Диск великопостных песнопений в византийской традиции издан в Польше
3 АПРЕЛЯ 2013 (Среда) 19:05:22 В польском Белостоке, на собрании православного молодежного братства, состоялась презентация диска византийских великопостных песнопений «Wiosna duszy» (Весна души). Их исполняет хор братии польского православного монастыря Святого Димитрия Солунского в деревне Саки и насельница Екатерининского монастыря в Залешанах монахиня Елисавета (Ничипорук). Отличительной чертой византийского школы пения является отсутствие нот. С этой традицией матушка Елизавета познакомилась в Греции, куда поехала для изучения греческого языка, который был ей необходим для перевода духовных книг на польский язык. Теперь матушка старается поделиться запавшими ей в душу византийскими песнопениями с православными в Польше. Надо отметить, что силами недавно основанного монастыря Великомученицы Екатерины издан уже второй диск с песнопениями, исполненными в этой нетрадиционной для Запада манере. - Матушка, расскажите, пожалуйста, о Вашем диске. Откуда пришла идея записи таких песнопений? В какой манере Вы поете, и учились ли Вы где-либо? - спрашиваем у монахини. - Когда по благословению Владыки я поехала в Грецию, чтобы учить язык, я ближе познакомилась с византийской певческой традицией. Мне очень нравится это пение, и в течение некоторого времени я посещала специальные уроки. В греческих храмах и монастырях есть те, кто поёт по нотам, а есть те, кто просто помогает петь: самостоятельно они бы не справились - нужно очень много учиться, чтобы усвоить эту особую грамоту. Традиция византийского пения настолько богата и сложна, что мне кажется, чтобы усвоить её на хорошем уровне, надо всю жизнь этому посвятить. Но мне так понравились эти песнопения, что захотелось попробовать петь в таком стиле, ведь это не просто красивая музыка – она непосредственно связана со смыслом текста. Я езжу на богослужение в деревню Саки, которая располагается недалеко от нашего монастыря (у нас в обители богослужение совершается пока только один раз в месяц). Там есть мужской монастырь святого Димитрия. Я пою на службах вместе с братией. Так получилось, что многие паломники, которые приезжают в монастырь, стали просить сделать запись этих песнопений. Так мы записали первый диск. Его покупали многие люди - даже не православные. А когда у людей появился первый диск, они стали спрашивать, когда же выйдет новый. И вот со временем мы записали второй диск – теперь уже с песнопениями Великого поста и Страстной седмицы. - В чём отличие византийского пения от партесного, привычного для Русской Церкви, и можно ли эту традицию перенести на нашу почву? Я думаю, что это просто совсем другая традиция. Здесь большую роль играет привычка: как грекам непривычно наше пение, так и нам, может быть, греческое. Я думаю, что если посмотреть на это немножко глубже, то можно понять, в чем заключается разница. Эта музыка была написана намного раньше. Чтобы понять её смысл, надо хоть немножко знать греческий язык. Тогда мы увидим, что она самым непосредственным образом связана со словами, с тем, что мы поем. Например, в стихире появляются слова «небо», «Бог» - и музыка идёт повыше, она красивее. И наоборот, там, где будет слово «грех» и другие слова, связанные с чем-то плохим в духовном смысле, мелодия сразу меняется. Она как бы помогает нам вникнуть в смысл того, что мы поем. А в нашей музыке, мне кажется, больше ощущается не то, чтобы смысл этих слов, а человеческие эмоции певчих. Конечно, можно ведь и привычные нам песнопения исполнять по-византийски молитвенно. Но нельзя в одночасье взять и заставить всех петь по-другому. Надо чувствовать людей, дать им возможность постепенно это воспринять. Ведь все перемены, а особенно перемены в храме, нельзя делать революционно. Я думаю, надо постепенно объяснять, почему надо стараться петь в таком стиле, то есть, чтобы акцент делался не на том, кто поёт, а на том, что поётся и Кому поётся. - Что Вы хотели донести через эту лекцию, в чем смысл великопостных песнопений? - Главной целью всего является молитва. Люди, которые слушают эти песнопения, говорят, что они часто, по причине нехватки времени, включают песнопения, когда на машине возвращаются домой после рабочего дня, и вместо того, чтобы нервничать, стоя где-то в пробках, они думают о Боге и молятся. Я думаю это и есть главная цель и смысл того, что мы делаем. Во время лекции звучали вопросы: «А почему вы так поёте? Что это значит?» Весь смысл этих песнопений говорит нам о том, что такое Великий пост в духовном смысле, к чему призван человек. Это все открытая книга, об этом мы и говорили со слушателями. Но это только начало, каждый из нас должен, я думаю, насколько это возможно, больше читать духовную литературу и стараться в жизни своей применять то, о чём там говорится. / sobor.by/ (просмотров 4618) |
Новости разделов: