BEL ENG DEU FRA

Беседа о празднике Сретения и Международном дне православной молодежи с протоиереем Иоанном Задорожиным

        В чем духовный смысл и значение праздника Сретения? Какова роль молодежи в Православной Церкви? Какие мероприятия ожидают православную молодежь Беларуси в этом году? На эти и другие вопросы накануне праздника Сретения Господня и Международного дня православной молодежи мы попросили ответить председателя Синодального отдела Белорусской Православной Церкви по делам молодежи протоиерея Иоанна Задорожина.

         

        Почему мы празднуем Сретение именно 15 февраля? Ведь, насколько я понимаю, точная дата евангельских событий, вспоминаемых в этот день, неизвестна.

        Почти все двунадесятые православные праздники не имеют прямой привязки к дате. Церковь устанавливала даты очень многих праздников в педагогических целях, заменяя старые языческие праздники на христианские и показывая этим противоположность новых празднований старым. Например, праздник Преображения приходится на тот период, когда традиционно в теплых регионах, в Греции, созревал виноград, производили молодое вино, проходили празднования в честь культа Диониса. Церковь сказала – мы будем праздновать Преображение, будем в этот день преображаться. Господь показал нам, куда стремиться – не к земле, не к пьянству, а к небу, к обожествлению.

        То же касается и всех остальных праздников, например, Рождества Христова. Здесь речь идет о некоей духовной связи, которая над датами. Но даты тоже играют определенную роль. Неслучайно Господь попустил, что праздники, например, праздники Рождества Христова, Сретения, Благовещения, стоят именно в эти даты. Они связаны, прежде всего, с нашим старым, юлианским календарем. Сейчас  многие говорят – почему же вы не переходите на григорианский календарь? Хотя ученые уже давно доказали, что в григорианском календаре ошибок не меньше, а, может быть, и больше чем в юлианском. Для нас очевидно, что григорианский календарь был принят для того, чтобы подчеркнуть отличия Запада от Востока. Не ради каких-то исправлений, а ради того, чтобы ещё больше показать отличия.

        Почему день Сретения - двунадесятый праздник? В чем его такая большая значимость?

        Этот праздник знаменует встречу ветхозаветного человека с новозаветными ожиданиями, чаяниями. И это не просто какая-то личностная встреча Спасителя и Симеона, хотя она тоже имеет место. Это встреча всех тех людей, которые ожидали Мессию, Спасителя, ожидали трепетно и живо. Вот и Симеон не мог увидеть смерти, пока не увидит Мессию. Поэтому праздник знаковый, прежде всего как пример нам – посмотрите, как люди ждали Мессию, как ждали Спасителя! Мы-то уже получили обещанное, уже можем свободно пользоваться всеми благодатными дарами, которые Господь нам дал. Этого не имели раньше ветхозаветные люди, не имели этих спасительных Таинств, но как они ждали! А мы это имеем, но очень часто не ценим и не хотим этим пользоваться.

        У этого праздника есть много граней, очень серьезных, очень глубоких. Здесь всё глубоко – и пророческие слова старца Симеона к Пресвятой Богородице, и иконография праздника. Икона – это богословие в красках, через икону мы можем понять те грани, которые мы не увидим в словах. Например, на древних иконах изображен старец Симеон, который как бы держит Спасителя. Но на иконе старец словно парит в воздухе, и получается, что не он держит Спасителя, а Младенец держит его.

        В чем духовное значение традиции освящать на праздник Сретения свечи?

        Духовное значение простое. Свеча – это свет. Пришел Спаситель миру, свет для всех нас, и свечи прообразовывают наше горение, нашу веру в Бога, Спасителя нашего. Поэтому если мы так пламенно горим к Богу, как старец Симеон, то наша вера живая, мы светильники для мира.

        Владыка Антоний Сурожский говорил, что любой человек, даже самый нравственно несовершенный, является для нас чем-то вроде иконы. Возможно, эта икона не полностью чиста, но этот человек все равно являет собой определенный свет в нашей жизни. Тем более это так, когда человек уходит, когда все внешнее больше не является важным, остается лишь душа. Так вот, владыка Антоний говорил – если мы знали этого человека, то, каким бы он ни был, мы свечой своей свидетельствуем перед Богом, что этот человек в какой-то степени, пусть даже в малой, был светом в нашей жизни. И любая свеча напоминает, прежде всего нам самим, что мы должны быть светильниками в этом мире, а тот, кто рядом с нами, тоже для нас является светом в нашей жизни.

        Поэтому смысл свечи всегда глубокий – через внешнее, материальное мы видим духовное.

        Существует много традиций, связанных с освященными на Сретение, как их у нас называют в народе,  “грамнiчнымi”, свечами. Очень часто такие свечи воспринимают как своего рода оберег. Как, на Ваш взгляд, нам стоит относиться к подобным традициям?

        Относиться следует спокойно. Если мы встречаем кого-то с такими заблуждениями, надо ему рассказать, каково значение свечи, рассказать, что это никакой не оберег, а глубокий духовный символ, и главный хранитель нашей жизни – Господь, а без Его воли ничего не происходит.  События могут происходить по попустительству, когда Господь попускает совершиться нашим ошибкам, чтобы нас научить. Если мы доверились Богу, то тогда события происходят независимо от обстоятельств, по Промыслу Божьему.

        Если человек в какие-то тяжелые или радостные моменты своей жизни с верой и молитвой зажжет сретенскую свечу, не ставя в центр своей молитвы свечу, а именно устремив к Богу сердце и душу, то тогда свеча действительно выполнит свою функцию. А если свеча просто зажигается как нечто магическое, то она теряет свое истинное предназначение. Поэтому это дело наших пастырей, дело всех нас, христиан – исправлять заблуждения в духе кротости, со словом добрым, кротким. Если человек принял наши слова – хорошо, не принял – надо помолиться за этого человека. Вот и всё.

        Подытоживая разговор про Сретение, хочется спросить: каков всё же духовный смысл этого праздника для христианина?

        Духовный смысл для христианина очень простой – нам нужно всегда предстоять перед Богом, всегда, просыпаясь каждый день, ожидать встречи с Богом, как ждал её святой Симеон Богоприимец, проведя всю жизнь в устремленности к Богу. Мы уже здесь духовно встречаемся с Богом, а после нашей физической смерти, после всеобщего воскресения уже и телесно, Господь даст, встретимся.

        Речь идет о непрестанной радости от встречи, радости, которую надо почувствовать. Наша искренняя радость при встрече с человеком, которого мы давно не видели – это отголосок, маленький штрих к той радостной Встрече, которая происходит в сердце человеческом, в духовном мире, которую испытывали святые. Вот к этой радости надо стремиться, к этому успокоению, которое обрел Симеон, увидев Того, Кого ждали все поколения. А сейчас всё это рядом с нами – в Таинстве Евхаристии.

        Думаю, это один из глубинных смыслов праздника Сретения. Но любой праздник, любое евангельское событие является очень глубинным, многогранным. То же самое и со Священным Писанием – можно читать один и тот же фрагмент не один раз, но на то это и Слово Божие, что в нужный для тебя момент оно играет разными красками, словно солнце, и ты видишь как раз тот смысл, который раньше не улавливал.

        Эти праздники очень многогранны и глубоки. Чем больше ты духовно возрастаешь, тем большая глубина тебе открывается.

        Уже далеко не первый год в праздник Сретения отмечается так называемый День православной молодежи. Если мы рассматриваем нашу Церковь как Тело Христово, членами которого мы все являемся, то какова роль молодежи в Церкви?

        Роль любого человека в Церкви очень и очень велика, потому что Церковь – это мы. Поэтому, когда что-то у кого-то неправильно, страдает от этого не только сам человек, но и все окружающие. Это очень чувствуется, например, в маленькой общине, маленькой модели Церкви. Когда член этой общины находится в каком-то заблуждении, или, например, заболел, то в этой маленькой Церкви страдают все, молятся, переживают. То есть это очень тонкая и взаимосвязанная система духовных и физических взаимоотношений в Боге.

        Роль молодежи связана с будущим Церкви. И это будущее зависит от того, как мы, более взрослые чада Церкви, отнесемся к молодежи, какой мы им пример дадим. Молодежь – это будущее Церкви, и какой мы им дадим пример, такой и будет наша Церковь. Понятно, что прежде всего воспитывает и взращивает Господь, но Господь как раз через пример апостола Павла говорит, что прежде всего человек взирает на те примеры, которые рядом с ним. Тот же владыка Антоний (Сурожский – прим. ред.) призывает христиан, чтобы в глазах у каждого христианина был отблеск вечности, чтобы, если исчезнет Евангелие, можно было восстановить Евангелие по жизни другого человека. Поэтому молодежь прежде всего сегодня требует нашего внимания и нашего собственного примера. Мы можем разрабатывать много проектов, идей, программ, например, миссионерских, чтобы привлечь молодежь. Всё это хорошо и нужно. Но если в нас не будет этого горения, этого духовного основания, то молодые люди это почувствуют. А духовное основание – это собственная молитва, собственная жизнь по заповедям Божьим, глубина разговоров.

        Мы привыкли, что молодежная работа измеряется масштабностью мероприятий, количеством собравшихся на них людей. Но, к сожалению, забывается каждодневная работа с конкретным человеком, которая, может быть, более важна, на мой взгляд. Я не против этих мероприятий, но, когда я участвую в них, у меня всегда возникает мысль – а можно ли за всей этой массовостью достучаться до сердца, затронуть что-то глубинное в душе человека? Ведь это возможно только при личном, индивидуальном общении. Вот если получается пообщаться с кем-то так пообщаться на таком мероприятии и они потом приходят в храм, то ты чувствуешь – не зря прошло это массовое мероприятие. Они же чувствуют, что ты уделил им внимание, что ты открыл какую-то новую грань, то, чего они раньше не видели. Сегодня, на мой взгляд, если священник видит, что в храм на исповедь пришел молодой человек, например, первый раз, то нужно ему уделить столько внимания, настолько его обогреть теплом и любовью, чтобы он потом вернулся в храм. Не надо его привязывать к своей личности. Священник должен привести ко Христу, а сам должен исчезнуть. У нас часто есть опасность зациклиться на личности, очень многие это культивируют, но этого быть не должно.

        Я всегда подчеркиваю, что наша молодежь хорошая, что с ней можно работать, она откликается. Возможно, кто-то откликается не сразу, но Господь же стучит в сердце каждого человека. Сегодня он с иронией отнесся к твоим словам, а потом через 10-15 лет он их вспомнит, придет в храм, придет к Богу.

        Каковы основные направления работы с молодежью в Белорусской Православной Церкви?

        Сейчас активно работает молодежный центр «Октопус» при издательстве Белорусского Экзархата. Центр открылся в 2015 году, летом он функционировал в тестовом режиме, потому что не был слишком известен, а сейчас он уже работает в полную силу, располагается в Доме православной книги. Центр замечателен тем, что там множество направлений: там есть и кинолекторий, там есть постоянное общение со священником, с церковной молодежью. Центр удобно расположен, он находится в центре города. Кроме кинолектория, там есть такие направления, как изучение иностранного языка, работают художественные мастерские, по выходным подростки играют в шахматы. Центр православный, но, бывает, сюда приходят и светские люди. Приходят для каких-то типично земных вещей, например, научить ребенка шахматам, смотрят – а там книга православная, там икона, там батюшка, глядишь, и спросят что-то.

        За этой каждодневной работой молодые люди и приходят, а уже наша дальнейшая задача – направить их в какую-то конкретную общину. Это задача как раз тех молодежных братств, которые должны присутствовать в этом центре. Эти братства должны привести молодого человека в общину, к литургической жизни.

        Это один из путей, их может быть много. Но мне бы хотелось, чтобы такие молодежные центры были во всех епархиях, во всех крупных городах и районных центрах. Я был недавно на Рождественских чтениях и услышал идею, которая мне очень понравилась. Один священник из Хабаровска рассказывал, что там печатаются к Хэллоуину листовки с интригующим названием «Проведи Хэллоуин правильно!». На листовках указывают адрес, пишут, что там пройдет чаепитие и беседа со священником, приглашают прийти. И сама постановка вопроса – проведи Хэллоуин правильно – интригует молодого человека, заставляет задуматься – а что же там будет?

        К сожалению, пока у нас таких центров в Беларуси нет. Есть, конечно, молодежные встречи при разных приходах, но центров нет. Если владыка благословит, то в скором времени эта деятельность будет развиваться на местном уровне.

        Какие молодежные мероприятия пройдут в этом году в Белорусской Православной Церкви?

        Ближайшее мероприятие – это слет молодежи Белорусской Православной Церкви. Мы проводим его регулярно в середине февраля. Но я думаю, что, может быть, не следует проводить его на Сретение, потому что на Сретение проходят молодежные мероприятия в епархиях, и люди не могут посетить слет.

        Если говорить про общецерковные мероприятия, то летом проходит молодежный фестиваль «Одигитрия» в Витебске. Потом планируется, если владыка благословит, сделать летний лагерь на природе, где будет молодежь из всех епархий. Молодые люди смогут пообщаться, побыть на природе, вместе помолиться. Планируем спуск на байдарках, маршрут – по реке Западная Березина, которая впадает в реку Неман. Прошлым летом с небольшой группой молодежи с нашего духовного училища мы уже попробовали осуществить спуск по этому маршруту, он занял примерно полдня. Река Березина проходит через Налибокскую пущу, она была почти что линией фронта во время Первой мировой войны. Там очень много окопов, дзотов, для молодых людей это очень интересно, и не только для них. Плюс живописная природа, общение… Потом мы приезжаем на конечный пункт, а там храм, там можно помолиться, послужить Литургию, пообщаться.

        Что касается местных епархиальных мероприятий, то их также достаточно много. Мы будем размещать на нашем синодальном сайте анонсы всех мероприятий, которые проводятся и в епархиях, и нашим синодальным отделом. На сайте нашего отдела можно будет ознакомиться с планом работы на год в каждой епархии. Слава Богу, молодежная работа идет в епархиях, где-то больше, где-то меньше. В Гродненской епархии работа идет активно, также в Брестской, Слуцкой, Борисовской и других епархиях. Работа налажена, мы её просто должны сделать более системной и централизованной в плане общения, чтобы мы знали, что друг у друга происходит.

(просмотров 2831)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.