BEL ENG DEU FRA

Недостатки церковных СМИ и пути их преодоления

        Поводом  для этой статьи стал очередной инцидент, который произошел на полях церковных СМИ. После службы в одном из столичных храмов к нам подошла женщина, возмущенная этим случаем и попросила написать об этом. Считаем, что не следует выносить сор из избы, поэтому мы не будем упоминать материал, который вызвал волну возмущения  среди верующих, не будем клеймить автора и редакторов, которые допустили публикацию на одном из российских православных сайтов, и тех, кто этот материал разместил в белорусских церковных СМИ.  Мы  поговорим о проблемах церковной прессы. Ведь, когда больной чихает, его не ругают за это, а ищут причины заболевания, но не для того, чтобы его «отчитать», а для того, чтобы правильно  подобрать методы лечения. В своем исследовании ограничимся проблемами белорусской церковной прессы.

        Во-первых, нас мало. Мало в сравнении с журналами, газетами и информационными порталами сектантов, полный список которых заботливой  рукой специалиста  в области сектоведения  Владимира Мартиновича  размещен на сайте unrel.org. Кстати, в Германии антисектантских центров более 100, сайтов и периодики на данную тему еще больше.  Вывод  делайте сами.  Итак, одно церковное издание уже есть - unrel.org. Его ведет один человек, совмещая эту работу с преподаванием, экспертной работой, участием в научных конференциях и зарубежных командировках.  Один  в поле вынужден быть  воином.

        И  такая ситуация во многих церковных СМИ. Почему-то большинство редакций состоят из одного-двух человек, три – это уже роскошь.  О внештатном  содействии речи даже не идет.  А ведь именно внештатники, более мобильные и глубже понимающие свои темы, предохраняют издание от тины монотонности диванных публикаций. Журналист – это художник, отображающий последние события. А как можно о чем-то писать  по пресс-релизу, не выходя из редакции?   Летописцы новейшей истории Церкви доносят до большой аудитории то, что скоро станет историей. И к этому надо относиться ответственно. Мы видим, как перекраиваются события  из церковной жизни в угоду разным идеологическим интересам. В светских СМИ, в интернет-море и интернет-болоте  социальных сетей идет самая настоящая информационная война против системы идей и ценностей нашего народа, и  в том числе против  православных традиций.

        Столкнувшись с проблемами финансирования, редакция начинает искать пути, как сегодня модно говорить, «оптимизации затрат». Просто одинокий редактор, он же журналист, он же фотокорреспондент, он же и «расхлебывать  будет»,  начинает беречь свое здоровье и силы, понимая, что всего не успеть, а надо еще где-то дополнительно подзаработать, чтобы семью прокормить. Многие не выдерживают и уходят на светскую работу. Текучесть кадров, чаще всего единственного кадра,  –  это типичное явление. Есть подвижники, которые всю жизнь посвящают своей мини-редакции. Они своими силами изыскивают средства на газету, бегают по выставкам, конференциям, агитируют потенциальных спонсоров выделить немного средств бездельникам-богословам на проповедь через печатное слово.

        Мы не оговорились  -  многие считают профессиональных дипломированных богослов бездельниками. «Ну что они делают? Я тоже так могу, только времени нет взяться за виртуальное перо. И зачем их только учат так долго?» Такая материалистическая позиция сказывается и на отношении к священникам: если батюшка совершает требу, то за это можно заплатить – чем дороже сорокоуст, тем выше подымится молитва. А вот если батюшка четыре часа, пол рабочего дня, потратит на беседу и ответы на вопросы, – «Ну, что он такого делал? Говорил и все, я тоже так могу». 

        Мы бы хотели привести в ответ на это такой аргумент: какой тип человека воспитала атеистическая эпоха? Возьмите социологические исследования и посмотрите на статистику разводов, убийства детей абортами, суицидов, алкоголизма  и других негативных явлений. Количество бездельников-богословов находится в прямой зависимости от степени морального здоровья общества. Не будем далеко посылать тех, кто игнорирует влияние специалистов в области религии на общество. Приграничная нам Польша. На 80 человек населения – один католический священник, в школах преподается урок религии. Общее число бездельников-богословов составляет целый класс, который хранит и предает народу не только религиозные знания, но  и традиции, культуру, основы семейного уклада, ведет социальную и благотворительную деятельность.  А теперь подсчитайте, сколько священников в РБ на 9 миллионов населения. Нужна им помощь теологов и катехизаторов, нужны ли церковные СМИ?

        Второй проблемой нашей духовной прессы является непрофессионализм. Если в редакции есть журналист с высшим образованием и опытом работы, то он не имеет богословской подготовки, если есть богослов, то его никто не учил работе в СМИ.  И первые,  и  вторые учатся на ошибках. Для иллюстрации приведем несколько историй из жизни. В одну из белорусских военных частей пригласили епископа для «освящения  воинства и служения молебна». Когда владыка прибыл на торжественное богослужение, то его приветствовали так: «Здравия желаю, товарищ служитель культа!».  А ведь на этом «православном мероприятии» были журналисты. И где-то в печати владыку окрестили «служителем культа». 

        Пятнадцать лет назад, когда меня пригласили работать в «Вечернем Минске», писать для православной странички «Звонница», я взяла на себя труд проанализировать газетные публикации на церковную тему. Спасибо библиотечным работникам  Национальной библиотеки, которые готовили подборки из газет на разные темы.  В перестроечной прессе лихих девяностых какую только чушь не писали о Церкви: «за что избили батю», «бабушка пригубил стопарик святой воды» и т.п.  Добрые и благочестивые журналисты старались о БПЦ готовить  искренне добрые статьи, но почему-то они из события выделяли не самое главное, а второстепенное: Пасха – кулечи, Спас – яблоки, Рождество – гадания. Одни священник нам рассказывал, что когда его пригласили на телевидение, он сам видел в редакции календарь, на котором против каждого церковного праздника стояли надписи: яйца, яблоки, мед, верба, аир, свечи.

        Думаем, что неплохо бы было создать курсы переподготовки светских журналистов для работы на церковные темы. Благо митрополит Филарет в свое время сделал ставку на духовные школы и подготовку специалистов в области катехизации, богословия и религиоведения  -  при этих учебных заведениях  можно готовить специалистов. А богословам, которые дня не могут прожить без строчки, хотелось бы напомнить, что при факультете журналистики БГУ есть платные  курсы переподготовки для тех,  у кого есть диплом о высшем образовании.

        Третьим недостатком церковных СМИ является, говоря современным языком, «копирайтерство». Покупая брестскую, витебскую или  минскую церковную газету, люди хотят узнать о последних церковных событиях своей епархии. Часто их постигает разочарование, когда большая часть издания заполнена препечатками из интернета или просто книг, которые каждый может взять в библиотеке или купить  в церковной лавке.  

        Хотелось бы обратиться к прихожанам православных храмов с просьбой оказывать всяческое содействие развитию церковной прессы не только деньгами и подпиской, но, в первую очередь, участием: высылайте информацию об интересных событиях из жизни ваших приходов, пишите письма, просите осветить интересующие вас  темы, приглашайте журналистов посетить ваш приход, подготовьте встречу, на которой вы расскажите о церковной жизни в вашем крае; начните издание своей небольшой приходской газеты, пусть малым  тиражом, ведите летопись вашего приходы – все это наша история, которую мы должны сохранить для бедующих поколений.

        Мария Крещенская

        Фото luxfon.com

(просмотров 1847)



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.