А.С.Пушкин о поэте и поэзии в стихотворении «Пророк». 9 класс
23 ФЕВРАЛЯ 2013 (Суббота) 12:40:37 Урок-исследование по русской литературы с применением мультимедийных средствТема урока: А.С. Пушкин о поэте и поэзии в стихотворении «Пророк» Цели: Познавательные: -проследить, как А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» определил задачи поэта, назначение поэзии, её силу; - добиваться глубины и осознанности воспринимаемого материала. Развивающие: - учить анализировать» - учить определять и объяснять понятия из старославянского языка - Создавать условия для понимания учащимися смысла образа пророка в стихотворении, анализа содержания стихотворения и проведения аналогии между «Книгой пророка Исайи» и стихотворением «Пророк» Воспитывающая: - Формировать у учащихся чувство ответственности перед высоким предназначением человека Задачи: 1. Узнать об обстоятельствах написания стихотворения «Пророк» 2. Познакомиться с содержанием Книги пророка Исайи 3. Проанализировать содержанием стихотворения «Пророк» 4. Исследовать лексику стихотворения «Пророк», 5. Выяснить, в чём же предназначение поэта по А.С.Пушкину. Выводы 6. Цель использования старославянизмов 7. Рефлексия. «Я понял, что стихотворение «Пророк»…..» Оборудование: 1. компьютер с колонками 2. мультимедийный проектор 3. экран. Для подготовки к уроку использовалась литература: Библейский словарь. Составитель Вихлянцев ВП. (интернет-сайт www.geocities.com) Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Подготовил Ю. Медведев. 2007 год Советский энциклопедический словарь. М.: «Сов. энциклопедия»,1988 Приложения: 1. Словарик к «Книге пророка Исаии» 2. Словарик к стихотворению «Пророк» 3. Презентация из 18 слайдов Ход урока: 1. Какие обстоятельства способствовали написанию стихотворения. В 1825 году умирает император Александр I, и на престол после некоторой заминки, обусловленной отречением от престола великого князя Константина (официального наследника), вступает новый Император Николай I. Затем в село Михайловское приходит известие о бунте 14 декабря. Имеются непроверенные слухи о том, что Пушкин, сгоряча, поехал было самовольно в Петербург, но будто бы ему перебежал дорогу заяц, и, склонный к суеверию, поэт вернулся обратно. Рвануться ехать в Петербург, может быть, Пушкин и мог, но рассудительность зрелого поэта должна была его остановить. Скоро пришло известие и о подавлении восстания. Пушкин понял, что многочисленные личные связи со многими декабристами могли и его самого втянуть в орбиту суровой кары. Но ведь в тайных обществах он не состоял, политической связи у него с заговорщиками фактически не было. Однако было ясно, что личная судьба поэта висела на волоске. Но, может быть, новый император во всем этом разберется? Слава Пушкина как замечательного поэта распространилась не только по всей России, но перешла и за ее пределы. Во многих журналах Франции, Германии, Англии и др. стран мира имя Пушкина уже стало известно. Недаром и Гёте прислал ему свое перо. Пушкин снова взывает к своим друзьям о помощи. «Вероятно, правительство удостоверилось, — пишет он Жуковскому, — что я к заговору не принадлежу и с возмутителями 14 декабря связей политических не имел». Зная неподкупную совесть Пушкина, зная его прямую, честную, и открытую натуру — нельзя сомневаться, что каждое слово этого письма было искренним и честным. Если бы он был во время восстания в Петербурге, он мог бы заразиться безрассудным настроением своих легкомысленных горячих друзей и под минутным порывом солидарности с ними попасть на Сенатскую площадь. Но Благое Провидение удержало его в Михайловском. «Каков бы ни был мой образ мыслей, политический и религиозный, — пишет он Жуковскому, — я храню его про себя и не намерен безумно противоречить общепринятому порядку и необходимости». Приблизительно в таком же смысле было написано Пушкиным письмо самому новому Императору. Ответа долго не было, и поэт этим очень тревожился. «Жду ответа, но плохо надеюсь», — писал он Вяземскому 10 июля. «Бунт и революция мне никогда не нравились — это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков». В это поистине страшное время Пушкин усиленно читает Библию, глубоко вдумывается в сокровенный смысл этой Великой Святой книги. Гневная и горькая книга пророка Исаии – часть Библии - оказалась близкой поэту и нашла отражение в стихотворении «Пророк». Картина, изображенная Пушкиным, в нескольких деталях восходит к шестой главе Книги пророка Исайи в Библии. КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ 1В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. 2 Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. 3 И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! 4 И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. 5 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. 6 Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, 7 и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. 8 И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. 9 И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. 10 Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. 11 И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. 12 И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. 13 И если еще останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена; но как от теревинфа и как от дуба, когда они и срублены, остается корень их, так святое семя будет корнем ее. Библия - особая книга. Это священная книга всех христиан. Состоит из двух частей – Ветхого и Нового заветов. Книга пророка Исаии входит в Ветхий Завет. Все строки Библии пронумерованы и каждая называется стихом. Итак, в книге пророка Исайи 13 стихов. Содержание адаптировано для современного читателя, однако сохранились старославянизмы, без которых содержание будет принижено. Запомним, что все формы местоимений, характеризующие Бога, пишутся с прописной буквы. 2. Давайте проанализируем лексическое значение некоторых слов и выражений. Воспользуемся словарём В.И. Даля - современника А.С.Пушкина (см. словарь ниже) 3. Какое же стихотворение получилось у поэта? Размышляет А.С. Пушкин, как и подобает поэту, в образах. Поэт и мыслитель сливаются воедино. Размышляет он и о мире, и о своей душе, и о трагедии мировой истории, и о трагедии своей души. И если на трагедию мира он смотрит глубоким взглядом Шекспира, то на трагедию своей собственной души он смотрит глубже Шекспира. Свои грехи он начинает понимать как одержимость, как закон тела, «противоборствующий законам его ума», и жаждет помощи свыше. И эта помощь приходит в виде особого, до сих пор еще небывалого вдохновения, озарения, духовного перерождения. И в таком состоянии он пишет своего «Пророка». Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп в пустыне я лежал. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. В образе пророка Пушкин подразумевал поэта. Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений, под общим заглавием «Пророк» и было проникнуто революционным духом, навеянным событиями 14 декабря 1825 года. М.П. Погодин объяснял П.А. Вяземскому в письме от 29 марта 1837 года: «Пророк» он написал ехавши в Москву в 1826 году. Должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано («Духовной жаждою томим ». Остальные три стихотворения были уничтожены. У поэта стихотворение «Пророк» стало выражением духовного и творческого состояния поэта 4. Проанализируем лексику стихотворения «Пророк», опираясь на Словарь В.И.Даля, словарь старославянского языка, Библейский словарь: Вопросы: 1) Первое четверостишие: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый Серафим На перепутье мне явился. -Что означает духовной жаждою томим? (Поиск смысла жизни, своего существования) -Как вы понимаете значение слова «влачился»? (Влачился - (здесь) медленно тянуться, тащиться) -«Пустыня мрачная» - это прообраз чего? (Нашей жизни) 2) Второе четверостишие Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Что значит «перстами»? (Перстами – пальцами) - Что называем «зеницей»? (глаза, зрачки («Беречь как зеницу ока») - Что значит слово «вещий»? (Вещие – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель) - Какие синонимы подберёте к слову «отверзлись» (Открыть, отворить, раскрыть, растворить, распахнуть; дать доступ) - Почему преображение происходит, начиная с глаз? ( Через глаза душа смотрит на мир) 3) Следующие 6 строк: Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний Ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. - С каким словом вы ассоциируете слово «горний»? (Горний – вышний, высший, верхний) -Что понимаем под наименованием «гад морских»? (Змей морских) - Как понимать выражение «дольней лозы прозябанье» (здесь: равнинной лозы, всякого растения существование) - Что начинает слышать? ( Небо, наполненное звуками, всё, что живёт под поверхностью моря и на равнине (на суше). 4) Следующие три стиха: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, - Что обозначает слова «уста» в современном русском языке? (Рот, губы) - Что значит «грешный» язык? (Грешат «словом, делом и помышлением») - Что мы понимаем под словом «празднословный»? (Ничего не делающий, горящий о пустом) - Лукавый – хитрый. Коварный, злой, обманчивый, опасный, криводушный, притворный, двуличный и злонамеренный (Какое ёмкое слово!) 5) Три строки следующие: И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. - Почему «жало мудрыя змеи»? ((По Далю: змей- ядовитое и коварное пресмыкающееся. «Мудрость змия» достойна подражания только в сочетании с голубиной кротостью «Будьте мудры как змии и кротки как голуби» (Мф.10.16)(Библейский словарь) Мудрый – по Далю: основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду -Что значит слово «десница» ? (Правая рука, а левая называлась шуйца) 5) Следующие четыре строки: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. - Вместо сердца – «угль пылающий». Какое языковое явление в этом слове? (Уголь- неполногласие). В каком произведении и какого автора вы встречались с подобным образом? (Откуда и о чём строчки: «Оно пылало так ярко и ярче солнца» (Легенда о Данко» М.Горького - Подберите синонимы к слову «отверстую». (Открытую, отворённую) 6) Столько превращений претерпел, но что сейчас он чувствует? Как труп в пустыне я лежал. 7) Ради чего всё это свершалось? И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. - Приведите современное слово к «глас» (неполногласие «голос») - Что означает слово «виждь» (Смотри) - А слово «внемли»? (Слушай) - Что же обозначаем фраза «глаголом жги» (Словом жги) 5. Давайте сделаем выводы. В чём же предназначение поэта по А.С.Пушкину? Миссия пророка прекрасна и страшна. Очищать мир от скверны невозможно без страданий. И мучительное преобразование человека в пророка – жестокая цена, которой покупалось право учить людей. Поэт- избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим и мудрым, поднимаясь на борьбу за правду и свободу. Поэт избран. Но эта миссия покупается муками творчества, ценой великих страданий. Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы», чтобы видеть «вещен» окружающий мир. «Жало мудрое змеи», чтобы говорить мудрые речи. Вместо трепетное человеческого сердца –«угль пылающий огнём». Сердце должно гореть, а не трепетать от страха, боли. И всё это, чтобы выполнять Божью волю: «глаголом жечь сердца людей». Через поэзию пробуждать души людей, через поэтическое слово, которое легче, точнее, идёт из души к другой душе. У поэта должна быть высокая цель: -Восстань, выйди, выделись, смотри, слушай, исполняй волю Божью. Но в чём же «Божья воля» по Пушкину? Из двух существовавших во времена А.С. Пушкина теорий искусства — «искусство для искусства» и «утилитарной теории искусства» — Пушкин не разделял ни одной. Его теория искусства (им нигде не сформулированная, но всюду чувствуемая) сводилась к следующему. 1)Поэт должен быть совершенно свободен в своем творчестве. Ему нельзя предъявлять никаких «заказов»: ни социальных, ни нравственных, ни религиозных. 2) Но всякий поэт, если он хочет стать настоящим, большим поэтом, — обязан расти и совершенствоваться как религиозно-нравственная личность. И тогда с ним, с его духовным ростом будет расти и совершенствоваться и его творчество. 3) Идеал совершенства — тройственный: Истина, Добро, Красота в их триединстве. Красота без Истины или без Добра — не Красота, а только красивость, только кажущаяся Красота, только обманный люциферианский свет, т. е. то, что в православной эстетике называется «прелестью». 6. Теперь посмотрим, как и для чего используются старославянизмы в стихотворении А.С. Пушкиным. В этом стихотворении 117 слов, из них 23 слова- старославянских. А ведь А.С. Пушкин в это время уже работал над «онегинской строкой», уже написано «Я помню чудное мгновенье». Язык его стихов прост, понятен. А здесь 20% заимствований из старославянского языка. Зачем? Попробуйте заменить старославянские слова на синонимичные русские. Что получается? (Устное воспроизведение стихотворения с заменой). Согласитесь, текст сразу опростился и потерял возвышенный дух. О возвышенном нельзя говорить примитивно, упрощённо. От этого и возвышенное становится примитивным. Богослужение в православных храмах проходит на старославянском (его называют церковно-славянском) языке. Ведётся много споров о том, что следует перевести богослужение на современный русский язык. Такие попытки были. А в итоге, как и в нашем с вами примере, может потеряться нечто возвышенное, «горнее». 7. В тетрадях по русской литературе кратко ответьте на вопрос: Стихотворение «Пророк» посвящено теме… В нём говорится о… ПРИЛОЖЕНИЯ: Толковый словарь к стихотворению Влачился- (здесь) медленно тянуться Перстами – пальцами Отверзлись – открыть, отворить, раскрыть, растворить, распахнуть; дать доступ Вещие – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель Зеницы – глаза, зрачки («Беречь как зеницу ока») Горний – вышний, высший, верхний Гад морских – змей морских Дольней лозы прозябанье – здесь: равнинной лозы, всякого растения Жало мудрыя змеи- змей- ядовитое и коварное пресмыкающееся. Мудрость змия достойна подражания только в сочетании с голубиной кротостью «Будьте мудры как змии и кротки как голуби» (Мф.10.16) Мудрый – по Далю: основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду Устам - рту, губам Празднословный – ничего не делающий Лукавый – хитрый. Коварный, злой, обманчивый, опасный, криводушный, притворный, двуличный и злонамеренный (Какое ёмкое слово!) Десницею – правой рукою Угль – уголь (неполногласие) Отверстую – открытую, отворённую Глас (неполногласие голос) Виждь –смотри Внемли – слушай Глаголом жги - словом жги Толковый словарь к Книге пророка Исаии Пророк - тот, кому дан свыше дар провидения; озарённый Богом провозвестник, кому дано откровение будущего (по словарю В.И. Даля) Серафимы, подобно ангелам, имеют человеческий образ, но у каждого серафима по 6 крыльев. Двумя они закрывают свои лица, блистающие светом, двумя – ноги, а двумя, подобно ангелам, летают. Серафимы – евр. в переводе: горящий, пламенеющий Примечание. Небесная иерархия: господства, серафимы, херувимы, ангелы Все ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, имеющие человеческий образ, одарённые умом, волей и могуществом. Они никогда не устают, не бывают больны и не умирают. Ум их совершеннее человеческого, поэтому они знают, видят Бога, понимают Его. Верные Богу ангелы совершают только добрые дела и поэтому становятся светлыми и ясными, как солнечные лучи. Следующие по значимости – архангелы- старшие ангелы, далее серафимы и херувимы. Херувимы изображаются в виде шестикрылых существ, тело которых усеяно очами. Они окружены ангелами и сонмом праведников – людей, после смерти взятых на небо Богом за доброту и любовь к ближнему. престол священное место, как представительство высшего на небесах и на земле. края риз – облачение священника при богослужении Саваоф – одно из ветхозаветных именований Бога – Бога сил верхи врат – неполногласие - ворот от гласа – неполногласие - от голоса не узрят очами – архаизм – не увидят глазами не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их (не поймут сердцем и не обратятся, чтобы исцелил их. устами – архаизм – губами доколе не опустеют - архаизм – пока не опустеют домы без людей - старая форма «дома» жертвенник - возвышение, на котором пылали угли и возлагалась жертва Богу (по Ветхому Завету) беззаконие - не исполнение Божьих законов теревинф – высокое и ветвистое дерево с вечнозелёными листьями, растущими пучками. Может достигать возраста в тысячу лет./ sobor.by/ Т. Н. Метечко (просмотров 21761) |
Новости разделов: