В последнее время многие христиане по всему миру всё чаще поднимают вопрос о роли женщин в Церкви. Не обошли подобные дискуссии и православных христиан. Действительно ли права женщины в Церкви нарушаются, а сама она считается в Православии чем-то второстепенным? На этот вопрос мы попросили ответить иерея Иоанна Ковалева, настоятеля прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района.
Когда мы говорим о роли женщин в Церкви, сразу приходят на ум слова апостола Павла о том, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского. Это говорит о том, что в Новом Завете и в Христианстве разделение между полами уже приобретает несколько условный характер. С другой стороны, в другом послании апостола Павла, которое читается при таинстве венчания, говорится, что муж – глава жены, и жена да убоится своего мужа. В Писании изначально сказано, что Господь сотворил человека и создал Еву из ребра Адама, и именно тогда появилась эта Богом установленная иерархия полов, которая действует до сих пор. Здесь мы находим основание понимания Церковью роли женщины в Церкви.
В Христианстве женщина обладает большими правами, чем в ветхозаветном обществе. Яркий пример этого – Сама Матерь Божья, Которая является в Церкви Образом женской святости. Можно также вспомнить жен-мироносиц, а также существовавших в первые века Христианства женщин-диаконисс. Среди них были многие святые, например, мученица Татьяна.
Какова была их роль? Слово «диаконисса», как и слово «диакон», несет в себе значение служения. Диакониссы помогали в апостольском служении, занимаясь попечением о столах – распределением трапезы, чтобы не отвлекать пастырей от душепопечения и от проповеди. Можно сказать, что это служение в Церкви до конца не исчезло, по сути, все труды по содержанию храма в чистоте и порядке сегодня лежат на женских плечах. Так происходит, потому что женскому естеству это ближе и естественнее. Мужчины всегда помогали и помогают в этих нуждах, нуждах второстепенных, но необходимых для нормальной жизнедеятельности церковного организма.
Иногда поднимается вопрос о том, почему у нас нет института женского священства. Это связано с древней нормой, когда в Ветхом Завете при установлении богослужения его совершение было поручено колену Левиину, причем женское служение не предусматривалось. Это было связано, конечно, и с понятием о женской нечистоте. Кроме того, надо понимать, что в перспективе каждая женщина – это мать. Представим себе ситуацию, когда девушку всё же рукополагают, а затем она, наша пастырь, отправляется на пять или десять лет в декретный отпуск. Обычно о притязаниях на женское священство заявляют, как правило, такие течения, которые не придают должной важности подвигу материнства. Думаю, если бы было на то благословение Божье, то и в Библии, и в церковной истории были бы на то определенные знаки.
Из того, что в Православной Церкви нет женского священства, ни в коем случае нельзя делать вывод, что женщина является кем-то второстепенным, здесь другой смысл. Каждому свое предназначение. Одному дано служение у Престола Божия, а другому – служение в другом месте, но эти служения равнозначны, нельзя говорить, что одно из них выше или ниже другого. Однако, к сожалению, некоторые христиане пренебрегают этим пониманием равнозначности служений, и зачастую считают, что служение священнослужителя или монаха выше служения мирского. Доказательство обратного – всем известный пример жития Марии Египетской. Здесь действует другая логика – не наше человеческое понимание, что если тебе чего-то нельзя, то ты хуже других, здесь смысл в том, что каждый спасается на свое месте и у каждого свой путь к Богу.
Беседовала Надежда Филипчик
(просмотров 3203)