BEL ENG DEU FRA



Чему нас учит основная молитва Великого поста?

 
  
16 МАРТА 2018 (Пятница) 22:31:59
О смысле молитвы святого Ефрема Сирина рассуждает отец Лоуренс Фэрли, священник Православной церкви в Америке.

Я точно не единственный православный священник, у которого временами прихожане спрашивают про значение великопостной молитвы святого Ефрема Сирина. Она звучит так: "Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков".

Большая часть этой молитвы достаточно проста и понятна, хоть перечисленные в ней идеалы и не так легко достижимы. Идея духа целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви трудна не для разума, а для воли, как и прошение о том, чтобы видеть свои грехи и воздержаться от осуждения других. Вопросы обычно возникают в отношении первого прошения и того, что имеется в виду под "праздностью, унынием, любоначалием и празднословием". Избегать эти грехи достаточно трудно, но прежде всего нам надо понять, против каких грехов мы боремся. Праздность – или лень, как нам более привычно её называть – это достаточно простое для понимания явление, как и грехи любоначалия и празднословия. У всех нас бывает искушение сидеть без дела и смотреть телевизор, когда нам следовало бы молиться или работать, а также искушение присваивать себе контроль над тем, что нам на самом деле не принадлежит. И, конечно, каждый из нас слишком хорошо знаком с искушением празднословия вне зависимости от характера беседы, будь то сплетня, нытьё или жалобы на что-то. Но меня часто спрашивают, как понимать уныние. Это понятие ассоциируется с депрессией и мыслями о самоубийстве, что конечно же является проблемой. Но почему его упоминают наряду с такими рутинными грехами, как лень, жажда контролировать и болтать без умолку? Естественно, такое уныние, к счастью, встречается намного реже, чем эти обыденные грехи.

В греческой версии великопостной молитвы на месте слова уныние стоит periergia. Это слово происходит от слов peri (вокруг или над) и ergia (поступок или делать). Греческий словарь Лиделла-Скотта определяет его как "чрезмерная тщательность во всём" и "назойливость, навязчивость". Электронная версия Оксфордского словаря предлагает такой вариант: "В основном ритор.: использование слишком усложнённого или возвышенного стиля речи для обсуждения мелочей; помпезная или нарочитая речь". Словарь прослеживает связь этого слова с классическим латинским термином periergia – чрезмерно усложнённый риторический стиль (Квинтиллиан) и с эллинистическим термином periergias, который уже в Древней Греции понимался как "несерьёзность, ненужное расспрашивание, любопытство, что-то чрезмерное, излишне усложнённое". Это особенно относилось к риторическому стилю, а также переводилось как "ненужные старания".

Сложив всё это вместе, мы получаем желание выделиться, покритиковать и впечатлить людей, пытаясь вставить слово при обсуждении вещей, которые совершенно нас не касаются. Это больше подходит к другим грехам, о которых идёт речь в молитве, и встречается намного чаще, чем грех уныния. Нас часто искушают приступы лени, жажды всё контролировать и желания говорить, когда мы должны слушать. Искушение выделиться и показать, как мы умны, а также соблазн выигрывать в спорах часто встречаются наряду с такими грехами.

Все эти грехи объединяет неспособность ограничить себя, желание перестать сдерживаться. Я перестаю сдерживаться, когда сижу сложа руки вместо того, чтобы работать, или когда сижу в Интернете вместо того, чтобы молиться (грех праздности). У меня не получается себя ограничить, когда я изо всех сил пытаюсь сделать так, чтобы всё было по-моему, вместо того чтобы заниматься своими делами и принимать всё как должно (грех любоначалия). У меня не получается себя ограничить, когда я ною, жалуюсь, осуждаю или как-либо ещё высказываюсь насчёт того, что меня не касается (грех празднословия). И ещё у меня не получается себя ограничить, когда я поддаюсь соблазну доминировать в разговоре, побеждать в каждом споре, и вообще всячески показывать миру, как я исключительно умён (грех periergia, который, возможно, можно перевести как хвастовство). В борьбе с такими грехами молитва св. Ефрема рекомендует сдержанность – альтернативный путь, связанный с молчанием и терпением, сдерживанием желания добиваться, побеждать, доминировать и впечатлять. Иногда лучшее, что вы можете сказать – это ничего не говорить.

В православной литургической традиции великопостная молитва св. Ефрема Сирина читается много раз. Обычно при её чтении делаются земные и поясные поклоны, так что тело участвует в молитве наравне с душой. Повторять эту молитву полезно, ведь в нашей западной светской культуре успешный человек – это тот, кто умеет впечатлять, влиятельный человек. Он сознательно выдвигает себя вперёд и не стесняется высказывать своё мнение, он тот, кто побеждает, доминирует, сам ведёт в игре. Это человек, который живёт припеваючи и точно когда-нибудь станет президентом компании или кем-то высокопоставленным.

Суть всего этого – самореклама и самонадеянность. В борьбе с таким безжалостным натиском нам нужна вся возможная помощь. Сколько бы мы ни произносили великопостную молитву, этого всегда будет недостаточно.

/ sobor.by/ По материалам oca.org. Фото: cuvantul-ortodox.ro

(просмотров 1772)





Новости разделов:

Православие в мире

15 НОЯБРЯ 2023
Праведная Ольга О’Майкл станет первой канонизированной православной святой женщиной Северной Америки
12 ИЮЛЯ 2023
В Сербии в доме после пожара икона осталась невредимой
11 МАЯ 2023
Зверковская обитель на родине мученика младенца Гавриила в нынешнем году празднует 30-летие
1 МАЯ 2023
Православие в мире: Чудотворные иконы Богородицы на горе Афон
5 ОКТЯБРЯ 2022
Вручены награды, которые носят имя уроженца Туровской земли – князя Константина Острожского
30 СЕНТЯБРЯ 2022
Православные Польши благодарны Митрополиту Филарету за главное событие церковной жизни начала 90-х
17 АПРЕЛЯ 2022
Международный конкурс православной фотографии приглашает к участию
13 АПРЕЛЯ 2022
Благовещенский монастырь Супрасля отпраздновал первый престольный праздник после освящения собора
3 МАРТА 2022
Обращение Митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в связи с ситуацией в Украине
24 ФЕВРАЛЯ 2022
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла к архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
3 ФЕВРАЛЯ 2022
Сербский монастырь Святой Троицы просит помощи в восстановлении после пожара
28 ИЮЛЯ 2021
350 тысяч верующих прошли крестным ходом по улицам Киева
  Просвещение

28 МАЯ 2024
Социальные мастерские прихода встретили воспитанников ЦКРОиР г. Полоцка
28 МАРТА 2024
Учащиеся 43 гимназии г.Минска посетили приход иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
15 МАРТА 2024
Руководитель Социальных мастерских приняла участие в работе Всероссийского научно-практического семинара
28 НОЯБРЯ 2023
Стартовал республиканский конкурс «Молодежь Беларуси за жизнь, нравственность и семейные ценности»
9 ОКТЯБРЯ 2022
Стартовал конкурс на присуждение стипендии имени митрополита Филарета (Вахромеева)
9 ИЮЛЯ 2022
Занятия Летнего библейского института пройдут в Минской духовной семинарии в августе
27 ИЮНЯ 2022
В Минском духовном училище состоялся выпускной акт
6 ИЮНЯ 2022
Минская духовная семинария приглашает на занятия Летнего богословского института
6 ИЮНЯ 2022
Летняя православная школа приглашает детей из Бобруйской епархии
20 АПРЕЛЯ 2022
Просветительский центр Фонда Евфросинии Полоцкой приглашает на цикл лекций «Три ветви христианства: чем они отличаются друг от друга?»
15 МАРТА 2022
Начался прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу»
14 МАРТА 2022
Цикл лекций «Историческая география Беларуси» пройдет в Минске
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.