Иконописец Daniel Codrescu. |
Иконописец Adriana Chebac. | На сегодня в Румынии есть художники, которые воспроизводят классические композиционные и стилистические особенности македонской иконописи или стремятся к местным румынским школам разработанным в Валахии в XVIII веке. |
Икона Camelii Munteanu | С другой стороны, есть такие художники, которые определили свой стиль и язык в том, что касается манеры рисования, выбора палитры и иконографических программ. |
Фреска Cipriana Toma | На иконописном симпозиуме была организована конференция, на которой выступил Епископ Гавриил Варварук (Gavriil Varvaruc), настоятель храма "Вознесения Святого Креста" прочел лекцию "Жертвоприношение и воскрешение: символизм архитектурного пространства монастыря Айуд". Профессор, отец Иоанн Бизэу, преподаватель Клуж-Напоки, порадовал нас очень оживлённой речью о священном служении иконописца. Профессор, д-р Стефан Ионеску Беркет, член комиссии по церковной живописи Румынского патриархата, рассказал о работе иконописца в свете византийской традиции иконописи. В конференции приняли участие Даниэль Георге, депутат округа Илфов, Отопени Раду Преда, исполнительный директор IICCMER, сестра Паращева и сестра Ирина Недельку из иконописной мастерской Успения Пресвятой Богородицы. |
Почётные гости Демосфен Андронеску, Василе Жак Яманди и проф. Марсель Петришор, бывшие политзаключённые, рассказали о своей жизни. | Симпозиум завершился выставкой работ, которые участники написали всего за неделю. | | Участники иконописного симпозиума "Iconari in Otopeni 2017": Владимир Андреев, Милан Пилипович, Йоргос Петру, Иоан Полверари, Николай Сарич, Василь Лефтер, директор центра Мадалина Миреа, Кетевани Хажомия, Виктор Довнар, Кристина Шиоп, Николай Сметанин, Камелия Мунтяну, куратор пленэра Иоанн Попа. | | Устроители конференции благодарили господина Сильвиу Константина Георге (Silviu Constantin Gheorghe), который каждый год поддерживает их в организации такого симпозиума, а также культурный центр Ион Ману во главе с г-ном Марианом Генеей (Marian Ghenea), который оказывает материально-техническую поддержку на всех семинарах. Это событие получило высокую оценку общественности и организаторы сразу приступили к подготовке подобной встречи в следующем году.
Виктор Довнар, Отопень-Минск 2017.
/ sobor.by/ |
(просмотров 10587) |