«Дети заставляют уметь жертвовать собой». Беседа о материнстве с матушкой Натальей Логвиновой
14 ОКТЯБРЯ 2016 (Пятница) 11:00:01 В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы и Дня матери мы встретились с матушкой Натальей Логвиновой, регентом Свято-Петро-Павловского собора и супругой протодиакона Максима Логвинова. В интервью Sobor.by матушка Наталья размышляет о сущности материнства и трудностях жизни матушки, а также делится своим опытом воспитания детей в православной вере.Что для Вас материнство? - Наверное, материнство – это смысл женского существования. Это не цель, но, если не выбирать для себя спасение в монастыре, то, конечно, следует выбрать материнство. Оно может проявляться в разных формах. Если женщина бесплодна от природы, а такое бывает, и никакие врачи, современные медицинские достижения не могут ей помочь, то у нее всё равно будет потребность реализовать свою заботу. Она будет заботиться о своем муже или о престарелых родителях, возможно, пойдет работать в детский дом, но, в любом случае, какой-то выход своим душевным качествам матери она обязательно найдет. В последнее время всё популярнее становятся жизненные принципы, согласно которым сначала женщина должна сделать карьеру, а уже потом, если возможно, обзавестись семьей. Как вы к этому относитесь? - На самом деле, мне искренне жаль тех женщин, которые так думают и в это верят. Мне кажется, они несчастны и, наверное, нечестны с самими собой. Им кажется, что всё у них получается, что всё настолько распланировано, что они успеют сделать карьеру и посвятить себя детям, имея при этом достаточно сил для их воспитания. Но, как правило, они просто бегут от своей неустроенности. Может быть, они не сами в этом виноваты, просто обстоятельства так сложились или они были неправильно воспитаны, но всё это не совсем правильно. Бегут от неустроенности или от ответственности? - Может быть, и от ответственности. В наше время, мне кажется, женщине действительно приходится сложнее, чем было раньше, а люди стали более далеки от веры. Даже те люди, кого считают верующими, кто ходит в храм, порой остаются на уровне традиций и обрядов. Им разрешили ходить в храм – они и стали это делать, ведь тут интересные праздники, красивые службы. Но надо пройти очень сложный путь и серьезно об этом задуматься, чтобы это как-то повлияло на их жизнь, сделало их душу лучше. В чем-то женщины страдают из-за мужчин. Я не хочу их обвинять, они и сами становятся жертвами этого порочного круга. Я размышляла на эту тему, думала, кто всё-таки виноват в таком побеге от ответственности. Возможно, виноват мужчина, которому вроде бы не надо уже быть таким ответственным, потому что всё прекрасно и всё делает женщина. А почему женщина это делает? Ей приходится это делать, потому что мужчина перестал быть ответственным. Так повелось с сотворения мира, и трудно сказать, почему женщине приходится слишком много на себя брать, почему кому-то приходится уходить от этой ответственности. Женщина знает, что ей придется обо всем беспокоиться, заботиться, и просто решает, что, может быть, проще быть одной и жить для себя, без мужа и без детей. Но если жить, руководствуясь евангельскими заповедями, руководствуясь христианскими истинами, то, конечно, на первом месте должен быть Господь, потом – муж, и потом – семья. И тогда всё остальное наладится: и сама она, и её жизнь, быт и достаток, её жизненные интересы. Понятно, если только мечтать о том, что всё придет само, то ничего не будет, но если ты всё делаешь правильно, исполняя Божью волю, и в то же время стремишься к тому, что тебе нравится, то полнота всего когда-то наступит. Дети подрастут, денег хватит и на хобби, и на какие-то путешествия. То есть дети не помеха? - Совсем наоборот, дети стимулируют, подсказывают и учат многому. А чему учит материнство? - Материнство помогает развить в себе определенные качества, которые нужны каждой христианке. Дети заставляют уметь жертвовать собой, дети дисциплинируют, заставляют организовывать себя. Родителям также надо организовывать их, организовывать их пространство, жизнь, учебу, и даже если ты к этому не склонен, тебе просто приходится это делать. Опять же, приходится постигать и какие-то кулинарные навыки, особенно если в семье не один ребенок, ведь у каждого свои вкусы и особенности здоровья, например, аллергия. С детьми можно снова проходить школьную программу, слушать современную музыку, чтобы не отставать от них и быть на одной волне. Просто едешь в машине, хочешь послушать радио на белорусской мове – но нет, надо послушать радио "Рокс", узнать, что дети слушают и чем интересуются. Бывает, заметишь у сына новую книжку, тоже берешь тайком и читаешь. Иногда дети бывают более ласковые, чем родители, например, моя младшая более ласковая, чем я сама, и это хороший пример для меня самой. Возможно ли для матери, тем более для многодетной мамы, находить время на себя и на духовную жизнь? - Я думаю, что это возможно, хотя у меня с этим сложно. С утра встаешь, читаешь правило Серафима Саровского – и всё, дальше уже готовишь завтрак. Можно, конечно, лечь костьми и вычитать все утренние и вечерние молитвы, но иногда задумываешься, надо ли это, есть примеры того, как подобный подход может привести к не очень хорошим результатам. Я знаю, например, историю одной мамы, которая тщательно готовится к Причастию и читает с вечера все каноны, а в это время её трое сыновей предоставлены сами себе. Они слышат, как мама что-то бубнит за дверью, они голодные, сопливые и грязные, но зато мама подготовилась к Причастию. Господь, конечно, видит жизнь каждого и знает, что у кого в сердце, знает, кто может со всем справиться, а кто просто мало старается. Что касается чтения духовных книг, то почитать всегда есть возможность. Можно лечь спать пораньше, и, пока дети засыпают, почитать не журнал "Кудесницу", а Игнатия Брянчанинова. Можно ведь посмотреть кино, а можно послушать Осипова, то есть возможность есть всегда. Надо выбирать, но надо и рассуждать, что есть истинная духовность. Можно, конечно, мести полы, забывая про молитву, но, может быть, Господь в раю не спросит, были ли у тебя чистые полы, а спросит, сколько ты молилась с детьми, как ты им объяснила, например, содержание утренних и вечерних молитв. Как следует прививать детям любовь к вере? - Думаю, что воздействовать на детей возможно только до определенного возраста, а именно – лишь тогда, когда ты на руках подносишь ребенка ко Причастию. Наступает момент, когда ребенка уже не принесешь, не приведешь за руку в храм, остается лишь показывать ему пример духовной жизни. Если мама озабочена только тем, чтобы ребенок причащался каждую неделю, а сама не причащается или ребенок не видит того, что она причащается, наступит момент, когда он не будет причащаться. Если заставлять ребенка молиться утром и вечером, а самому не находить на это возможность, маловероятно, что у ребенка появится любовь к молитве. Он может повзрослеть и всё переосмыслить, заставить себя молиться, но родитель его заставить не сможет. Есть исключения, но катехизировать детей, привести их в храм можно только своим примером. Каково быть матушкой? - Я себя не считаю матушкой, для меня матушка – это попадья, жена священника. Мой муж дьякон, это немного другой род деятельности. Но я видела жизнь моей мамы. Она была не просто супругой соборного батюшки, она и на приходах с ним поездила, была матушкой и в деревне, и в одном отдаленном городке. Матушка – то же самое, что жена военного, ты осознаешь, что ты себе принадлежишь ещё меньше, чем жена светского человека. По большому счету, матушка, конечно, должна быть идеалом. Порой и карьера страдает, и работать нет возможности из-за того, что священническое служение супруга требует от матушки полного внимания и полной поддержки. Работа с прихожанами, приходская жизнь тоже забирает много сил, терпения. Священники и их семьи – люди, сделанные из того же теста, что и остальные, но они совсем другие, иные. В каком смысле иные? - Как в книгах Лукьяненко (романы "Ночной дозор" и "Дневной дозор" российского писателя Сергея Лукьяненко – прим. ред.). Они вроде бы жили своей жизнью на Земле, как обычные люди, и в то же время существовали в немного своем измерении. Это другое измерение в духовном плане, и, конечно же, принадлежность к семье священника накладывает отпечаток на всю жизнь, на стиль одежды и род занятий, на времяпрепровождение, общение с друзьями и детьми. Нельзя сказать, что это трудно, быть матушкой интересно. Я, например, из священнической семьи, у меня оба дедушки священники, папа священник и муж священнослужитель, поэтому я в своей среде. Но, например, моя старшая дочка всячески противится этому, может решить в субботу вечером пойти на день рождения или на дискотеку. Я говорю – как, сегодня же всенощная! Даже если у тебя нет сил идти на службу, ты должна приготовиться к Литургии, побыть в тишине, в домашней обстановке, доделать какие-то дела, чтобы не откладывать их на воскресенье. А она не понимает: "Почему все могут идти вечером на дискотеку, а я не могу?". Потому что ты другая, потому что ты не такая, как все. Вот как ей объяснить? Иногда бывает сложно смириться с этим и понять, что ты не несчастная, а совсем наоборот, что тебе так много дано. Понятно, что это большая ответственность, и может быть сложно понести эту ответственность, но сознавая всю ценность этого, наверное, стоит себя заставить. В заключение расскажите, пожалуйста, о вашем служении в качестве регента Свято-Петро-Павловского собора. Что для вас регентство? - На самом деле, все те, кто работает в храме и при храме, даже те, кто продает свечки и моет полы в церкви, счастливые люди. Господь их выбрал и приблизил, дал возможность находиться в таком святом месте. Я знаю, что это большая честь и удача, что мне доводится работать регентом в храме. Я творческий человек, очень люблю музыку, поэтому это то, что мне надо. Иногда бывает сложно, потому что, как и любая руководящая должность, регентство, на мой взгляд, больше мужская профессия. Но вместе с тем в Русской Церкви роль женщины очень значима по сравнению с другими церквями. В Греческой Церкви немыслимо, чтобы женщина читала, пела на клиросе, а у нас в порядке вещей. У нас полны женские монастыри, у нас, чего греха таить, роль белых платочков очень велика в храме. Мне кажется, они справляются с этим, хотя я собой бываю недовольна. Регентство, как и любая профессиональная деятельность, требует полной отдачи, а это не всегда получается, потому что есть дети и муж. И я осознаю, что на первом месте у меня не моя работа, даже если это мое призвание, в первую очередь для меня важна семья. Поэтому где-то недорабатываю, где-то, может быть, и певцы недополучают, и из-за этого служба страдает. Для меня регентство – это очень важно, очень значимо, и, самое главное, это большая ответственность. Работа при храме, служение Господу на этом поприще для меня много значат. Беседовала Надежда Филипчик. Фото с сайта 4383-days.com и носит иллюстративный характер. / sobor.by/ (просмотров 2639) |
Новости разделов: