BEL ENG DEU FRA



Что мы празднуем 19 января? Беседа о празднике Крещения с отцом Владиславом Богомольниковым

  
19 ЯНВАРЯ 2016 (Вторник) 21:28:13
19 января Православные Церкви, которые живут по юлианскому календарю, отмечают праздник Крещения Господня. Многие из нас уже не в первый раз встречают этот праздник, участвуют в богослужении, набирают святую крещенскую воду, кто-то, возможно, захочет окунуться в прорубь… Но всё ли мы знаем о таком, казалось бы, привычном нам празднике?

На самые важные вопросы о дне Крещения Господня в интервью порталу Sobor.by согласился ответить клирик минского Богоявленского прихода и заведующий Церковно-историческим музеем Белорусской Православной Церкви иерей Владислав Богомольников.

В чём богословский и духовный смысл праздника Крещения Господня? В чём значение того события, которое произошло почти 2 тысячи лет назад на реке Иордан и которое мы вспоминаем 19 января?

Раскрытие смысла – процесс, который во многом зависит от особенностей, опыта и потребностей вовлечённого в этот процесс человека. Мы будто читаем текст с помощью линзы, и линза то и дело увеличивает нужный нам фрагмент, отодвигая на задний план всё остальные. Поэтому часто приходится наблюдать, что христианские авторы сосредотачивают внимание на каком-то определённом аспекте, как бы игнорируя другие.

Прямой исторический смысл Крещения заключается в том, что мало кому тогда известный Иисус из Назарета пришёл к Иоанну, прославленному в народе проповеднику покаяния, и получил свидетельство: вот, пришёл Мессия.

Нравственная сторона этой истории также важна, хоть и менее заметна. Дело в том, что обычай омовения с исповеданием грехов не был чем-то новым для жителей Палестины. И ранее так поступали прозелиты, то есть язычники, собиравшиеся принять иудаизм. По этой причине люди, считавшие себя праведниками, видели в этом обычае что-то унизительное. Спаситель, как мы видим, так не считал.

С точки зрения богословия важны следующие моменты: Господь крестился, подтвердив тем самым Свою человеческую природу, но не остался в воде для исповедания грехов, что говорит об их отсутствии. Кроме того, в ходе описываемых событий одновременно проявляются все три Божественные Ипостаси, и это даёт возможность говорить о Богоявлении как о явлении Святой Троицы.

Мистический или таинственный смысл связан с развитым впоследствии учением об освящении материи: запредельный Бог воздействует на человека при помощи привычных вещей, сама материя не инородна Божиему миру, но и ей отводится роль в деле исцеления всего сотворённого.

Духовный смысл праздника – в том, чтобы реальность "там и тогда" перевести в "здесь и сейчас". События двухтысячелетней давности обретают свою завершённость для конкретного человека, если он приобщается к ним осознанно и свободно. Тогда праздник, как и любое другое событие, может стать толчком к деятельности, к преображению себя и своей жизни.

Насколько древним является этот праздник?

Ранние христиане упоминаний о подобном празднике не оставили. Возможно, у них просто не было обычая ежегодных празднований, потому что евангельские события оставались в памяти очевидцев и их учеников, а пришествие Христа во славе ожидалось с недели на наделю.

Зато противники христиан, египетские гностики-василидиане, по-своему стали отмечать Крещение ещё в первой половине II века. Интересно то, что мандеи – одна из двух групп гностиков, сохранившихся до нашего времени – также придают большое значение практике омовения, сохраняют обычай крещения мёртвых и даже претендуют на преемство от учеников Иоанна Крестителя.

Первые письменные свидетельства о праздновании Богоявления или Просвещения в среде христиан относятся к концу II века, а к началу IV века праздник уже был достаточно широко распространён. В те времена он состоял из воспоминания целой цепочки событий в земной жизни Спасителя: Рождество, поклонение волхвов, Крещение в Иордане, чудо в Кане Галилейской, чудо насыщения пятью хлебами. В течение IV-VI веков всё больше распространяется обычай праздновать эти события не вместе, а по отдельности.

На сегодня в христианском мире существует следующая разница в литургическом употреблении термина: православные обычно называют Богоявлением праздник Крещения Господня, католики – поклонение волхвов, а дохалкидониты (из их числа белорусам лучше всего известны армянские христиане) – объединённый праздник Рождества и Крещения.

Расскажите, пожалуйста, про чин великого освящения воды на праздник Крещения. Чем вода, освящённая в этот день, отличается от воды, освящённой в любой другой день года?

Обычай освящения воды появился довольно рано, письменные свидетельства о его существовании можно найти уже во II веке, но все они недостаточно подробны.

Чин великого освящения воды складывался в Иерусалимской Церкви в течение IV-VII веков и изначально был связан с обычаем крещения оглашённых, приуроченного к празднику Богоявления. Он отличается особой торжественностью и по своей структуре соотносится с воспоминанием событий Крещения Господня. Со временем крестить людей в праздник Богоявления перестали, но и сегодня в сокращённом виде великое освящение воды совершается при каждом крещении человека в храме. Конечно, вода из крещальной купели ни для чего другого уже больше не используется.

В прочие дни года вода освящается на водосвятных молебнах малым чином освящения, который в привычном нам виде сложился примерно к XI веку.

В древности существовало два способа освящения воды: освящение посредством обращения к Богу в молитве и освящение через прикосновение к святыне. Первый способ по преимуществу отображён в чине великого водоосвящения, второй – в чине малого. Соответственно, не стоит пытаться установить градацию в степени святости самой воды, но сфера употребления крещенской воды традиционно шире. Например, именно её принято использовать при освящении Мира и антиминсов, вместе с антидором её принимают люди, которые не причащаются.

Известно, что чин великого освящения воды на Крещение проходит дважды: в конце литургии 18 числа и после литургии 19. В народе даже иногда разделяют воду на крещенскую и богоявленскую. Скажите, есть ли такое различие, и почему вода освящается два раза?

Чин освящения воды в сочельник и в сам день праздника абсолютно одинаков. Изначально воду на праздник освящали только один раз, но в Иерусалимской Церкви это делали в ночь праздника, а в Константинопольской и Антиохийской – в Навечерие. С XI века на Востоке начинают объединять две традиции, и в XIV веке с приходом на Русь Иерусалимского Устава у нас тоже закрепляется обычай освящать воду на Богоявление дважды. В середине XVII века патриарх Никон пытался вернуться к традиции единократного освящения, но уже при его преемнике практика двукратного освящения утвердилась окончательно.

Существует много традиций, связанных с крещенской водой. Иногда приходится слышать мнения, что эта вода исцеляет от всех болезней, дарует оставление грехов и т.д. В чём на самом деле смысл употребления крещенской воды?

В целях врачевания освящённую воду употребляли уже в глубокой древности, а связь воды с оставлением грехов навеяна, судя по всему, крещальными молитвами. И всё же представление о том, что сама вода исцеляет и дарует прощение – расхожее мнение в среде, скорее, нецерковной. Для христианина вода не является причиной исцеления, но и исцеление, и избавление от грехов, и желание освятить воду – всё это следствия церковной жизни, усилий, направленных на изменение себя и мира в обращении к Богу.

Смысл употребления воды тот же, что и смысл всякого Таинства – приобщение благодати на пути к обожению. Христианин стремится освящать всё вокруг себя, но не ищет от святынь гарантированной помощи.

Как правильно употреблять крещенскую воду?

Сегодня самое, наверное, важное - набрать воды так, чтобы никого при этом не обидеть и сохранить внутренний мир. За водой в храм часто приходят люди, которые считают, что воду нужно получить побыстрее и взять побольше. Но правильное отношение ко всему происходящему начинается именно с этого. Достаточно принести из храма немного воды и разбавить её дома до нужного количества.

В сам день Крещения водой окропляют жилище. Вопреки распространённому мнению, крещенскую воду можно пить не только до еды, но в любое время при болезни или ввиду других сложных жизненных обстоятельств.

Ещё принято считать, что крещенская вода не должна портиться. Конечно, обнаружив, что вода испортилась, люди начинают переживать. Несмотря на древность и авторитетность данной традиции, следует всё же признать: неизвестно, является ли это специфическим свойством освящённой воды. Есть свидетельства и о вполне обычной воде, которая сохраняется по нескольку лет. Поэтому будет хорошо поместить воду в чистую ёмкость и использовать на протяжении одного года, до следующего праздника. Если вода испортилась, её можно вылить в чистое место, где редко ходят люди.

Как относиться к мнению, что в праздник Крещения освящается вообще вся вода в мире, а не только вода, освящаемая в храме? Зачем в таком случае обращаться за крещенской водой в храм?

Есть такое мнение, и есть множество недоумений, порождённых им. Вплоть до шутки: зачем куда-то идти, если я и сам на 60% состою из воды?

Идея взята из стихиры праздника "Днесь вод освящается естество", принадлежащей святителю Софронию Иерусалимскому (VII век). В переводе на русский этот текст звучит примерно так: "Сегодня освящается природа вод, и разделяется Иордан, и удерживает течение струй своих, видя Владыку омываемым". Сказанное, судя по всему, относится ко времени воспоминаемого события, а не к его ежегодному празднованию. Из этого скорее следует, что Господь раз и навсегда освятил стихию воды, очистил её для использования в сакральных целях.

Древние христиане не мыслили себя без общины, а события церковной жизни – без момента приобщения к ним. Поэтому воду в этот день берут именно там, где её освящают.

Крещенский сочельник, как и весь период Святых дней от Рождества Христова до Крещения, в народе издавна считался самым подходящим временем для гаданий. Возможно, было бы уместно напомнить нашим читателям, как Православная Церковь относится к гаданиям.

Отношение в Церкви к гаданию всегда было негативным, древние каноны предусматривают отлучение от причастия на шесть лет по отношению к самим гадателям и к тем, кто пользуется их услугами. Сейчас мотивы для гадания у людей другие, это всё больше становится способом развлечения, но согласитесь: зачем в век фобий искать для себя неконтролируемый источник беспокойства?

Неотъемлемый элемент празднования Крещения Господня – это купание в проруби. С ним, как и с крещенской водой, также связано немало поверий. Люди считают, что во время такого купания им прощаются грехи, исцеляются все болезни, что за это окунание в прорубь они получат какую-то награду от Господа и т.д. Так как же всё-таки относиться к этой традиции?

Традиция купаться в день Крещения пришла с Востока, но закрепилась она не так давно. До революции Церковь чаще всего выступала против этого обычая в наших широтах, связывая его с народными суевериями. Окунание в крещенскую воду воспринималось людьми в качестве своего рода оберега, при этом зачастую сопровождалось распитием спиртного.

Конечно, нет запрета на купание зимой для сознательного христианина, если здоровье позволяет это делать. Но очень важно, чтобы в таком случае к купанию не принуждали детей, ссылаясь на старинный русский обычай.

Многих людей смущают обстоятельства, при которых сейчас проходят массовые крещенские купания. Всё начинается вроде бы благочестиво, священник освящает воду в купели, но затем в очереди к проруби появляется всё больше и больше нетрезвых людей, людей нецерковных, тех, кто просто ищет для себя экстрим…

Действительно, так оно и есть. Ведь для того, чтобы понять, сколько человек приходит в храм осознанно, нужно для этого зайти в храм не в праздник, а в обычный день, допустим, в обычное воскресенье. Соответственно, если мы видим, что храмы у нас переполнены во время праздников, это значит, что они переполнены за счёт людей, которые редко ходят в храм. Значит, у них какие-то свои причины для участия в крещенских купаниях. Кто-то руководствуется тем, чтобы отдать дань традиции.

Особым почитанием пользуются праздники, где что-то освящается. Если в храме освящают, например, веточки, воду или яблоки, мы сразу видим, что люди стремятся поскорее принять в этом участие. Потому, конечно, люди считают, что можно искупаться и на праздник Богоявления.

/ sobor.by/ Беседовала Надежда Филипчик

Информация для тех, кто хочет помочь строящемуся приходу Богоявления

(просмотров 6517)





Новости разделов:

Интервью

9 ОКТЯБРЯ 2024
Предлагают стать крестным: согласиться или нет? Отвечает священник нашего храма
2 ОКТЯБРЯ 2024
«С женой и с детьми нужно дружить». Протоиерей Павел Кивович – о самом важном для каждого человека
9 СЕНТЯБРЯ 2024
"Люди хотят любви, но боятся взять на себя ответственность". Клирик прихода иконы "Всех скорбящих Радость" - в программе "Сила веры"
13 ИЮЛЯ 2024
В эфир вышла программа "Існасць" о минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
4 МАЯ 2024
"Все по молитвам дается, только стараться надо". Простыми словами о главном: интервью с мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем
27 АПРЕЛЯ 2024
В программе «Прикосновение к свету» о Лазаревой субботе рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
30 МАРТА 2024
Интервью священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова (2-я часть)
24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
14 МАРТА 2024
26 января в эфир на телеканале "Беларусь 3" вышла программа "СИЛА ВЕРЫ", посвященная знакомству с Минским приходом храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
27 ДЕКАБРЯ 2023
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
22 ДЕКАБРЯ 2023
Интервью светлой памяти протоиерея Сергия Гордуна - в программе "Сила веры" рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
  Церковные праздники

21 НОЯБРЯ 2024
Михайлов день. День Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Церковный календарь : 21 ноября
21 НОЯБРЯ 2024
22 ноября - празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
20 НОЯБРЯ 2024
Преподобного Лазаря Галисийского вспоминает сегодня Церковь
19 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Варлаам Хутынский, Новгородский чудотворец. Церковный календарь: 19 ноября
18 НОЯБРЯ 2024
Святитель Тихон, Патриарх Московский. Церковный календарь: 18 ноября
17 НОЯБРЯ 2024
Преподобный Иоанникий Великий. Церковный календарь: 17 ноября
16 НОЯБРЯ 2024
Обновление (освящение) храма Великомученика Георгия Победоносца в Лидде. Церковный календарь: 16 ноября
15 НОЯБРЯ 2024
Шуйская-Смоленская икона Божией Матери. Церковный календарь: 15 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Бессребреники Косма и Дамиан Азийские (Асийские) и мать их, преподобная Феодотия. Церковный календарь: 14 ноября
14 НОЯБРЯ 2024
Церковь празднует память священномученика Александра Шалая
13 НОЯБРЯ 2024
Апостолы от семидесяти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий, Аристовул. Церковный календарь: 13 ноября
12 НОЯБРЯ 2024
Священномученик Зиновий, епископ Егейский, и сестра его Зиновия. Церковный календарь: 12 ноября
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.