Евангелие дня: 19 октября
19 ОКТЯБРЯ 2024 (Суббота) 15:19:48 19 октября, в день памяти апостола Фомы, за богослужением читаются два евангельских зачала: отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20, 19–31), посвященный апостолу, и рядовое чтение от Луки.27После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. 28И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. 29И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. 30Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? 31Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. (Лк. 5, 27–32) Строки сегодняшнего евангельского чтения повествуют о призвании Господом евангелиста Матфея в число двенадцати учеников. Описание этого события нашло свое отражение у евангелистов Луки, Марка и самого Матфея. Только, как замечает Евфимий Зигабен, «Лука и Марк из почтения к соученику опустили известное его имя, назвав его Левием, потому что и так его называли. Сам же Матфей открыто признается, что был мытарем, так как и Христос не стыдился его». Необходимо отметить, что в Палестине больше всего не любили именно мытарей, то есть сборщиков податей и налогов в пользу римской казны. Палестина пребывала под игом римлян, а мытари находились на римской службе, поэтому на них смотрели как на предателей и изменников. Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп: они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом давали право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе все, что мог собрать сверх этой суммы. А вследствие того, что в то время не существовало газет, радио, телевидения или каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, какая сумма в действительности подлежала оплате. Налоги же взимались практически со всего: за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Честность среди мытарей была очень редким явлением. Именно поэтому люди ставили мытарей в один ряд с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. И тем не менее Господь призвал сборщика налогов стать Его учеником. Борис Ильич Гладков пишет: «Этот мытарь, занятый постоянно сбором пошлин, вероятно, только слышал о совершенных Иисусом чудесах, но сам едва ли видел их; однако он бросает все и, возрожденный этим призывом, идет за Иисусом. А фарисеи и книжники, слышавшие свидетельство Иоанна, видевшие чудеса, совершенные Иисусом, не пошли за Ним, то есть не сделались Его последователями. Это доказывает, что грешники, сознающие свою греховность и готовые искренно раскаяться, ближе к Царству Небесному, чем превозносящиеся своей мнимой праведностью». Такова сила слова Господа, что мытарь, человек зажиточный и жадный, бросил все и последовал за Ним, Кто не имел и где голову приклонить. Обрадованный призывом Господа, Матфей пригласил к себе в дом Иисуса Христа и Его учеников и устроил им угощение. По восточному обычаю приглашенные на обед или ужин не сидели за столом, а возлежали вокруг невысокого стола на особых приставных скамьях или диванах, облокотившись левой рукой на подушку. В дом Матфея пришли и его товарищи по сбору податей, другие мытари, и возлегли со Христом и Его учениками за одним столом. Это-то и дало повод законникам осудить Господа за такое сближение с грешниками. Увидев, что Господь ест с ними, книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? (Лк. 5, 30). На что Господь отвечает: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5, 31–32). Этими словами Спаситель указал на то, что каждому больному человеку нужен врач, а значит, именно такие, как Матфей и его друзья, больше всего нуждались в Нем. Блаженный Феофилакт поясняет: «Я пришел теперь, говорит Господь, не как Судья, но как Врач… Ибо Я пришел призвать не праведников, – говорит, укоряя их, то есть: "Я пришел призвать не вас, которые оправдывают самих себя, так как нет ни одного человека праведного; Я пришел призвать грешников, однако не для того, чтобы они оставались грешниками, но чтобы покаялись"». Строки сегодняшнего евангельского чтения содержат глубокую и непреходящую истину о том, как важно научиться смотреть на грешника не как на преступника, а как на немощного, больного человека. Если бы мы научились видеть в человеке, совершившем ошибку, не того, кто заслуживает презрения и осуждения, а того, кому нужны помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу ко спасению. / sobor.by/ по материалам tv-soyuz.ru (просмотров 369) |
Новости разделов: