Что для меня Пасха? Минские священники поделились своим восприятием главного христианского праздника
30 АПРЕЛЯ 2016 (Суббота) 19:50:46 Мы все любим Пасху, любим её по-разному: для кого-то большую роль играет внешнее – красочное богослужение и освящение праздничной трапезы, а кто-то со временем начинает всё больше постигать настоящий смысл Воскресения Христова в жизни человечества и в своей судьбе. Так или иначе, этот праздник объединяет всех нас.В канун Светлой Пасхи мы попросили минских священников рассказать о своём восприятии этого дня. Иерей Иоанн Ковалёв, настоятель прихода храма Архангела Михаила в д. Новый Двор Минского района, клирик Свято-Петро-Павловского собора г. Минска: Что для меня Пасха? Этот вопрос мне задали первый раз примерно в 10-11 классе. Тогда как раз начинались 1990-е годы, когда люди потянулись к Церкви. И, так как знали, что я из семьи священника, меня попросили перед сверстниками высказаться. Честно сказать, когда задали этот вопрос, я растерялся и впервые, может быть, задумался, чем же для меня является Пасха. Здесь можно отделаться общими фразами: Пасха – праздник Воскресения Христова, спасения человечества, затем можно перейти и на бытовой уровень, рассказать о куличах, яйцах… Но это, конечно, внешние проявления, ответить на этот вопрос тяжелее. Я могу сказать, что мне и сейчас сложно сказать, что для меня Пасха. Сложно потому, что это вопрос одного уровня с вопросами "действительно ли ты любишь?", "что для тебя вера?". Правильный ответ на эти вопросы будет затрагивать что-то глубинное в душе. Это вопрос бытийного, онтологического характера, потому что Воскресение Христово – это центр нашей христианской веры. С Воскресения Христова начинается Новый Завет, и с Воскресением что-то меняется не только на уровне учительства или морали, но и на уровне бытия, потому что Христос является своим ученикам в новом, воскресшем облике. Ответ на вопрос о Пасхе связан с тем, как мы шли к этому дню и как готовились к нему. Я уже не раз замечал, что очень важно сразу, когда мы вступаем в Великий пост или готовимся к нему, себя настроить на него. Если говорить о Пасхе, то это, конечно, праздников праздник. Телесный праздник устроить несложно, но этого недостаточно. Зачастую бывает, что мы ждём праздника, он наступает. Но вот ещё не закончилась Светлая седмица, а радость уже начинает теряться – да, была служба, поздравляли, но никаких глубинных чувств это не затронуло. Ответ здесь кроется именно в контексте Великого поста, ожидания и встречи Пасхи. Для меня это – один из важнейших элементов праздника. Ответить на вопрос о празднике Воскресения будет проще в тот момент, когда он наступит. Не всегда получается выполнять те цели, которые на время поста ставит перед нами Церковь. Может оказаться, что пост прошёл, а мы к радости Пасхи и не готовы. Расслабленность и лень мешают нам, не дают прикоснуться к этой полноте света. Для меня Пасха – это, конечно, радость. Радость, торжество веры, торжество того, к чему нас допускает Господь. Проходя путь Страстной седмицы, ты погружаешься в эту обстановку, сопереживаешь Христу и радуешься Его Воскресению вместе с Его учениками. Я вижу смысл Пасхи в том, что мы пытаемся пережить опыт истинного Воскресения Христова. Если удаётся почувствовать эту радость, то задача стоит её сохранить и утвердиться в ней. Иерей Александр Кухта, клирик прихода храма святителя Димитрия Ростовского п. Михановичи Минского района: У меня двоякое восприятие Пасхи. С одной стороны, это восприятие Пасхи до и после праздника, и с другой стороны – восприятие во время самого праздника. До и после я делюсь на два себя. Первый я – это я, который думает о Пасхе, понимает, что это большой праздник и центр нашего спасения. Он понимает, что без Пасхи всё не имеет смысла и знает, что если бы не было Пасхи, то он бы не говорил сейчас с вами. Но беда в том, что разумом он это понимает, но сердце своё привести к этому не всегда может. Происходят какие-то мелкие жизненные дрязги, которые отвлекают от главного, и получается ерунда. Второй я оказывается просто погрязшим в бытовухе, в такой ситуации, где просто не до Пасхи, хотя это неправильно. И второе понимание Пасхи – это её восприятие в процессе самого праздника. Там обычно случается что-то необычное, что-то очень странное. Я помню прошлую Пасху, когда я по традиции читал слово Иоанна Златоуста. Мой голос срывался, чего обычно не бывает, от осознания и от чувства важности момента. Почему-то сам день Пасхи, момент пасхальной ночи и пасхальной радости переживается крайне остро, с отключенным разумом и обострёнными чувствами, как-то очень необычно и по-живому, так что потом повторить почти бывает невозможно. Почему – я не знаю, для меня самого это загадка. Разгадать её я не пытаюсь, но ощущать пасхальную радость – это всегда здорово. Протоиерей Олег Шульгин, клирик прихода храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" : Для меня Пасха – это то же самое, что и для всех. Это великая радость и надежда на наше будущее воскресение и вечное пребывание в радости с Господом в вечной жизни. Пасха – самый великий и радостный праздник для любого христианина. Поэтому на Пасху у нас всегда должно быть радостное настроение, которое готовится Церковью в течение всего Великого поста. Первые 40 дней Великого поста мы очищаем душу свою от греховных страстей с помощью Божественной благодати, прибегая к церковным молитвам и Таинствам. Когда наступает Вербное воскресенье со своим предпраздненственным днём Лазаревой субботой, то тогда мы уже откладываем покаяние и стараемся плоды нашего покаяния принести Господу. Эти плоды – вера, надежда и любовь. И вот с верой и любовью мы приступаем к прохождению последних дней Великого поста – дней Страстной седмицы. Мы входим вместе с Господом в Иерусалим, мы вместе с Господом посещаем Иерусалимский храм в первые 2 дня Страстной седмицы, когда мы слушаем всё Евангелие. Чтение Евангелия продолжается и в среду, хотя мы знаем, что в среду Господь был уже в Вифании, где женщина помазала Его ноги миром, что послужило соблазном для Иуды Искариота и подтолкнуло его скорее предать Христа, чтобы получить свои 30 сребреников. Но, чтобы не перегружать богослужение первых 2 дней Страстной седмицы, Церковь полагает чтение всего Евангелия в первые 3 дня этой седмицы, помня о том, что всё происходило в течение 2 дней. В Великую среду мы вспоминаем помазание миром Спасителя, совершённое в доме святого Лазаря в Вифании, а также предательство Иуды Искариота, и просим Господа, чтобы нам не последовать вслед за Иудой Искариотом, а всегда оставаться со Христом и служить Ему, как та женщина, которая помазала ноги Его миром. И Господь повелел, чтобы её поступок, этот подвиг любви – ведь миро тогда стоило очень дорого и она могла вложить в него всё своё состояние – вспоминался нами каждый год в Великую среду Страстной седмицы. Богослужения Великой пятницы и Великой субботы также готовят нас к грядущему Воскресению Христову. Если мы по возможности бываем на этих богослужениях, ради посещения которых некоторые люди берут даже отпуска, то тогда пасхальный крестный ход мы совершаем с радостным настроением. Когда мы впервые слышим песнопение "Христос воскресе из мертвых" перед закрытыми дверями храма, то тогда и в нашей душе отзывается это песнопение и мы вслед за клириками также радостно воспеваем "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав! " Церковь полагает Пасху праздновать 39 дней, до самого праздника Вознесения. И все эти дни мы приветствуем друг друга пасхальным приветствием "Христос воскресе!" и отвечаем "Воистину воскресе!". Церковь это сделала для того, чтобы мы могли подольше насладиться этим великим и радостным праздником, для того, чтобы эта пасхальная радость всегда хранилась в нашем сердце – не только в этот год, но и всю жизнь. / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик (просмотров 3905) |
Новости разделов: