BEL ENG DEU FRA



Детское компьютерное слабоумие: как не допустить

 
  
22 АВГУСТА 2015 (Суббота) 17:40:54
Недавно  знакомые забрали семилетнего  сына из больницы с диагнозом "Детское компьютерное слабоумие".  Такой  диагноз - уже не редкость, и, к сожалению, прогноз не всегда благоприятный (не все возвращаются к нормальной жизни). Эта болезнь проявляется через  целый ряд симптомов, среди которых неадекватная  мимика, провалы памяти (ребёнок не понимает, где находится), агрессивное поведение и др. Накануне нового учебного года о том, как не допустить её возникновения и как использовать компьютер не во вред, а во благо  мы беседуем с семейным психологом Екатериной Шевелёвой.

- Екатерина, в каком возрасте стоит допускать ребёнка к компьютеру и сколько времени можно за ним проводить?

 - Чем позже, тем лучше. Компьютер – это удар точно в цель, мало кого может оставить равнодушным. Особенно детей с хорошим интеллектом и низкими коммуникативными способностями. А таких сейчас большинство: общаться не умеют, потому что нет времени и возможности учиться в большой дворовой компании, как раньше, а развиты все хорошо.  На интеллектуальное развитие работают тысячи центров, кружков, студий и пр. Детская нервная система очень хрупка, поэтому зависимость вырабатывается  в разы быстрее, чем у взрослого. Дошкольников однозначно я бы за компьютер не пускала бы,  даже младшую школу не пускала бы, зная, как быстро это войдёт в привычку и как трудно потом будет что-то поменять. Если допускать к компьютеру младших школьников, то только с конкретной целью: найти какое-то задание, сыграть в одну игру. 20-30 минут – максимум.

 - Если давать доступ к компьютерным играм, то к каким?

 - Развивающим. Неагрессивным. Творческим. Строительным.

  - Интернет в равной степени можно назвать сокровищницей знаний  и свалкой ненужного хлама. Как научить ребёнка  анализировать контент? Какие вопросы нужно задать детям, чтобы заставить их  задуматься над целесообразностью слишком лёгкой или безвкусной игры?

 - На то, чтобы научить ребёнка отличать плохое от хорошего, уходит всё детство. Мы учим ребёнка анализировать и выбирать в любой момент времени, безотносительно к компьютеру. Каждое событие в жизни его учит. Поэтому, когда ребенок 10-12 лет садится за компьютер, у него так или иначе есть уже маркеры, есть принципы, есть вкус.  Но чем младше ребенок, тем сложнее сопротивляться искушению, соблазну, трудно удержать себя в руках. Поэтому маленьких бессмысленно учить "задуматься над целесообразностью слишком лёгкой или безвкусной игры" - это выше их способностей. Просто не давать и всё. Всё должно быть по силам и по возрасту. Мы же не даём 6-летней девочке варить борщ или такому же мальчику (6 лет) рубить дрова и топить печку. Потому что это может быть опасно. Компьютерные игры – тоже опасно, хотя и не так очевидно.

Дети по натуре очень  импульсивные, им нравится играть, они любят все быстрое, яркое, динамичное, поэтому задумываться о целесообразности, сидя перед компьютером, поздно.  Взрослые не могут удержаться  - не то, что дети. Поэтому за детей должны решать взрослые, которые видят на несколько шагов вперёд.

 - Как в Вашей семье решается эта проблема?

- Старший сын (13 лет) получает доступ к играм дозированно по времени, когда сделаны все дела. Младшие пока не знают компьютера.

 -  Часто в отзывах пользователей смартфонов на развивающие игры можно увидеть восторги родителей по поводу того, как понравилась та или иная игра двух-трёхлетнему малышу. Стоит ли так этому радоваться и что лучше  развивает ребёнка в этом возрасте?

 -  В таком возрасте лучше развивает мама и общение с ней. Бывают ситуации, когда маме надо 10 минут отдохнуть и попить чаю, либо какое-то срочное дело. Но если она регулярно высаживает ребёнка раннего возраста перед игрой, то это чревато молниеносным развитием зависимости, когда ребёнок без игры не хочет или не может кушать, одеваться, по-другому развлекаться, выполнять требования. Опять же компьютерная, даже развивающая игра снижает работу воображения, повышает нервную утомляемость, растормаживает психику.

-   В большинстве компьютерных игр-стрелялок главное действие-это убийство. Вот выдержки из описаний трёх, попавшихся на глаза в сети: "Ну а какая же битва без крови? Проливать её можно самыми разными способами", "Ну, а на закуску в стрелялках с оружием можно оставить самое вкусное – артиллерию и многочисленные пушки. Уж от грохота их взрывов любой человек, неравнодушный к оружию, придёт в настоящий восторг",  "В этой игрушке главная цель - убить как можно больше мирных жителей. Используй разнообразное оружие, расстреливая и взрывая всех, кого увидишь. Завершить очередной уровень можно подрывом самого себя "… В дополнение  к кровавым  сюжетам – потрясающая  графика и звуковое оформление.  Моделируется реальность, в которой ребёнок бесподобный воин, противостоящий враждебному миру. Не перенесёт ли он такое позиционирование себя в реальную жизнь? Не станет ли это его маской?

 -  Да, дети, особенно дошкольники, не живут двумя жизнями, как взрослые (одна реальная, другая – в воображении). У них всё реально. Они с трудом понимают притворство, актёрство, они по-настоящему переживают по поводу погибшей русалочки или отравленной яблоком царевны и не понимают, что это понарошку. Поэтому ребёнок (дошкольник, частично младший школьник), играющий в убийственную игру, воспринимает её всерьёз и живет в ней реально. Подросток уже понимает виртуальность происходящего, однако он уже "начинён" соответствующими эмоциональными впечатлениями.

 -  Обращались ли к вам мамы детей, подолгу проводящих время за компьютерными играми, и с какими вопросами?

 -  Многие родители жалуются на невозможность оторвать детей от компьютера, на агрессию и ярость, которую демонстрируют дети, когда их надо заставить заняться чем-то другим, на трудную переключаемость с компьютера на что-то другое. На то, что дети разучились общаться в реальности, могут только писать, не знают элементарных правил общения.

 - Дети из каких семей более подвержены компьютерной зависимости?

 -  Игровая зависимость не зависит от социального статуса, так же, как наркотическая, даже алкогольная. Развитие игровой зависимости у детей напрямую связано с мировоззрением родителей, их вниманием к ребёнку, ценностями. Если для родителя играть в компьютер с малых лет – это не плохо, если он мыслит категориями "А что мы, хуже других, тоже своему компьютер подарили на 5 лет", "Все дети играют, ничего не сделаешь", "Пусть поиграет, а я спокойно позанимаюсь своими делами" и пр., то ребёнок предоставлен сам себе в этих вопросах.

 -  Нельзя не коснуться темы социальных сетей. Как меняется ребёнок, заменяющий реальное общение виртуальным? Каких сложностей стоит опасаться?

 -  Если заменять, а не дополнять, то это будет ребёнок, который плохо говорит, не умеет грамотно высказаться. У которого не один комплекс неполноценности, страх живого общения, затруднения в будущем создании семьи.

 -  Расстрачиваем ли мы себя попусту, увязая в социальных сетях, или, наоборот, развиваемся, становимся более общительными?

-  Виртуальное общение очень полезно, когда твой абонент находится где-то далеко, и нет возможности пообщаться вживую. Но живое общение никогда не заменится виртуальным:  оно более богатое, в нем задействованы все органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, моторика), голос, интеллект, эмоции. Оно дарит огромный спектр эмоций и чувств. Чтобы написать сообщение, ничего этого не требуется. Выхолощенное общение, где можно даже не дисциплинировать свою речь и не соблюдать приличий, – всё равно, никто не видит и не слышит. Конечно, это примитивность и уплощение, упрощение для человека.

-  Вместе с тем  до проникновения интернета в широкий доступ дети и подростки искали друзей через газеты и журналы, писали друг другу письма. В общем-то это было то же самое,  никто не говорил, что это вредно. Что поменялось?

 -  Письмо даже из одного города в другой идёт не меньше двух дней. За это время дети успевали пообщаться вживую во много раз больше. Сейчас электронное письмо или сообщение идет за несколько секунд - надо отвечать, и на живое общение просто не остаётся времени.  В школе пару слов, и то на перемене все играют на телефонах, если разрешает учитель. Кроме того, эпистолярный жанр – написание писем – предполагает умение ребёнка писать сочинения - не просто фразу с оборванным концом, как в смс, а целый лист последовательно изложенных мыслей. Так что это не одно и то же.

-  Как Вы думаете, почему раньше, не имея компьютеров и телевизоров, люди писали и говорили грамотнее, мыслили глубже?

 -  Как одна из ряда причин: не было "костылей", которые за тебя все сделают: надо было самому продумать и написать, проговорить. А устройства, которые тебе и переведут и скомпануют, и сами предложат вариант постепенно делают людей интеллектуально недостаточными.

 -  Бывший редактор New York Times Билл Келлер писал: " Интернет крадёт наши души, мозг теряется в облаках данных, жёсткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти". Согласны ли Вы с ним и как спасать наших детей?

 -  Где-то согласна. Нужна золотая середина, мера. Чтобы все человеческие изобретения играли не первостепенную роль, не становились кумирами, а были только помощниками, средствами для достижения цели. Были на своём месте. Детям надо подавать свой пример, надо насыщать их жизнь реальными событиями, и как можно раньше, чтобы ребёнок с самого начала усваивал нормальный образ жизни. Надо не идти на поводу у детей, которые шантажируют родителей тем, что у других…, а у меня… Мы несём за них ответственность перед Богом, они пока не могут такую ношу на себя взвалить. Ноша неблагодарная, но мы знаем, что лучше для детей. Они пока нет.

-  Чтобы вы хотели сказать родителям современных детей, от чего предостеречь?

 -  Дети, когда вырастут, сами будут вольны и сильны делать свой выбор. В наших силах сейчас дать им образец, который сделает их счастливыми. И это наш родительский долг.

/ sobor.by/ Беседовала Анна Галковская. Фото centerizdat.ru.

(просмотров 3265)





Новости разделов:

Интервью

9 ОКТЯБРЯ 2024
Предлагают стать крестным: согласиться или нет? Отвечает священник нашего храма
2 ОКТЯБРЯ 2024
«С женой и с детьми нужно дружить». Протоиерей Павел Кивович – о самом важном для каждого человека
9 СЕНТЯБРЯ 2024
"Люди хотят любви, но боятся взять на себя ответственность". Клирик прихода иконы "Всех скорбящих Радость" - в программе "Сила веры"
13 ИЮЛЯ 2024
В эфир вышла программа "Існасць" о минском приходе иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
4 МАЯ 2024
"Все по молитвам дается, только стараться надо". Простыми словами о главном: интервью с мастером-резчиком Алексеем Хацкевичем
27 АПРЕЛЯ 2024
В программе «Прикосновение к свету» о Лазаревой субботе рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
30 МАРТА 2024
Интервью священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова (2-я часть)
24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
14 МАРТА 2024
26 января в эфир на телеканале "Беларусь 3" вышла программа "СИЛА ВЕРЫ", посвященная знакомству с Минским приходом храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
27 ДЕКАБРЯ 2023
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
22 ДЕКАБРЯ 2023
Интервью светлой памяти протоиерея Сергия Гордуна - в программе "Сила веры" рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.