Детское компьютерное слабоумие: как не допустить
22 АВГУСТА 2015 (Суббота) 17:40:54 Недавно знакомые забрали семилетнего сына из больницы с диагнозом "Детское компьютерное слабоумие". Такой диагноз - уже не редкость, и, к сожалению, прогноз не всегда благоприятный (не все возвращаются к нормальной жизни). Эта болезнь проявляется через целый ряд симптомов, среди которых неадекватная мимика, провалы памяти (ребёнок не понимает, где находится), агрессивное поведение и др. Накануне нового учебного года о том, как не допустить её возникновения и как использовать компьютер не во вред, а во благо мы беседуем с семейным психологом Екатериной Шевелёвой.- Екатерина, в каком возрасте стоит допускать ребёнка к компьютеру и сколько времени можно за ним проводить? - Чем позже, тем лучше. Компьютер – это удар точно в цель, мало кого может оставить равнодушным. Особенно детей с хорошим интеллектом и низкими коммуникативными способностями. А таких сейчас большинство: общаться не умеют, потому что нет времени и возможности учиться в большой дворовой компании, как раньше, а развиты все хорошо. На интеллектуальное развитие работают тысячи центров, кружков, студий и пр. Детская нервная система очень хрупка, поэтому зависимость вырабатывается в разы быстрее, чем у взрослого. Дошкольников однозначно я бы за компьютер не пускала бы, даже младшую школу не пускала бы, зная, как быстро это войдёт в привычку и как трудно потом будет что-то поменять. Если допускать к компьютеру младших школьников, то только с конкретной целью: найти какое-то задание, сыграть в одну игру. 20-30 минут – максимум. - Если давать доступ к компьютерным играм, то к каким? - Развивающим. Неагрессивным. Творческим. Строительным. - Интернет в равной степени можно назвать сокровищницей знаний и свалкой ненужного хлама. Как научить ребёнка анализировать контент? Какие вопросы нужно задать детям, чтобы заставить их задуматься над целесообразностью слишком лёгкой или безвкусной игры? - На то, чтобы научить ребёнка отличать плохое от хорошего, уходит всё детство. Мы учим ребёнка анализировать и выбирать в любой момент времени, безотносительно к компьютеру. Каждое событие в жизни его учит. Поэтому, когда ребенок 10-12 лет садится за компьютер, у него так или иначе есть уже маркеры, есть принципы, есть вкус. Но чем младше ребенок, тем сложнее сопротивляться искушению, соблазну, трудно удержать себя в руках. Поэтому маленьких бессмысленно учить "задуматься над целесообразностью слишком лёгкой или безвкусной игры" - это выше их способностей. Просто не давать и всё. Всё должно быть по силам и по возрасту. Мы же не даём 6-летней девочке варить борщ или такому же мальчику (6 лет) рубить дрова и топить печку. Потому что это может быть опасно. Компьютерные игры – тоже опасно, хотя и не так очевидно. Дети по натуре очень импульсивные, им нравится играть, они любят все быстрое, яркое, динамичное, поэтому задумываться о целесообразности, сидя перед компьютером, поздно. Взрослые не могут удержаться - не то, что дети. Поэтому за детей должны решать взрослые, которые видят на несколько шагов вперёд. - Как в Вашей семье решается эта проблема? - Старший сын (13 лет) получает доступ к играм дозированно по времени, когда сделаны все дела. Младшие пока не знают компьютера. - Часто в отзывах пользователей смартфонов на развивающие игры можно увидеть восторги родителей по поводу того, как понравилась та или иная игра двух-трёхлетнему малышу. Стоит ли так этому радоваться и что лучше развивает ребёнка в этом возрасте? - В таком возрасте лучше развивает мама и общение с ней. Бывают ситуации, когда маме надо 10 минут отдохнуть и попить чаю, либо какое-то срочное дело. Но если она регулярно высаживает ребёнка раннего возраста перед игрой, то это чревато молниеносным развитием зависимости, когда ребёнок без игры не хочет или не может кушать, одеваться, по-другому развлекаться, выполнять требования. Опять же компьютерная, даже развивающая игра снижает работу воображения, повышает нервную утомляемость, растормаживает психику. - В большинстве компьютерных игр-стрелялок главное действие-это убийство. Вот выдержки из описаний трёх, попавшихся на глаза в сети: "Ну а какая же битва без крови? Проливать её можно самыми разными способами", "Ну, а на закуску в стрелялках с оружием можно оставить самое вкусное – артиллерию и многочисленные пушки. Уж от грохота их взрывов любой человек, неравнодушный к оружию, придёт в настоящий восторг", "В этой игрушке главная цель - убить как можно больше мирных жителей. Используй разнообразное оружие, расстреливая и взрывая всех, кого увидишь. Завершить очередной уровень можно подрывом самого себя "… В дополнение к кровавым сюжетам – потрясающая графика и звуковое оформление. Моделируется реальность, в которой ребёнок бесподобный воин, противостоящий враждебному миру. Не перенесёт ли он такое позиционирование себя в реальную жизнь? Не станет ли это его маской? - Да, дети, особенно дошкольники, не живут двумя жизнями, как взрослые (одна реальная, другая – в воображении). У них всё реально. Они с трудом понимают притворство, актёрство, они по-настоящему переживают по поводу погибшей русалочки или отравленной яблоком царевны и не понимают, что это понарошку. Поэтому ребёнок (дошкольник, частично младший школьник), играющий в убийственную игру, воспринимает её всерьёз и живет в ней реально. Подросток уже понимает виртуальность происходящего, однако он уже "начинён" соответствующими эмоциональными впечатлениями. - Обращались ли к вам мамы детей, подолгу проводящих время за компьютерными играми, и с какими вопросами? - Многие родители жалуются на невозможность оторвать детей от компьютера, на агрессию и ярость, которую демонстрируют дети, когда их надо заставить заняться чем-то другим, на трудную переключаемость с компьютера на что-то другое. На то, что дети разучились общаться в реальности, могут только писать, не знают элементарных правил общения. - Дети из каких семей более подвержены компьютерной зависимости? - Игровая зависимость не зависит от социального статуса, так же, как наркотическая, даже алкогольная. Развитие игровой зависимости у детей напрямую связано с мировоззрением родителей, их вниманием к ребёнку, ценностями. Если для родителя играть в компьютер с малых лет – это не плохо, если он мыслит категориями "А что мы, хуже других, тоже своему компьютер подарили на 5 лет", "Все дети играют, ничего не сделаешь", "Пусть поиграет, а я спокойно позанимаюсь своими делами" и пр., то ребёнок предоставлен сам себе в этих вопросах. - Нельзя не коснуться темы социальных сетей. Как меняется ребёнок, заменяющий реальное общение виртуальным? Каких сложностей стоит опасаться? - Если заменять, а не дополнять, то это будет ребёнок, который плохо говорит, не умеет грамотно высказаться. У которого не один комплекс неполноценности, страх живого общения, затруднения в будущем создании семьи. - Расстрачиваем ли мы себя попусту, увязая в социальных сетях, или, наоборот, развиваемся, становимся более общительными? - Виртуальное общение очень полезно, когда твой абонент находится где-то далеко, и нет возможности пообщаться вживую. Но живое общение никогда не заменится виртуальным: оно более богатое, в нем задействованы все органы чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, моторика), голос, интеллект, эмоции. Оно дарит огромный спектр эмоций и чувств. Чтобы написать сообщение, ничего этого не требуется. Выхолощенное общение, где можно даже не дисциплинировать свою речь и не соблюдать приличий, – всё равно, никто не видит и не слышит. Конечно, это примитивность и уплощение, упрощение для человека. - Вместе с тем до проникновения интернета в широкий доступ дети и подростки искали друзей через газеты и журналы, писали друг другу письма. В общем-то это было то же самое, никто не говорил, что это вредно. Что поменялось? - Письмо даже из одного города в другой идёт не меньше двух дней. За это время дети успевали пообщаться вживую во много раз больше. Сейчас электронное письмо или сообщение идет за несколько секунд - надо отвечать, и на живое общение просто не остаётся времени. В школе пару слов, и то на перемене все играют на телефонах, если разрешает учитель. Кроме того, эпистолярный жанр – написание писем – предполагает умение ребёнка писать сочинения - не просто фразу с оборванным концом, как в смс, а целый лист последовательно изложенных мыслей. Так что это не одно и то же. - Как Вы думаете, почему раньше, не имея компьютеров и телевизоров, люди писали и говорили грамотнее, мыслили глубже? - Как одна из ряда причин: не было "костылей", которые за тебя все сделают: надо было самому продумать и написать, проговорить. А устройства, которые тебе и переведут и скомпануют, и сами предложат вариант постепенно делают людей интеллектуально недостаточными. - Бывший редактор New York Times Билл Келлер писал: " Интернет крадёт наши души, мозг теряется в облаках данных, жёсткие диски и память мобильных телефонов отнимают у нас остатки нашей памяти". Согласны ли Вы с ним и как спасать наших детей? - Где-то согласна. Нужна золотая середина, мера. Чтобы все человеческие изобретения играли не первостепенную роль, не становились кумирами, а были только помощниками, средствами для достижения цели. Были на своём месте. Детям надо подавать свой пример, надо насыщать их жизнь реальными событиями, и как можно раньше, чтобы ребёнок с самого начала усваивал нормальный образ жизни. Надо не идти на поводу у детей, которые шантажируют родителей тем, что у других…, а у меня… Мы несём за них ответственность перед Богом, они пока не могут такую ношу на себя взвалить. Ноша неблагодарная, но мы знаем, что лучше для детей. Они пока нет. - Чтобы вы хотели сказать родителям современных детей, от чего предостеречь? - Дети, когда вырастут, сами будут вольны и сильны делать свой выбор. В наших силах сейчас дать им образец, который сделает их счастливыми. И это наш родительский долг. / sobor.by/ Беседовала Анна Галковская. Фото centerizdat.ru. (просмотров 3265) |
Новости разделов: