Духовные упражнения Саввы Мажуко. Вопроси тестя своего!
23 ФЕВРАЛЯ 2018 (Пятница) 14:36:10 В прошлом Великом посту архимандрит Савва (Мажуко) писал постные письма. В этом году отец Савва предлагает всем "Духовные упражения". Представляем вам пятый выпуск проекта. Предыдущие выпуски можно посмотреть на сайте pravmir.ru.Почему Бог не научил Моисея тому, что подсказал ему тесть, и к какой религии относится житейский опыт – рассказывает архимандрит Савва (Мажуко) в своём новом великопостном цикле "Духовные упражнения". В юности я сильно смущался, подозревая в книге Исход следы комедии. Но подумайте сами, что же мне было делать, если некоторые сюжеты этой святой и серьёзнейшей книги невероятно комичны. Пророк Моисей, который общается с Богом лицом к лицу, чудотворец, поразивший египетских магов такими чудесами, что эти профессионалы колдовства со стыдом скрылись даже со страниц истории, этот величайший учитель временами смотрится нервным, усталым человеком, который тонет в болоте ежедневных забот. В книге Исход есть сцена серьёзного разговора Моисея с тестем. Так устроено человеческое ухо, что любое упоминание тестя или тёщи способно сбить самый густой туман пафоса и торжественности. Самый главный из пророков израильского народа вышел судить тяжбы своих граждан, и нам представляется величественное судилище и седовласые мудрецы в широких ризах. Но тут в кадре появляется прозаическое лицо тестя, и музыка труб неприлично захлёбывается. – Что это такое делаешь ты с народом? Для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? (Исх. 18:14). И вместо торжественного заседания мы видим усталого пожилого человека, который дни напролёт занят разрешением бытовых споров, и он один, а их много, и они идут к нему со всякими глупостями, и пророк разбирает дело каждого, а по-другому он не умеет, вот и тянет лямку жизни, мучаясь сам, истязая других. А перед уставшим пожилым человеком стоят измученные очередью люди, которые делают, как сказано – не мы придумали, не нам менять, предки терпели, потерпим и мы. И вот появляется тесть и ругает пророка и боговидца: – Нехорошо это ты делаешь! (Исх. 18:17). Сказать такое человеку, которому Сам Бог даёт законы! Как пророк может что-то делать нехорошо, неверно, неправильно? Выходит, может, раз Моисей смиренно принимает критику. – Ты измучишь себя и народ сей, который с тобою; ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его (Исх 18:18). Тесть даёт совет Моисею, как правильно организовать судебное делопроизводство. Надо разделить функции: оставить себе служение посредника между Богом и людьми, то есть власть законодательную, а исполнительную и судебную передать тысяченачальникам, стоначальникам, пятидесятоначальникам и десятиначальникам и письмоводителям, выбрав для этого "людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть" (Исх. 18:21). Прекрасное библейское описание качеств хорошего чиновника, не так ли? Четыре важнейшие черты: профессиональная пригодность, богобоязненность, честность и бескорыстие. Ещё одно подтверждение того, что Библия – мудрейшая из книг! В чём же причина моего смущения? Меня терзала мысль: Бог видел, как мучается Моисей, но ничего ему не сказал, не научил его, как правильно поступить. Господь говорил с Моисеем как с другом, но не дал ему такой простой совет, а ведь это бы не только облегчило всем жизнь, но и стало законом, ориентиром для организации жизни следующих поколений. Почему Бог ничего не сказал Моисею? Вместо откровения – унизительная отповедь тестя. Мудрый и полезный совет пришёл Моисею со вне, не из недр его народа, и даже не из глубин его религии, он не был результатом откровения, но пророк принял его с благодарностью. Тесть Моисея принадлежал другому народу и к религии Моисея не примкнул, ведь Писание говорит о нём как о мадиамском жреце, который практиковал задолго до встречи с Моисеем, был другой национальности и у своего зятя был только в гостях – он не присоединился к странствующему Израилю и, как сообщает книга Исход, после общения с семьёй зятя возвратился в землю свою (Исх. 18:27). Пророк Моисей Боговидец Моисей прислушался к совету священника другой религии и чужого народа. Экуменист ветхозаветный! Почему он не вопросил Бога о том, как работать с людьми? Почему Бог не вразумил Своего пророка, а вместо этого допустил унизиться ему, приняв совет от жреца-инородца? Эта библейская история стала для меня первым шагом в избавлении от религиозного "аутизма". "Аутисту" не интересен внешний мир, он для него не существует. "Аутистом" быть очень удобно, а в религии можно найти любое обоснование клинической лени и отупляющему нелюбопытству, просто повторяй мантру: – Это не то, что нужно христианину! Если вы пустынник и живёте среди диких скал и диких коз, вам, действительно, всё это только помешает, потому что будет отвлекать от молитвы и полного единения с Богом. Но раз вы читаете этот текст, вы точно не отшельник, и рядом с вами есть люди, и с ними надо научиться ладить, а если вы мужчина, отец, муж, начальник, вам надо научиться руководить, принимать решения, работать в команде. Все эти навыки принадлежат области универсальной духовности и культуры. Тесть показал Моисею, как решать проблемы организации работы с людьми малой кровью, он поделился с ним житейским опытом, а этот опыт кристаллизуется и хранится в пространстве подлинно человеческого, которому принадлежит каждый человек, какой бы религии он ни придерживался. А урок такой: не задавай Богу вопросов, на которые может ответить тесть. pravmir.ru / sobor.by/ (просмотров 2684) |
Новости разделов: