Что мы празднуем 19 января? Беседа о празднике Крещения с отцом Владиславом Богомольниковым
19 ЯНВАРЯ 2016 (Вторник) 21:28:13 19 января Православные Церкви, которые живут по юлианскому календарю, отмечают праздник Крещения Господня. Многие из нас уже не в первый раз встречают этот праздник, участвуют в богослужении, набирают святую крещенскую воду, кто-то, возможно, захочет окунуться в прорубь… Но всё ли мы знаем о таком, казалось бы, привычном нам празднике?На самые важные вопросы о дне Крещения Господня в интервью порталу Sobor.by согласился ответить клирик минского Богоявленского прихода и заведующий Церковно-историческим музеем Белорусской Православной Церкви иерей Владислав Богомольников. В чём богословский и духовный смысл праздника Крещения Господня? В чём значение того события, которое произошло почти 2 тысячи лет назад на реке Иордан и которое мы вспоминаем 19 января? Раскрытие смысла – процесс, который во многом зависит от особенностей, опыта и потребностей вовлечённого в этот процесс человека. Мы будто читаем текст с помощью линзы, и линза то и дело увеличивает нужный нам фрагмент, отодвигая на задний план всё остальные. Поэтому часто приходится наблюдать, что христианские авторы сосредотачивают внимание на каком-то определённом аспекте, как бы игнорируя другие. Прямой исторический смысл Крещения заключается в том, что мало кому тогда известный Иисус из Назарета пришёл к Иоанну, прославленному в народе проповеднику покаяния, и получил свидетельство: вот, пришёл Мессия. Нравственная сторона этой истории также важна, хоть и менее заметна. Дело в том, что обычай омовения с исповеданием грехов не был чем-то новым для жителей Палестины. И ранее так поступали прозелиты, то есть язычники, собиравшиеся принять иудаизм. По этой причине люди, считавшие себя праведниками, видели в этом обычае что-то унизительное. Спаситель, как мы видим, так не считал. С точки зрения богословия важны следующие моменты: Господь крестился, подтвердив тем самым Свою человеческую природу, но не остался в воде для исповедания грехов, что говорит об их отсутствии. Кроме того, в ходе описываемых событий одновременно проявляются все три Божественные Ипостаси, и это даёт возможность говорить о Богоявлении как о явлении Святой Троицы. Мистический или таинственный смысл связан с развитым впоследствии учением об освящении материи: запредельный Бог воздействует на человека при помощи привычных вещей, сама материя не инородна Божиему миру, но и ей отводится роль в деле исцеления всего сотворённого. Духовный смысл праздника – в том, чтобы реальность "там и тогда" перевести в "здесь и сейчас". События двухтысячелетней давности обретают свою завершённость для конкретного человека, если он приобщается к ним осознанно и свободно. Тогда праздник, как и любое другое событие, может стать толчком к деятельности, к преображению себя и своей жизни. Насколько древним является этот праздник? Ранние христиане упоминаний о подобном празднике не оставили. Возможно, у них просто не было обычая ежегодных празднований, потому что евангельские события оставались в памяти очевидцев и их учеников, а пришествие Христа во славе ожидалось с недели на наделю. Зато противники христиан, египетские гностики-василидиане, по-своему стали отмечать Крещение ещё в первой половине II века. Интересно то, что мандеи – одна из двух групп гностиков, сохранившихся до нашего времени – также придают большое значение практике омовения, сохраняют обычай крещения мёртвых и даже претендуют на преемство от учеников Иоанна Крестителя. Первые письменные свидетельства о праздновании Богоявления или Просвещения в среде христиан относятся к концу II века, а к началу IV века праздник уже был достаточно широко распространён. В те времена он состоял из воспоминания целой цепочки событий в земной жизни Спасителя: Рождество, поклонение волхвов, Крещение в Иордане, чудо в Кане Галилейской, чудо насыщения пятью хлебами. В течение IV-VI веков всё больше распространяется обычай праздновать эти события не вместе, а по отдельности. На сегодня в христианском мире существует следующая разница в литургическом употреблении термина: православные обычно называют Богоявлением праздник Крещения Господня, католики – поклонение волхвов, а дохалкидониты (из их числа белорусам лучше всего известны армянские христиане) – объединённый праздник Рождества и Крещения. Расскажите, пожалуйста, про чин великого освящения воды на праздник Крещения. Чем вода, освящённая в этот день, отличается от воды, освящённой в любой другой день года? Обычай освящения воды появился довольно рано, письменные свидетельства о его существовании можно найти уже во II веке, но все они недостаточно подробны. Чин великого освящения воды складывался в Иерусалимской Церкви в течение IV-VII веков и изначально был связан с обычаем крещения оглашённых, приуроченного к празднику Богоявления. Он отличается особой торжественностью и по своей структуре соотносится с воспоминанием событий Крещения Господня. Со временем крестить людей в праздник Богоявления перестали, но и сегодня в сокращённом виде великое освящение воды совершается при каждом крещении человека в храме. Конечно, вода из крещальной купели ни для чего другого уже больше не используется. В прочие дни года вода освящается на водосвятных молебнах малым чином освящения, который в привычном нам виде сложился примерно к XI веку. В древности существовало два способа освящения воды: освящение посредством обращения к Богу в молитве и освящение через прикосновение к святыне. Первый способ по преимуществу отображён в чине великого водоосвящения, второй – в чине малого. Соответственно, не стоит пытаться установить градацию в степени святости самой воды, но сфера употребления крещенской воды традиционно шире. Например, именно её принято использовать при освящении Мира и антиминсов, вместе с антидором её принимают люди, которые не причащаются. Известно, что чин великого освящения воды на Крещение проходит дважды: в конце литургии 18 числа и после литургии 19. В народе даже иногда разделяют воду на крещенскую и богоявленскую. Скажите, есть ли такое различие, и почему вода освящается два раза? Чин освящения воды в сочельник и в сам день праздника абсолютно одинаков. Изначально воду на праздник освящали только один раз, но в Иерусалимской Церкви это делали в ночь праздника, а в Константинопольской и Антиохийской – в Навечерие. С XI века на Востоке начинают объединять две традиции, и в XIV веке с приходом на Русь Иерусалимского Устава у нас тоже закрепляется обычай освящать воду на Богоявление дважды. В середине XVII века патриарх Никон пытался вернуться к традиции единократного освящения, но уже при его преемнике практика двукратного освящения утвердилась окончательно. Существует много традиций, связанных с крещенской водой. Иногда приходится слышать мнения, что эта вода исцеляет от всех болезней, дарует оставление грехов и т.д. В чём на самом деле смысл употребления крещенской воды? В целях врачевания освящённую воду употребляли уже в глубокой древности, а связь воды с оставлением грехов навеяна, судя по всему, крещальными молитвами. И всё же представление о том, что сама вода исцеляет и дарует прощение – расхожее мнение в среде, скорее, нецерковной. Для христианина вода не является причиной исцеления, но и исцеление, и избавление от грехов, и желание освятить воду – всё это следствия церковной жизни, усилий, направленных на изменение себя и мира в обращении к Богу. Смысл употребления воды тот же, что и смысл всякого Таинства – приобщение благодати на пути к обожению. Христианин стремится освящать всё вокруг себя, но не ищет от святынь гарантированной помощи. Как правильно употреблять крещенскую воду? Сегодня самое, наверное, важное - набрать воды так, чтобы никого при этом не обидеть и сохранить внутренний мир. За водой в храм часто приходят люди, которые считают, что воду нужно получить побыстрее и взять побольше. Но правильное отношение ко всему происходящему начинается именно с этого. Достаточно принести из храма немного воды и разбавить её дома до нужного количества. В сам день Крещения водой окропляют жилище. Вопреки распространённому мнению, крещенскую воду можно пить не только до еды, но в любое время при болезни или ввиду других сложных жизненных обстоятельств. Ещё принято считать, что крещенская вода не должна портиться. Конечно, обнаружив, что вода испортилась, люди начинают переживать. Несмотря на древность и авторитетность данной традиции, следует всё же признать: неизвестно, является ли это специфическим свойством освящённой воды. Есть свидетельства и о вполне обычной воде, которая сохраняется по нескольку лет. Поэтому будет хорошо поместить воду в чистую ёмкость и использовать на протяжении одного года, до следующего праздника. Если вода испортилась, её можно вылить в чистое место, где редко ходят люди. Как относиться к мнению, что в праздник Крещения освящается вообще вся вода в мире, а не только вода, освящаемая в храме? Зачем в таком случае обращаться за крещенской водой в храм? Есть такое мнение, и есть множество недоумений, порождённых им. Вплоть до шутки: зачем куда-то идти, если я и сам на 60% состою из воды? Идея взята из стихиры праздника "Днесь вод освящается естество", принадлежащей святителю Софронию Иерусалимскому (VII век). В переводе на русский этот текст звучит примерно так: "Сегодня освящается природа вод, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым". Сказанное, судя по всему, относится ко времени воспоминаемого события, а не к его ежегодному празднованию. Из этого скорее следует, что Господь раз и навсегда освятил стихию воды, очистил её для использования в сакральных целях. Древние христиане не мыслили себя без общины, а события церковной жизни – без момента приобщения к ним. Поэтому воду в этот день берут именно там, где её освящают. Крещенский сочельник, как и весь период Святых дней от Рождества Христова до Крещения, в народе издавна считался самым подходящим временем для гаданий. Возможно, было бы уместно напомнить нашим читателям, как Православная Церковь относится к гаданиям. Отношение в Церкви к гаданию всегда было негативным, древние каноны предусматривают отлучение от причастия на шесть лет по отношению к самим гадателям и к тем, кто пользуется их услугами. Сейчас мотивы для гадания у людей другие, это всё больше становится способом развлечения, но согласитесь: зачем в век фобий искать для себя неконтролируемый источник беспокойства? Неотъемлемый элемент празднования Крещения Господня – это купание в проруби. С ним, как и с крещенской водой, также связано немало поверий. Люди считают, что во время такого купания им прощаются грехи, исцеляются все болезни, что за это окунание в прорубь они получат какую-то награду от Господа и т.д. Так как же всё-таки относиться к этой традиции? Традиция купаться в день Крещения пришла с Востока, но закрепилась она не так давно. До революции Церковь чаще всего выступала против этого обычая в наших широтах, связывая его с народными суевериями. Окунание в крещенскую воду воспринималось людьми в качестве своего рода оберега, при этом зачастую сопровождалось распитием спиртного. Конечно, нет запрета на купание зимой для сознательного христианина, если здоровье позволяет это делать. Но очень важно, чтобы в таком случае к купанию не принуждали детей, ссылаясь на старинный русский обычай. Многих людей смущают обстоятельства, при которых сейчас проходят массовые крещенские купания. Всё начинается вроде бы благочестиво, священник освящает воду в купели, но затем в очереди к проруби появляется всё больше и больше нетрезвых людей, людей нецерковных, тех, кто просто ищет для себя экстрим… Действительно, так оно и есть. Ведь для того, чтобы понять, сколько человек приходит в храм осознанно, нужно для этого зайти в храм не в праздник, а в обычный день, допустим, в обычное воскресенье. Соответственно, если мы видим, что храмы у нас переполнены во время праздников, это значит, что они переполнены за счёт людей, которые редко ходят в храм. Значит, у них какие-то свои причины для участия в крещенских купаниях. Кто-то руководствуется тем, чтобы отдать дань традиции. Особым почитанием пользуются праздники, где что-то освящается. Если в храме освящают, например, веточки, воду или яблоки, мы сразу видим, что люди стремятся поскорее принять в этом участие. Потому, конечно, люди считают, что можно искупаться и на праздник Богоявления. / sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик Информация для тех, кто хочет помочь строящемуся приходу Богоявления (просмотров 6517) |
Новости разделов: