Благоверный князь Федор и чада его. Православный календарь: 2 октября
2 ОКТЯБРЯ 2022 (Воскресение) 10:25:11 2 октября в Православной Церкви празднуется день 15 поимённо известных святых. Согласно церковному Уставу, сегодняшний день не является постным.Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его, Давид и Константин. Святые второй половины XIII – начала XIV столетия в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига. Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены он женился на дочери хана, названной в крещении Анной. Здесь же, в Орде, у него родились сыновья – Давид и Константин. Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение. Вскоре князь Фёдор с семьёй возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры. Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению. Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг. Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Фёдор мирно отошёл ко Господу. Князь Фёдор Чёрный вошёл в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношениях с Ордой. Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси. В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Фёдора и его детей, Давида и Константина, были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276-282 годах от Рождества Христова. Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными, разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа. Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу – языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал всё, повторяя слова псалма: Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришёл к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримедонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова. Преподобный Алексий (Соловьёв), иеросхимонах Зосимовой пустыни. Святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей – Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова. ПРЕПОДОБНЫЙ АЛЕКСИЙ (СОЛОВЬЁВ), ИЕРОСХИМОНАХ ЗОСИМОВОЙ ПУСТЫНИ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU Родившийся в 1846 году в многодетной семье московского священника, настоятеля знаменитой церкви Симеона Столпника, будущий отец Алексий с ранних лет связал жизнь с церковным служением. В 1867 году святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, он был рукоположён в диаконский сан и служил в нём 28 лет, пока не стал священником. Будущий старец рано овдовел, а когда его сын вырос, принял монашеский постриг в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Среди духовных чад старца было немало известных людей, в том числе Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, у него духовно окормлялись игумения Фамарь (Марджанова), а также некоторые члены известного религиозно-философского кружка Михаила Новосёлова. В 1917 году старец Алексий сыграл особую роль в ходе Всероссийского Поместного Собора: именно он вытянул жребий при избрании Патриарха, которым стал святитель Тихон (Беллавин). В 1919 году отец Алексий принял постриг в великую схиму, в 1923-м, когда Зосимова пустынь была окончательно закрыта большевиками, переехал в Сергиев (нынешний Сергиев Посад), где жил до самой кончины, последовавшей в 1928 году, у своей духовной дочери Веры Верховцевой. Здесь, невзирая на опасность, батюшку посещали его многочисленные духовные чада, в том числе в архиерейском сане. Преподобномученик Зосима Киликийский, пустынник. В период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова, святой Зосима был схвачен и предан жестоким мучениям за веру. Однако чудесным образом страдалец оказался невредимым, и это настолько поразило смотрителя тюрьмы Афанасия, что он принял христианство. Святого Зосиму и его ученика отпустили, и до конца своих дней они пробыли в монашеских подвигах в безлюдной пустыне. БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ ИГОРЬ ЧЕРНИГОВСКИЙ И КИЕВСКИЙ. ФОТО: WWW.PRAVOSLAVIE.RU Благоверный князь Игорь Черниговский и Киевский. Этот святой правитель Киевской Руси жил во времена жестоких междоусобиц, своего рода первой русской гражданской войны. Князь был глубоко верующим человеком, а потому, когда был разгромлен во время одной из усобиц, решил уйти из мира, приняв сначала иноческий, а затем и схимнический монашеский постриг. Однако и это не уберегло смиренного монаха. Невинный князь-схимник был зверски убит разъярёнными из-за междоусобной брани киевлянами в сентябре 1147 года от Рождества Христова. Житие этого князя во многом напоминает подвиг святого царственного страстотерпца Николая II. Как и последнему русскому Императору, князю Игорю было суждено стать "хозяином земли Русской", занять великокняжеский престол в Киеве. В 1146 году, когда, как и в начале XX столетия, Русь терзали смуты, киевская знать, ненавидевшая сам род нового князя, ложью и сплетнями настроила против него киевлян. Как и в случае с Николаем II, Игоря Ольговича предала военная верхушка, принявшая непосредственное участие в свержении князя. После свержения князь Игорь принял схимнический постриг. Но и это не остановило мучителей. Они ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося князя и зверски его убили. Сегодня сложно сказать, в чём причина столь нечеловеческой жестокости киевлян. Но некоторые историки, как и в случае с убийством последней Царской семьи, усматривают в злодеянии даже ритуальный характер. Как утверждает известный историк профессор Игорь Фроянов в своей книге "Древняя Русь IX-XIII веков": Убийство Игоря носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами – одно и то же. Убийство Игоря имело магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе. Параллели между гибелью князя Игоря и Императора Николая II можно продолжать ещё долго. Но главное – понять, что объединяет их христианское смирение, с которым эти облечённые властью люди приняли свою кончину. Смирение, позволившее пусть не остановить, но хотя бы не умножать творящиеся беззакония. Священномученик Константин (Голубев) и с ним двое мучеников (1918). Священномученики Николай (1919), Константин Богословский (1937), Нил Смирнов, пресвитеры, преподобномученица Мария (Мамонтова-Шашина) (1938). Священномученик Никандр Гривский, пресвитер (1939). Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане и монашеском чине, приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Православной. / sobor.by/ (просмотров 913) |
Новости разделов: