BEL ENG DEU FRA



3 ноября Церковь чтит память священномученика Павлина (Крошечкина), архиепископа Могилевского

 
  
3 НОЯБРЯ 2024 (Воскресение) 10:34:52
Родился будущий святитель 19 декабря 1879 г в с. Керенково Моршанского уезда Пензенской области в семье благочестивых родителей Космы и Евдокии. Отец умер в русско-турецкую войну. Петр, лишившись рано отца, был на воспитании
матери, отличавшейся строгой благочестивой жизнью.

Отроком 8-ми лет Петр поступил в приходскую школу, по окончании которой продолжал учиться в городском училище г. Мокшан. В юношестве побывав с матерью в Саровской обители, Петр просил мать благословить его подвизаться в Сарове. В 1885 году, когда ему исполнилось 16 лет, мать благословила его на иноческий подвиг.

В Саровской обители он подвизался в течение трех лет, затем волею Божиею подвизался в Николо-Бабаевском и в Ростово-Яковлевском монастырях.

В 1904 году Петр с разрешения монастырского начальства и с рекомендательным письмом отправился в сердце России — в Ново-Спасский монастырь, где принял иноческий постриг с именем Павлин и был рукоположен во священный сан. Окончив экстерном за один год Московскую Духовную Семинарию, иеромонах Павлин поступил в Московскую Духовную Академию и успешно окончил ее.

В 1921 году архимандрит Павлин (Крошечкин) был назначен епископом Рыльским Курской епархии. Ему было 42 года. Он энергично и результативно начал епископское служение. За 4 года пребывания в епархии он провел службы во всех церквях, посетил все монастыри. Во многих из них читал проповеди.
Осенью 1922 года была закрыта Глинская пустынь. Десять ее монахов, в их числе отец Таврион (Батозский) и Андроник (Лукаш), нашли приют в Рыльском Николаевском монастыре и надолго остались под покровительством епископа Павлина. С тех пор эти двое повсюду сопровождали его. Всегда были рядом с ним.
В период служения в Курской епархии он с матерью побывали в Мокшанском уезде Пензенской губернии и в своей родной деревне. У него осталось приятное впечатление от этой поездки.
Страшный голод 1921 года стал поводом гонений на Церковь. По всей стране прошли судебные процессы над священнослужителями, которые обвинялись в сокрытии церковных ценностей или противились изъятию их в пользу голодающих. Пострадал и епископ Павлин. 5 декабря 1922 года он был привлечен и подвергнут лишению свободы сроком на 5 лет. Заключение отбывал в г. Москве. Содержался в одиночной тюремной камере. Так было впервые прервано его епископское служение.
В заключении ради удовлетворения духовных потребностей, он сделал из мякиша хлеба крест и молился перед ним, за это претерпел много унижений и оскорблений. Позже тот неполный год пребывания в одиночной камере, где он претерпел не только словесные оскорбления, но и физические побои, владыка назвал "второй академией".
После освобождения из уз епископ Павлин некоторое время жил в Москве у близких знакомых и друзей. Вел замкнутый образ жизни. Много читал. Особое внимание уделял творениям Отцов Церкви. Изредка вступал в молитвенное общение с близкими ему по духу людьми.
14 октября 1926 года епископ Павлин назначен на Полоцко-Витебскую епархию.
В ту пору, после кончины Патриарха Тихона в 1925 году, сложилась сложная и противоречивая ситуация во внутрицерковной жизни и во взаимоотношениях Церкви со светской властью. Необходимо было соблюдение чистоты православия и вместе с тем гарантировать легальное положение Церкви. Это означало, что необходимо избрать мудрого и деятельного приемника Патриарха Тихона.
В завещании он назвал кандидатов на временное исполнение патриарших обязанностей митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского).
Первые двое были арестованы. Третий – митрополит Петр (Полянский) стал Местоблюстителем Патриаршего Престола, но он не хотел принимать условия, которые диктовала Церкви светская власть. Вскоре он был арестован, но до своей мученической кончины оставался непоколебим и несгибаем. Предвидя арест и свое будущее, он заранее назначил своим заместителем на время своего отсутствия митрополита Сергея (Страгородского).
14 декабря 1925 года митрополит Сергий стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Он понимал сложность обстановки и свою ответственность перед Богом и Церковью. Реально оценивал свои силы и возможности. Знал, что большинство иерархов находятся в местах лишения свободы или оказались в стане обновленцев.
Так случилось, что к концу 1925 года в Соловецком лагере оказалось 24 епископа и архиепископа. От вновь прибывающих заключенных из числа священнослужителей они знали о настроениях в Церкви.
С тревогой оценивали поступающие сведения. Задумывались о будущем Церкви и судьбах священнослужителей.
7 июня 1926 года на тайном совещании 17 архиереев подготовили обращение к Правительству СССР. То обращение известно как "Памятная записка Соловецких епископов". В ней они высказали просьбу: положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и советской властью.
В ходе поиска выходов из создавшегося положения у иерархов созрело решение: избрать Патриарха путем сбора подписей архиереев. Митрополит Сергий вынужден был согласиться с мнением иерархов. Руководства проведением таких выборов Патриарха было поручено епископу Павлину (Крошечкину). Его помощником стали иеромонах Таврион (Батозский) и миряне — отец и сын Кувшиновы. К ноябрю 1926 года они собрали 72 подписи архиереев.
О проведении выборов Патриарха без согласования с государственными органами власти стало известно НКВД. Начались новые аресты. Митрополит Сергий (Страгородский) был арестован в ноябре 1926 года, а епископ Павлин (Крошечкин) – 8 декабря того же года в г. Курске. При этом у него были изъяты: список епископов Русской Православной Церкви по состоянию на 1926 год, обращение к митрополиту Сергию об избрании митрополита Казанского Кирилла Смирнова Патриархом Московским и всея Руси, заявление епископа Павлина митрополиту Сергию, 3 письма, записная книжка и удостоверение епископа Павлина.
Митрополит Сергий на допросах показал, что перед ноябрем 1926 года к нему в г. Нижний Новгород приехал епископ Павлин и высказал мнение о том, что для выхода из создавшегося положения в Церкви необходимо провести выборы Патриарха путем подачи голосов епископами.
При этом передал обращение, подписанное архиепископом Корнилием (Соболевым) и епископами Павлином(Крошечкиным) и Афанасием(Сахаровым). Митрополит Сергий такое избрание считал далеко не обычным, спорным. Чтобы дать согласие на такое избрание Патриарха, он запросил 20-30 подписей архиреев.
Епископу Павлину было предъявлено обвинение в том, что он " … явился деятельнейшим участником группировки черносотенского епископата, ведущей конспиративную антисоветскую деятельность, подготавливая антисоветские выступления демонстративного характера. Мера пресечения – содержание под стражей".
(По "Жизнеописания настоятелей Новоспасского монастыря с 1906 по 1826. М.2002, с.76).
К уголовному делу на епископа Павлина подшита "Памятная записка Соловецких епископов" как вещественное доказательство его причастности к распространению "Памятной записки" и сбору подписей епископов по избранию Патриарха.
В конце марта 1927 года митрополит Сергий был освобожден из заключения, а епископ Павлин – 2 апреля того же года.
Скорое прекращение уголовного дела и освобождение из заключения митрополита Сергия и епископа Павлина вызвало неоднозначную реакцию иерархов Русской Православной Церкви. Они высказали противоречивые суждения. Тем более, что за участие в выборах митрополита Кирилла (Смирнова) Патриархом Московским и всея Руси ряд епископов были отправлены в ссылку, а митрополит Сергий получил право жить в Москве, созвать Временный Патриарший Синод и официально зарегистрировать его в НКВД.
29 июля 1927 года была опубликована "Декларация" митрополита Сергия и Синода. Так митрополит Сергий начал легализацию Высшего Церковного Управления и продолжил курс Патриарха Тихона на легализацию Русской Православной Церкви.
После освобождения из-под стражи епископ Павлин находился под административным надзором, прожил без права выезда из Курска. 1 декабря 1927 года он получил назначение на пермскую кафедру, со званием епископа Пермского и Соликамского.
В Перми он скоро приобрел квартиру, к нему приехала мать, и в целом благополучно сложилась его жизнь и быт. Он имел возможность исполнять обязанности епископа и свою апостольскую миссию.
В декабре 1930 года епископ Павлин был назначен на Калужскую кафедру. Там его радовали живописные угодья вокруг города. До Москвы недалеко. Поблизости известная всей России Оптина пустынь.
Вскоре епископ Павлин приобрел в Калуге собственный дом на берегу Оки, недалеко от березовой рощи. Весенними вечерами и по утру, стоя возле своего дома, он с удовольствием слушал трели соловья. Часто делал прогулки, любовался заокскими далями. Это были приятные часы отдыха и спокойных раздумий о себе, близких, будущем…
Через полгода после приезд в Калугу его постигла первая беда. Были арестованы прибывшие с ним его духовник — иеромонах и молодой иеродиакон, исполнявший обязанности секретаря. Пытался понять причины их ареста и свою вину в том, что не уберег их и бессилен помочь им. Понял, что это событие – предвестник неприятных перемен в его жизни.
В конце августа 1933 года святитель Павлин был вызван в Москву, в Священный Синод Русской Православной Церкви. Возвратившись в Калугу, он сообщим благочинному, что получил назначение на Могилевскую кафедру. Это сообщение не обрадовало искренне преданных ему людей. Их огорчила не только предстоящая разлука, но и плохие предчувствия. Они увидели резкие перемены в настроении архипастыря. Догадывались о причинах столь резких изменений в настроении и самочувствии святителя Павлина.
Горестно было смотреть на Преосвященного Павлина, когда он в последний раз служил в Преображенско-Казанском соборе г. Калуги Божественную Литургию. После окончания Литургии он стоял на амвоне. Крупные слезы катились по его щекам. Плакали многие из прихожан и церковнослужителей. Дрогнувшим голосом он сказал: "не плачьте обо мне. О себе плачьте…и о детях ваших". Тяжелым и грустным было то прощание Преосвященного Павлина с паствою и близкими людьми. Его беспокоили навязчивые предчувствия, душа его скорбела. Но назначение владыка принял как волю Божью.
В первых числах сентября 1933 года Преосвященный Павлин выехал из Калуги. Его сопровождал близкий ему иеромонах. Матушка осталась в Калуге. На прощание он сказал, что его служение в Могилеве будет недолгим и он скоро вернется в Калугу.
Действительно, служение святителя Павлина в Могилеве было недолгим, но он не вернулся в Калугу. Есть основания сказать, что Преосвященный предвидел, что ждет его в будущем. Он не раз говорил: "Наш путь – крестный путь".
В Могилев владыка Павлин прибыл в сане архиепископа Могилевского.
Духовенство и миряне тепло встретили его. Скоро нашли квартиру в городском районе Подниколья, по улице Гражданской, в дом №56, владельцем которого был Игнатий Петрович Ситников. Сам хозяин, его жена Иулиания Васильевна и четверо их детей уважительно относились к владыке Павлину. Он был с ними ласков, прост, доступен. Угощал ребятишек лакомствами. Оставил семье на молитвенную память Евангелие и свою фотографию с надписью.
С 1934 года вместе с архиепископом Павлином проживали его мать и племянница Агния Васильевна.
В первый год своего служения в Могилевской епархии Преосвященный Павлин довольно часто ездил в Калугу.
В один из заездов он встретил там уже второго своего приемника – святителя Августина. Первый его приемник – Преосвященный Дмитрий пробыл в Калуге только полгода.
С Преосвященным Августином у архиепископа Павлина с первых дней знакомства сложились хорошие взаимоотношения. До приобретения квартиры святитель Августин проживал в домике архиепископа Павлина.
В 1934 году матушка святителя Павлина, томимая тяжелыми предчувствиями, одиночеством и старческими недугами, убедила сына в том, что им необходимо жить вместе, и переехала к нему в Могилев.
Вещи архиепископа, оставленные им в своем доме в Калуге, не дождались возвращения владельца. Там было много икон, святые мощи, мебель, книги. Обстановка в доме долго оставалась такой же, какой была во время проживания там святителя Павлина.
Судя по письмам Преосвященного, можно сказать, что душою он всегда был в Калуге. Он мечтал и даже высказывал намерение уйти на покой и поселиться в уютном калужском домике.
В Могилеве, как и прежде в других епархиях, Преосвященный Павлин быстро заслужил доверие и благоговейное уважение со стороны священнослужителей и прихожан. В целом мирно и спокойно текла его жизнь в Могилеве. Конечно, были и мелкие происшествия. Так однажды его обокрали среди бела дня и в присутствии прислуги и матушки. Воры зашли в квартиру как электромонтеры. Они внимательно осмотрели электропроводку, вежливо попрощались и спокойно ушли. После их ухода не оказалось золотых часов и праздничной панагии епископа. В другой раз во время поездки в Москву в вагоне украли его посох с серебряным набалдашником. Однако все это были мелочи жизни. Неприятности были впереди.
3 октября 1935 года были арестованы епископ Павлин, его келейник иеромонах Андроник (Лукаш), ухаживавшая за его матерью и носившая молоко монахиня Буйничского монастыря Иулиния (Толкачева) и ряд священников Могилевской епархии.
После ареста владыка Павлин некоторое время содержался в могилевской , а затем в минской тюрьме. Первый допрос проведен 5 октября, последний – 8 ноября 1935 года. Он обвинялся в создании "контрреволюционного подполья из числа служителей религиозного культа и активных церковников…Контрреволюционной деятельности направленной против коллективизации и других мероприятий партии и правительства в деревне" ( 26, 88-89). По приговору спецколлегии Верховного Суда БССР от 19021 апреля 1936 года осужден по ст.72 и 76 УК БССР (58, №0, 58- II УК РСФСР ) к 10 годам лишения свободы.
Больше года после ареста епископ Павлин писал письма родным и близким. В них высказывал надежду на освобождение и встречи с ними. Потом связь прекратилась. Не поступало ответов на письма и посылки ему. У его родных и близких начала таять надежда на встречу с владыкой.
Вскоре после ареста архиепископа Павлина мать и племянница переехали на жительство в убогую квартирку на железнодорожном вокзале. Удрученная годами, старческими недугами, потерей надежды на встречу с сыном, мать скоро сникла, одряхлела и ослабла так, что не могла ходить даже по комнате. Потом было два сердечных приступа. 7 января 1937 года она скончалась. Похоронена на Машековском кладбище.
Архиепископ Павлин, пребывая в Ново-Ивановском отделении Мариинских лагерей Кемеровской области, был бригадиром сельскохозяйственной фермы и работал наравне с другими членами бригады – бывшими "служителями культа". В бригаде было 30-35 заключенных. Они всей бригадой утром перед разводом на работу служили молебен. По церковным праздникам отказывались от работы. Известны некоторые члены его бригады. Они поименно названы в книге "Жизнеописание настоятелей Новоспасского монастыря с 1906 по 1926 гг.. М. 2002" на странице 90.
Архиепископ постоянно призывал их поддерживать дух веры. Так было передано содержание призыва Владыки Павлина к заключенным – "служителям культа" одним из доносчиков: "Издевательства и гонения советской власти над верующими только укрепляют нашу силу верующих в Бога, а поэтому мы должны неустанно поддерживать дух религии не только в себе, но и в других людях"…(там же).
Сам архиепископ не отказывался от того, что проводит молитвенное общение с верующими. Более того, он заявил начальству, что его действия не противоречат советской конституции, которая гарантирует свободу совести. Конечно, шумная пропагандистская кампания по восхвалению новой конституции не ввела в заблуждение владыку. Он видел, что не прекратились гонения за веру, не изменилось отношение власти к религии и Церкви. Скоро он испытал это на собственном опыте.
28 сентября 1937 года было заведено уголовное дело по обвинению архиепископа Павлина- гражданина Крошечкина Петра Кузьмича в создании и руководстве контрреволюционной группой, проведении агитации против Советской власти и распространении клеветы на сталинскую конституцию.
Постановлением тройки Управления НКВД Западно-Сибирского края по ст.58-10, 58-11 он приговорен к расстрелу.
3 ноября 1937 года приговор приведен в исполнение.
Только через многие годы стала известна трагическая судьба архиепископа Павлина. Короче и убедительнее, чем документы рассказать о ней мы нем сможем именно поэтому дословно излагаем некоторые документы
ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ
На запрос Высокопреосвященного Максима, архиепископа Могилевского и Мстиславского и Мстиславского, от 29 января 1997 года получен ответ из Управления КГБ Республики Беларусь по Могилевской области №194 от 17 февраля 1997 года: "На Ваш запрос сообщаем, что… Крошечкин Петр Кузьмич (архиепископ Павлин), 1879 г.р. уроженец Пензенской области, житель города Могилева, служитель религиозного культа, 3 октября 1935 г. был арестован Могилевским РО НКВД БССР по обвинению в организации в г. Могилеве и в Чаусском районе контрреволюционной деятельности".

О священномученике Павлине из книги "Собор Могилевских святых"

/ sobor.by/
(просмотров 428)





Новости разделов:

Церковные праздники

26 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Досифей, митрополит Молдавский. Церковный календарь: 26 декабря
25 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец. Церковный календарь: 25 декабря
24 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Даниил Столпник. Церковный календарь: 24 декабря
23 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Церковный календарь: 23 декабря
22 ДЕКАБРЯ 2024
Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы. Церковный календарь: 22 декабря
20 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский. Церковный календарь: 20 декабря
19 ДЕКАБРЯ 2024
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец. Церковный календарь: 19 декабря
18 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Савва Освященный. Церковный календарь: 18 декабря
17 ДЕКАБРЯ 2024
Великомученица Варвара и мученица Иулиания Илиопольские. Церковный календарь: 17 декабря
16 ДЕКАБРЯ 2024
Преподобный Савва, игумен Сторожевский, Звенигородский чудотворец. Церковный календарь: 16 декабря
15 ДЕКАБРЯ 2024
Пророк Аввакум. Церковный календарь: 15 декабря
14 ДЕКАБРЯ 2024
Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин.
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.