Что ждет египетских христиан?
16 АВГУСТА 2013 (Пятница) 15:38:32 Сэмюэл Тадрос – научный сотрудник Центра Свободы Вероисповедания Института Хадсона, автор новой книги «Потерянное отечество: египтяне и копты в поисках современного пути развития», урожденный египтянин, чья семья активно участвовала в возрождении коптской веры, отвечает на вопросы корреспондента National Review Online.Кэтрин Джин Лопез: О чем Вы думаете, когда наблюдаете за политическими волнениями, прокатившимися по Египту в последние дни? Сэмюэл Тадрос: Конечно же, я воспринимаю всё это как свою личную беду, я испытываю гнев, печаль, страх и чувство разочарования. В Египте остались все мои друзья и почти вся моя семья, за исключением жены и дочери. Поэтому я беспокоюсь за них, но меня страшит и то, к чему сейчас движется Египет. Лопез: От нападений страдают не только протестующие и журналисты, но и церкви. Что происходит с коптскими христианами? Тадрос: У коптов сейчас очень тяжелые времена. Им приходится особенно тяжело в деревнях на юге страны, где местные жители их ненавидят уже десятилетиями. Даже перед смещением бывшего президента Мурси его последователям было свойственно, когда они устраивали демонстрации, вести себя вызывающе в районах, населенных преимущественно христианами: кричать оскорбительные лозунги и писать проклятия на стенах храмов. Бывает, что на это накладывается напряженность в каком-либо регионе, что ведет к погромам вроде недавнего происшествия в деревне недалеко от Луксора. Как оказалось, египетская полиция не способна остановить погромы и защитить христиан, да она особо и не хочет это делать. Лопез: Кто такие христиане-копты и почему их так ненавидят? Тадрос: Слово «копт» происходит от греческого названия страны Египет, которое, в свою очередь, происходит от древнего самоназвания Египта времен фараонов, поэтому можно сказать, что копты – это египетские христиане. Храм в Александрии в ранние века христианства был одним из столпов христианского мира. Монашество было рождено именно в Египте, стараниями святого Антония, и египетские отцы церкви святой Афанасий Великий и святой Кирилл Александрийский сформировали идею праведной христианской жизни. Коптская церковь не согласилась с решениями IV Вселенского собора касательно двух природ Христа и с тех пор была отделена от всего христианского мира. Она принадлежит к древним христианским церквям, среди которых также Армянская апостольская церковь, Сирийская православная церковь и Эфиопская церковь. Во время исламского правления в Египте коптам жилось плохо. За несколько столетий их количество сильно упало. Копты имели статус «зимми» (немусульманского населения), что означало для них подвергание различным формам дискриминации. С тех пор большая часть официальных ограничений против коптов была снята, но на деле коптов по-прежнему не уважают. Исламисты продолжают смотреть неодобрительно на все попытки египетских христиан получить равноправие, представляя это как угрозу превосходству мусульман в стране. Даже либералы были против коптов, поскольку копты казались им препятствием развитию египетского национализма. Лопез: Помимо проблемы соблюдения прав человека, почему копты так важны для истории Египта? Тадрос: Они не являются обычным национальным меньшинством. Они живут в Египте больше двух тысяч лет и внесли огромный вклад в развитие страны. Нельзя не вспомнить, например, таких великих ученых, как Луи Авад и Салама Муса, а также таких политиков, как Макрам Эбеид и Бутрос Бутрос-Гали. Лопез: Пытались ли вы говорить об этом с представителями движения «Братья-мусульмане»? Тадрос: Лично – нет. Можете назвать меня скептиком, но я не верю в возможность трансформации этого движения. В сердце их мировоззрения – нелюбовь к христианам. Когда Хасан Эль-Банна в 1928 году основал движение «Братья мусульмане», одним из основных его намерений было желание бороться с иностранными миссионерами. Теперь их ненависть направлена против коптов. Лопез: Есть ли надежда на будущее для коптов? Тадрос: Это трудный вопрос. Чтобы ответить на него, нужно обратиться к Средним векам и истории жизни коптов во время исламского правления. Та ситуация выглядит весьма угнетающе, ведь церковь тогда была в глубоком упадке, но нельзя не отметить и стойкость тогдашних христиан. Вспомните, ведь из всех крупных центров христианства в Северной Африке только Александрия существует до сих пор. Церковь в Александрии много раз пытались уничтожить, но она существует до сих пор. В последние 50 лет Коптская церковь пережила настоящее возрождение, она процветает и за пределами Египта. Кэтрин Джин Лопез / sobor.by/ nationalreview.com Перевод Надежды Филипчик (просмотров 7382) |
Новости разделов: