«Анастасис» получил статус Реабилитационного центра Белорусского Экзархата
27 ДЕКАБРЯ 2012 (Четверг) 15:53:32 21 декабря на заседании Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о придаче Центру реабилитации «Анастасис « для нарко- и алкоголезависимых (деревня Сосновка Слонимского р-на Гродненской области) официального статуса Реабилитационного центра Белорусского Экзархата .Идея создать реабилитационный центр для алкоголе- и наркозависимых при монастыре возникла в результате многочисленных обращений паломников и посетителей. Ситуация такова: на 9.5млн. населения в Беларуси, по официальной статистике, общее количество пациентов, наблюдаемых наркологической службой Беларуси, на 2011 год составило 286 310 человек (среди них больных алкоголизмом 178 608 человек). Под наблюдением наркологической службы на 1 января 2012 года находилось 9230 больных наркоманией и 4609 лиц, эпизодически употребляющих наркотические средства… Реальное число больных наркоманией в Республике Беларусь около 70 тысяч человек» . Это только надводная часть айсберга. Первая стадия алкоголизма для самого употребляющего и его родственников может пройти незаметно – т. наз. «похмельный синдром» - один из главных признаков болезни – появляется на второй стадии. Поначалу же болезнь может протекать в «культурном» обличье. А благоприятную почву для зависимости создаем мы сами – через «алкогольные ритуалы», въевшиеся в нашу жизнь – свадьба, похороны, Новый Год, день рождения, Рождество, встреча с друзьями… А сюда стоит добавить семейные дисфункции, вплоть до разводов + скрытая реклама потребления через фильмы + отсутствие воспитания в детях нравственного «стержня» и иммунитета против идеологии «потребительства» + равнодушие к этой беде, пока она открыто не коснется собственной семьи. Если все это вместе суммировать – думается, никто не сможет почувствовать себя невиновным в распространении этой массовой эпидемии. Только брать на себя ответственность за происходящее мало кто желает. На радость болезни, которая, как вирус, заражает все слои населения, и угрожает вырождением нации. В Беларуси неплохо развита наркологическая помощь и лечение. Существуют хорошие государственные и общественные реабилитационные центры. Но при факте, что заодно только первое полугодие 2012 года через розничную торговлю продано алкогольных напитков на сумму 7,2 триллиона бел. рублей (для сравнения – на автомобильное топливо было потрачено 6 трлн.) , с проблемой алкоголизации не справится никакой Минздрав. А за этими цифрами – тысячи семейных катастроф. Пьет или употребляет наркотики один человек – вокруг него страдают многие. Жировичский Свято-Успенский монастырь не остался в стороне от беды, невзирая на собственные трудности и те многочисленные задачи, которые он и так давно выполняет. Его наместник, архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий (Апалько) благословил начать служение, посвященное помощи страждущим от недуга наркозависимости , и их семьям. Первоначально работа шла в самом монастыре. В кабинете Духовно-Просветительского Центра, где идет прием посетителей, возникла группа самопомощи для зависимых, работающая по известной 12-тишаговой программе. Основная работа легла на плечи иеромонаха Агапия и священника Александра Попова, в прошлом, как он сам о себе говорит, «алкоголика со стажем», знающим об этой проблеме и способах борьбы с нею не понаслышке, а по личному опыту. Причем задача иеромонаха Агапия – работа с родственниками, а о. Александра – с зависимыми. Такое разделение оказалось целесообразным, поскольку семья нуждается не в меньшей, и даже порой в большей помощи, чем сам зависимый. Но процесс работы с ними, конечно, отличен, чем процесс работы с зависимым, хотя и может идти параллельно. Со временем пришло понимание, что монастырь, ввиду своей специфики, все-таки не может и не должен быть местом реабилитации. Он не может подстраивать свой устав и уклад жизни под зависимых, в большинстве случаев, далеких от понимания, что такое монастырь, да и Церковь в целом. Навык новой жизни, без психоактивных веществ, жизни во Христе, нужно в человеке воспитывать, начиная с практически полного нуля. Жизнь же в монастыре подразумевает наличие сформированного религиозного опыта. Неготовность поступающих к монастырскому укладу жизни приводила к мелким и грубым нарушениям монастырской дисциплины, включая алкогольные срывы. Все это, вместе взятое, и привело к убеждению в необходимости отдельного места, где для зависимых будут созданы оптимальные условия для выздоровления, где действительно будет возможность работать с ними целенаправленно, а не в рамках общемонастырского распорядка дня. Места, где трудотерапия, катехизаторские занятия, молитва и изучение Евангелия, специальные программы по реабилитации, отдых – будут сбалансированы на насколько возможно оптимальном уровне. В результате, после изучения опыта нескольких реабцентров, других монастырей, в мае 2011 г. в д. Сосновка Слонимского р-на, в здании бывшей средней школы, открылся первый в Беларуси православно-ориентированный центр для лиц мужского пола с алкогольной и наркотической зависимостью. Вести работу довелось сразу в нескольких направлениях: изыскание средств на содержание и ремонт, сам ремонт и, конечно, реабилитация. За основу была взята известная программа 12-ти Шагов, используемая сейчас большинством отечественных и зарубежных центров. Сложнее было интегрировать ее в систему православного мировоззрения. Не потому, что она ему противоречит, а за отсутствием опыта у сотрудников и отсутствия религиозного мировоззрения у самих реабилитантов. Постепенно, путем проб и ошибок, была выработана православно - ориентированная программа, рассчитанная на трехмесячный курс . Проводимые ежедневно утренние и вечерние молитвы с чтением Евангелия, посещение в воскресные и праздничные дни богослужений, встречи со священнослужителями, экскурсии в монастырь, помогают наполнить Шаги христианским содержанием – в той мере, в какой способны воспринять реабилитанты на данный момент. Первоначально приезд и встречи со священником воспринимались как экзотика (батюшка – и с наркоманами общается!), а порой и настороженно (родители и жена давно уже чтением моралей изводят, так тут еще и «поп» начнет жизни учить). И здесь важно подчеркнуть, что программа реабилитации, с пониманием этой психологии, строилась как православно-ориентированная. Религиозность в Центре не носит навязчивого характера. Если поступают крещенные в католичестве – никто не будет требовать принятия православия. На занятиях со священником не ставится отметок, не требуется выполнения домашних заданий. Утренние и вечерние молитвы первоначально вообще не были обязательными – их таковыми сделали сами реабилитанты первых наборов «по умолчанию» - старшие «увлекли» за собой новичков. Последние ходят вначале, потому что «все идут», а потом у некоторых появляется и личный «вкус». Если богослужение и молитву превращать в формальную обязательность – высок риск обратной реакции, и за пределами Центра эта «обрядность» быстро забудется. Но вот ненавязчивая практика, даже через просто присутствие священника – уже за первый месяц реабилитации делает свое дело. И концу месяца пребывания, в последнее время, около трети реабилитантов выражают добровольное желание исповедоваться, причаститься. Кто-то по собственному желанию штудирует Закон Божий. Кто-то сам просит, чтобы ему доверили чтение вечерних молитв. В этом году двое «номинально» крещенных в католичестве добровольно изъявили желание принять православие. На сегодняшний момент в Центре работают два консультанта, нарколог-психотерапевт, волонтеры из числа прошедших курс пациентов, повар. Цент очень нуждается в бухгалтере и водителе. Распорядок дня включает в себя элементы социальной адаптации (трудотерапия), групповые занятия, работу с наркологом, психологом и священником, тематические видеолекции. Зависимость еще называют болезнью «замороженных» чувств. Поэтому большое внимание уделяется выработке навыков отслеживать свои чувства и умением с ними работать. Это очень важная составляющая в профилактике срывов. Эту работу реабилитанту необходимо продолжать и после центра. Практика показала, что у некоторых пациентов возникает замешательство и непонимание реабилитационного процесса в целом, и «12- ти Шагов» в частности. Этому, в значительной степени, способствует целый ряд объективных причин: - духовная опустошенность; - социальная незрелость; - формальная мотивация к лечению, обусловленному, как правило, давлением ближайшего окружения и силовых структур; - неоднократное «традиционное» лечение в наркологических отделениях диспансеров, не дающих дальнейших конкретных реабилитационных программ, заключающееся в снятии острых абстинентных явлений с помощью интенсивного применения препаратов; - ложные «потребительские» установки, типа «… вот сейчас пройду программу, и спокойно смогу жить без алкоголя…», т.е. психическая и психологическая зависимость от алкоголя должна исчезнуть как по волшебству. Поэтому, на первом этапе происходит полная изоляция от внешней среды пациентов, способствующая более эффективному «погружению» в программу и лучшему усвоению необходимых знаний, умений и навыков для успешного функционирования членов группы в дальнейшем. Ежедневная терапевтическая работа в группе начинается с молитвы, а затем, после завтрака, – анализа чувств и эмоциональных состояний. Самоанализ, самопознание, самоопределение и самопредставление – необходимая часть процесса групповой динамики. Данная работа проводится ежедневно, обязательно прописывается, а вечером - проговаривается, анализируется весь прошедший день. В этом процессе роль сотрудников центра и его пациентов практически равнозначима. Основная цель данного терапевтического процесса – сделать самоанализ чувств и эмоций естественной потребностью, привить чувства контроля над своими эмоциональными процессами и показать всю богатую палитру душевной жизни пациенту. Одновременно ставится задача позитивного настроя на весь рабочий день. При принципе непрерывности и этапности терапевтического процесса, следующим звеном является проведение плановых лекций по варианту групповых дискуссий с обязательным вовлечением в этот процесс каждого пациента. Так, например, при рассмотрении концепции болезни (алкоголизм, наркомания) постоянно воспроизводятся эпизоды прошлого алкогольного поведения пациентов; акцентируется внимание на существенных изменениях личности наркомана или алкоголика, на системе психологической защиты, сформировавшейся в процессе потребления алкоголя, на осознании и ослаблении этой системы, а также на изменениях, происшедших в социальной жизни пациента. Ролевое воспроизведение ситуации создает условия, вследствие которых происходит присоединение опыта пациента к опыту других пациентов, восприятие их опыта. Принципиальным на данном этапе является то, что члены терапевтической группы обнажают внутриличностные конфликты и межличностные проблемы, что, естественно, усиливает роль личностно – ориентированной терапии, которая позволяет снять нарастающее напряжение. При всем этом, важной задачей Центра – помочь в процессе реабилитации осознать, что проходимый им курс – только начало его выздоровления, которое будет продолжаться всю жизнь, только начало выстраивания его личностных отношений с Богом, - и сформировать мотивацию для продолжения работы над собой и своим духовным ростом и за стенами Центра. Особенность Центра «Анастасис» – зависимость рассматривается как болезнь всей семьи. И пока человек проходит реабилитацию в Центре, его близким предлагается курс коррекции созависимости . Специалисты знают, как гипертрофированное чувство ответственности за мужа (сына, дочь), желание его спасти без учета его собственных интересов, стремление навязать ему трезвость любой ценой – разрушают всю семью. Можно сказать больше. Именно роль спасателя, преследователя и жертвы («я ему всю жизнь отдала, а он, неблагодарный…» - правда, при этом забывают сказать, что вообще-то «он» об этом не просил), которые часто берут на себя близкие – становятся одним из провоцирующих факторов развития аддиктивного поведения и наркозависимости. Человек попросту сбегает из семьи в кампании, где его принимают как «своего», и где его «уважают» - соображая «на троих». И если, за время курса реабилитации, в семье не поменяются взаимоотношения – он возвращается в больную атмосферу, которая тянет его вниз, на прежние модели поведения – а значит, и на срыв. От выздоровления духовно-психологической атмосферы семьи зависит, наверное, до 50-ти % успеха выздоровления самого реабилитанта. Фактически, созависимые члены семьи приносят себя и друг друга в жертву болезни, которая этим прекрасно подпитывается. Болезнь может застилать глаза настолько, что созависимый человек не видит больше никого, кроме зависимого, точнее, его болезни. Пример из практики. На приеме мать и сестра пьющей. У матери полностью заморожены чувства, и она не способна говорить о себе – только о второй дочери. Ей задается вопрос: – А когда в последний раз Вы были в гостях у здесь присутствующей дочери с зятем? - А зачем? У них и так все хорошо… - Так получается, чтобы Вы увидели Вашу эту дочь, которая тоже нуждается в Вашей любви, ей тоже нужно начать пить? Реакция дочери: -Мама, так это же правда! А очень вредный принцип «не выноси сор из избы» только закрепляет существующее положение, и не позволяет вовремя получить помощь специалистов. В результате, за помощью обращаются, когда ложные взаимоотношения и роли глубоко въелись в семью, а воля и силы к выздоровлению уже в той или иной степени потеряны. Работа с семьями продолжает вестись в Духовно-Просветительском Центре самого монастыря. Строится она в два этапа – первичное консультирование и, при втором приезде, наглядная демонстрация работы групп самопомощи Ал-Анон. Дальше строить работу не позволяет отсутствие штата сотрудников. Священник не должен проводить психотерапевтические группы или оказывать психологическое сопровождение – это не его задача, даже если он имеет соответствующее образование. Отдельного же психолога в штате нет. После проведенной работы члены семьи направляются в местные группы Ал-Анон . Для тех семей, где пользуются Интернетом, предлагается проработка разработанного нашим центром рабочего журнала по семейной программе выздоровления. На первичной встрече идет информирование семьи о ее духовно-психологическом состоянии. Раскрывается концепция созависимости. Объясняется ложность ролей «спасатель-преследователь-жертва» (треугольник Карпмана). Показывается, с использованием конкретных, хотя и анонимных, примеров, разрушительность созависимых моделей взаимоотношения для физического и психического здоровья, их вредность для самих зависимых. При этом происходит ломка стереотипов членов семьи. Через все это, вместе взятое, формируется мотивация к принятию семейной программы выздоровления. В случае отказа – следует предупреждение о резком понижении эффективности курса реабилитации самого пациента. В ближайшей перспективе – будет подписываться специальный договор с родственниками, где специально будут оговариваться последствия отказа. Гораздо чаще индивидуальная встреча происходит с близкими тех лиц, которые еще не собираются выздоравливать. Беседа с ними, в основном, происходит по описанной схеме, но меняется акцент. Идет объяснение процессов, которые происходят в сознании зависимого и причин, по которым он никак не может понять свое состояние. Максимально доходчиво проговаривается, почему все то, что делали близкие, не только не помогает ему, но еще и усугубляет ситуацию. Что, когда мать или жена поднимают пьяного с подъезда и тащат его в квартиру в постель, приносят ему минералку, звонят на работу, оправдывая его отсутствие, договариваются с участковым («не забирайте, люди – плачут дома детки»), вставляют соседям разбитое им окно, оплачивают его штрафы – они только поощряют его дальнейшую деградацию. Что, принося себя в жертву болезни, - они, фактически, ставят ее на пьедестал, а это уже сродни идолопоклонству. Стараемся донести, что всякого рода манипуляции с целью заставить бросить употреблять – начиная от неисполняемых угроз и разного рода шантажа, до подсыпания ему в еду непонятно каких порошков и лекарств - не только малоэффективны, но и могут принести вред, а к тому же сомнительны с позиций христианской нравственности. Рассказывается о способах создания в семье такой атмосферы, которая может пробудить у него понимание своего состояния и мотивацию к лечению и реабилитации. И, конечно же, предлагается нормализовать собственную церковную жизнь – если семья малорелигиозная. В последней части индивидуальной беседы, присутствующих знакомят с работой и принципами сообщества Ал-Анон (для родственников наркоманов – Нар-Анон), предоставляются контактные телефоны групп сообщества Первичная встреча проходит во время рабочей недели (индивидуальная) и в первое воскресенье каждого месяца (групповая). Следующие воскресные дни проводятся собрания Ал-Анон. Отдельно от этой работы, как более глобальный проект, совместными усилиями реабцентра и Духовно-Просветительского Центра монастыря, два раз в год, накануне Великого Поста (февраль) и Успенского поста (начало августа) организуется трехдневный (пятница – воскресенье) семинар Анастасис. Анастасис – эта площадка, на которой в живой обстановке встречаются зависимые с опытом выздоровления по 12-ти шаговой программе, те, кто только начал искать пути к исцелению, родственники этих лиц, священники, психологи, врачи-наркологи и психотерапевты – и все желающие. Объявление о семинаре заранее размещается на сайтах sobor.by, obitel-minsk.by и в газете «Царкоўнае слова». Ближайший такой семинар планируется провести 1-3 марта. Реабилитационный Центр существует и действует на пожертвования, которые присылают организации, к которым обращается директор. Откликаются, правда, единицы. Второй источник финансирования – это оплата проживания в центре самими пациентами или их родственниками. Вначале планировалось делать центр бесплатным, но жизнь вносит свои корректировки. Впрочем, оплата происходит в качестве предлагаемого пожертвования. И если нет возможности внести суммы, которая окупила бы затраты на содержание реабилитанта – сотрудники центра относятся к этому с пониманием. Правда, практика показала правдивость слов одного нашего знакомого врача: лечение без ответственности – безответственное лечение. Срабатывает принцип, что полученное даром не ценится. Почти все «бесплатники» стали «срывниками». Помогает центру, конечно, и Жировичский монастырь – обеспечивая на три четверти продуктами питания, оплачивая большинство коммунальных услуг и частично обеспечивая зарплату сотрудникам. Проблематичней оказалось дальнейшее проведение капитального ремонта здания, в котором оно остро нуждается, и финансирование дальнейшего обучения сотрудников. Есть необходимость в надежном и экономичном автомобиле. Требуется разработка собственного сайта – а это требует финансов и специалистов . Ни тех, ни других для этого пока нет. В перспективе, при расширении работы Центра, требуется и расширение штата сотрудников. А еще хотелось бы заняться профилактической работой и работой с населением на местах, посредством выездов в населенные пункты. А это, опять-таки, требует хорошего «бусика» и финансов – не всегда принимающая сторона может полностью оплатить расходы. Работа такая идет, но в очень малой мере, в то время как можно было развернуть уже сейчас достаточно серьезную деятельность в этом очень важном направлении – ведь пока проходит реабилитацию один, на его место становятся несколько. В реалиях бывают моменты, когда нет горючего съездить в монастырь за продуктами или по рабочим вопросам в Слоним. Или нет денег на техобслуживание имеющегося автомобиля, часто нуждающегося в ремонте. До настоящего времени не хватало взаимосвязи с приходскими священниками – чтобы прошедший реабилитацию мог найти себя в местной церковной общине и получить духовное пастырское сопровождение. Надеемся, что теперь, с придачей Центру церковного статуса, этот вопрос будет решаться. Эти проблемы задерживают дальнейшее развитие центра и порой вызывают опасение за его дальнейшее существование и возможность отвечать своим поставленным задачам. Но, когда окидывается взглядом то, что уже достигнуто от полного нуля, не считая заброшенного и начинающего разваливаться здания, появляется доверие Богу, уверенность, что этот труд благословляется Им. А испытания и трудности необходимы для нашего духовного роста, и памяти, что не своими только силами идет работа... Как ни странно оказалось для нас самих, но необустроенность здания, а значит, в какой-то мере, и быта, оказалась на пользу. Наркоманы, в ходе трудотерапии, получают реальный опыт работы со стройматериалами, учатся пользоваться рабочими инструментами. А главное – сбивается «корона». Есть среди них контингент, который смотрит на реабилитацию как на курортную систему. Бывает такое: зависимый соглашается на уговоры родителей пройти реабилитацию, но с условиями: пойду в центр, где будут психологи с несколькими дипломами, дорогие современные лекарства, медсестра, сауна, пруд с лебедями, бассейн… В общем, Вы, папа и мама, обеспечьте мне комфорт, а там посмотрим, что получится. Реально выздоравливать такой и не собирается – зачем, когда и так комфортно жить? Здесь же он попадает в условия, где вокруг его не вращается бригада специалистов, для которых он источник дохода, где нельзя никем манипулировать, и где человек понимает, что выздоровление нужно ему самому, а не центру. Помните сказку про добра-молодца? Пришел он к бабе-Яге, и та его спрашивает: почто пришел еси, добрый молодец? А в ответ: ты меня, бабка, сначала накорми, напои, баньку протопи, спать уложи, а утром – поговорим… Поскольку зависимый привык давно жить именно в такой сказке – благодаря опеке семьи, – то он давно оторван от всяких реалий, и живет в мире иллюзий. А здесь – и по очереди нужно санузел помыть, и со штукатуркой и побелкой поработать, и в кухне подежурить, и самим комнату мыть, и «дневальным» поработать – ответственным за звонки в колокольчик на подъем, прием пищи, занятия. А маты – являются нарушением устава. После нескольких замечаний по нарушению дисциплины, может возникнуть вопрос и об исключении из центра. Вся компания – люди «бывалые». И «ребята», серьезно настроенные на реабилитацию, в случае недобросовестного подхода к трудотерапии, от которой зависит порядок в здании, дадут «обратную связь» на группе самопомощи… В результате – было несколько случаев, когда те, кто проходил реабилитацию в других центрах, сами признавались, что только теперь они поняли, что такое настоящий реабилитационный процесс. А самым, наверное, радостным событием для сотрудников Центра является приезд выпускников, которые прибывают сюда – чтобы поделиться с реабилитантами тем, что дал им Центр, и опытом дальнейшего выздоровления, проходящего за стенами нашего учреждения. Или когда мы узнаем, что выпустившийся ранее, относительно которого у нас возникали сомнения о его дальнейшем пути – социально адаптировался и строит полноценную жизнь. Возможно, после этой публикации кто-то захочет связаться с Центром – в целях сотрудничества, оказания или получения помощи.Телефоны: +375 (1562) 7 6-6 -69 +375 (29) 174 9-0 -41 +375 (29) 17-17-938 +375 (25) 675 4-8 -37 +375 (33) 312 2-4 -37 Реквизиты: р/с 3015043273223 в ЦБУ «АСБ Беларусбанк» г. Слоним, код 152101689; УНП 590318569 Адрес: 231826, Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, д. Сосновка, ул. Школьная, 2 Директор Центра Сергеев Алексей Владимирович Иеромонах Агапий (Жировичский монастырь) / sobor.by/ (просмотров 17298) |
Новости разделов: