Чему нас учит основная молитва Великого поста?
16 МАРТА 2018 (Пятница) 22:31:59 О смысле молитвы святого Ефрема Сирина рассуждает отец Лоуренс Фэрли, священник Православной церкви в Америке.Я точно не единственный православный священник, у которого временами прихожане спрашивают про значение великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Она звучит так: "Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков". Большая часть этой молитвы достаточно проста и понятна, хоть перечисленные в ней идеалы и не так легко достижимы. Идея духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви трудна не для разума, а для воли, как и прошение о том, чтобы видеть свои грехи и воздержаться от осуждения других. Вопросы обычно возникают в отношении первого прошения и того, что имеется в виду под "праздностью, унынием, любоначалием и празднословием". Избегать эти грехи достаточно трудно, но прежде всего нам надо понять, против каких грехов мы боремся. Праздность – или лень, как нам более привычно её называть – это достаточно простое для понимания явление, как и грехи любоначалия и празднословия. У всех нас бывает искушение сидеть без дела и смотреть телевизор, когда нам следовало бы молиться или работать, а также искушение присваивать себе контроль над тем, что нам на самом деле не принадлежит. И, конечно, каждый из нас слишком хорошо знаком с искушением празднословия вне зависимости от характера беседы, будь то сплетня, нытьё или жалобы на что-то. Но меня часто спрашивают, как понимать уныние. Это понятие ассоциируется с депрессией и мыслями о самоубийстве, что конечно же является проблемой. Но почему его упоминают наряду с такими рутинными грехами, как лень, жажда контролировать и болтать без умолку? Естественно, такое уныние, к счастью, встречается намного реже, чем эти обыденные грехи. В греческой версии великопостной молитвы на месте слова уныние стоит periergia. Это слово происходит от слов peri (вокруг или над) и ergia (поступок или делать). Греческий словарь Лиделла-Скотта определяет его как "чрезмерная тщательность во всём" и "назойливость, навязчивость". Электронная версия Оксфордского словаря предлагает такой вариант: "В основном ритор.: использование слишком усложнённого или возвышенного стиля речи для обсуждения мелочей; помпезная или нарочитая речь". Словарь прослеживает связь этого слова с классическим латинским термином periergia – чрезмерно усложнённый риторический стиль (Квинтиллиан) и с эллинистическим термином periergias, который уже в Древней Греции понимался как "несерьёзность, ненужное расспрашивание, любопытство, что-то чрезмерное, излишне усложнённое". Это особенно относилось к риторическому стилю, а также переводилось как "ненужные старания". Сложив всё это вместе, мы получаем желание выделиться, покритиковать и впечатлить людей, пытаясь вставить слово при обсуждении вещей, которые совершенно нас не касаются. Это больше подходит к другим грехам, о которых идёт речь в молитве, и встречается намного чаще, чем грех уныния. Нас часто искушают приступы лени, жажды всё контролировать и желания говорить, когда мы должны слушать. Искушение выделиться и показать, как мы умны, а также соблазн выигрывать в спорах часто встречаются наряду с такими грехами. Все эти грехи объединяет неспособность ограничить себя, желание перестать сдерживаться. Я перестаю сдерживаться, когда сижу сложа руки вместо того, чтобы работать, или когда сижу в Интернете вместо того, чтобы молиться (грех праздности). У меня не получается себя ограничить, когда я изо всех сил пытаюсь сделать так, чтобы всё было по-моему, вместо того чтобы заниматься своими делами и принимать всё как должно (грех любоначалия). У меня не получается себя ограничить, когда я ною, жалуюсь, осуждаю или как-либо ещё высказываюсь насчёт того, что меня не касается (грех празднословия). И ещё у меня не получается себя ограничить, когда я поддаюсь соблазну доминировать в разговоре, побеждать в каждом споре, и вообще всячески показывать миру, как я исключительно умён (грех periergia, который, возможно, можно перевести как хвастовство). В борьбе с такими грехами молитва св. Ефрема рекомендует сдержанность – альтернативный путь, связанный с молчанием и терпением, сдерживанием желания добиваться, побеждать, доминировать и впечатлять. Иногда лучшее, что вы можете сказать – это ничего не говорить. В православной литургической традиции великопостная молитва св. Ефрема Сирина читается много раз. Обычно при её чтении делаются земные и поясные поклоны, так что тело участвует в молитве наравне с душой. Повторять эту молитву полезно, ведь в нашей западной светской культуре успешный человек – это тот, кто умеет впечатлять, влиятельный человек. Он сознательно выдвигает себя вперёд и не стесняется высказывать своё мнение, он тот, кто побеждает, доминирует, сам ведёт в игре. Это человек, который живёт припеваючи и точно когда-нибудь станет президентом компании или кем-то высокопоставленным. Суть всего этого – самореклама и самонадеянность. В борьбе с таким безжалостным натиском нам нужна вся возможная помощь. Сколько бы мы ни произносили великопостную молитву, этого всегда будет недостаточно. / sobor.by/ По материалам oca.org. Фото: cuvantul-ortodox.ro (просмотров 1797) |
Новости разделов: