BEL ENG DEU FRA



Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, счастье на стороне, вне нас, найти невозможно - игумен Иоасаф (Перетятько)

  
19 МАЯ 2011 (Четверг) 21:28:30
Игумен Иоасаф (Перетятько), насельник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря, духовник общины глухих при этом монастыре, постоянный ведущий «молодежки» (молодежной группы) при монастыре, заместитель главного редактора журнала «Отрок.ua», профессиональный психолог отвечал на вопросы молодежи во время беседы, которая прошла в приходе иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость после ежегодного Сретенского слета Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви.





- Если это пришло, может ли оно уйти, в смысле, свет?

- Всё нужно держать. Вот тут… я не понимаю как…. Понимаете, мы привыкли, как ко многому привыкают. Купили мы вещь, а она от нас уйти не может, если у нас её не украдут. Но люди и духовные составляющие – это не вещи. Если мы человеком дорожить не будем, если мы к человеку привыкнем и начнем относиться к нему как к данности, он уйдёт. Будь то друг, или любимый, или любимая.

В семье часто возникают проблемы именно из-за того, что муж воспринимает женщину, свою жену, как некую данность, мол, она никуда не денется: «Ну, куда она пойдёт? Кому она нужна?» Без бровей, лысая, без макияжа. Без бровей и лысая, потому что девушки сейчас стригутся коротко и умудряются даже брови себе посбривать для того, чтобы нарисовать другие. К кому уйдёт такое существо? Тем более, женился на 54 кг, а сейчас это золотце 130 кг, кому оно надо? Или молодой человек – женился, подтягивался 15 раз, на пляж с ним пойти - любо дорого посмотреть. А сейчас это существо 154 кг, пять минут только с кресла встаёт, а кряхтение соседи принимают абсолютно за другое состояние, стены тонкие, кряхтит-кряхтит, а встать не может. И кому это существо…

А, оказывается, кому-то оно понадобилось. И тут мы начинаем рвать у себя волосы на голове, и говорим: «Как это я?» Нет, мы не начинаем себя ругать. Мы думаем: «Скотина, сволочь, он или она не оценил моей любви, моей жертвенности, уходит к другому, видите ли, ей или ему захотелось романтики».

Ничего вечного не бывает. Когда в нашей жизни появляются люди, и для нас эти люди дороги, если мы не будем беречь отношение, человек уйдёт, мы его потеряем. Так же, как и духовное состояние. Мне это легко всё сравнивать со спортом. Если человек тренировался, ну, вот молодой человек подтягивался 15 раз, штанги поднимал, всё, что угодно делал, женился, начал много спать, много есть. Самое главное не то, что много есть и спать – расслабился. Он своего добился, он женился. Он был в самой лучшей форме. Потом, когда он женился, эта форма уже не нужна. Зачем? Всё уже есть, дети есть: « Ну, куда она с тремя детьми уйдёт?»

Уходят, уходят даже на улицу.

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен», когда Мюнхгаузен перестал быть собой, когда он перестал ценить отношение, Марта ушла на улицу. И он говорит: « Ушла на улицу, от трёх экипажей и дома с прислугой ушла на улицу». Уйдёт ведь, молодые люди уйдут. Женщины, сложный народ, уйдут. То же касается и девушек. Мужик, конечно, у кого-то он козёл, у кого-то он бык, но сколько на козла и быка ни грузи, рано или поздно ведь он может и подломиться. Если не ценить, то он тоже найдёт себе на стороне. Обязательно.

Потерять можно всё. И свет духовный, если его не ценить, и человека, если его не ценить.







- Как соблюсти заповедь почитания родителей, будучи замужем, когда твоя мама резко стала тёщей, а папа тестем, в нехорошем смысле слова?

- О-о-о, любимые мои вопросы. Объясню почему. Я монах, поэтому не знаю, как там быть мужем или женой. Но мы все с вами чьи-то дети. И у меня в этом образе свой негативный опыт, точнее сказать, скорее положительный. Он заключается в том, что я стал тем, что я есть сейчас, только благодаря тому, что я максимально попытался скорее сбежать из дома. Иначе, меня задушили бы в объятиях, я для матери был эталон, идеал, вся жизнь матери и старшей сестры крутилась вокруг меня. От этой любви я и попытался сбежать в армию. И, слава Богу, потому что понял, что только вдалеке от родных я живу, по-настоящему делаю то, что я хочу, то, что мне надо было делать. И дома я, когда мать приезжаю проведать, больше трех дней находиться не могу. Потом начинаются опять напряги.

Я считаю, великолепно, замечательно, это просто бомба, если для вас мама становиться тёщей, а папа тестем. Почему? Потому что это - прямое исполнение священного писания - отлепиться от родных и прилепиться к мужу, к жене. Всё. Любая пуповина обрывается. И ваша семья - это не папа и мама, ваша семья - это муж и жена. Поэтому, естественно, пуповина должна рваться.

Другое дело, что родители не согласны с этим всячески. Мама своему сыну дорогому, ненаглядному говорит: «Милый Пашуля или Пашенька, ты, когда женишься, ты ж будешь со своей мамочкой жить? Да?» И Пашенька под эту дудочку, помните, как в сказке крысы: «Да, конечно, мамулечка. Будем с тобой жить, конечно».

А у жены кто-то спрашивал? А она хочет этого? Нет, конечно же.

Вот в этом отношении моя мама - мудрая женщина. Как только моя сестра вышла замуж, они пожили, буквально, неделю с родителями, а потом моя мать сказала: « Вон из моего дома! Заводите собственное хозяйство».

Я рассказывал на молодёжке, что первые годы им было сложно жить, естественно, эти притирания всё. Были случаи, когда сестра приходила к маме, жаловалась, говорила: «Валера (муж её) и то, и сё, и такой, и сякой, и козёл он, и баран, не понимает ничего». Мама слушает, соглашается: «Да, конечно, да». Потом фраза: «Мам, мы с Валерой ещё не помирились, можно я переночую?» И ответ: «Нет. Домой, к мужу». Всё. И сестра домой к мужу.

Они тогда квартиру снимали. И те родители, у них свой дом был, их выгнали из дома. С нашей стороны была квартира отдельная, где может спокойно уместиться две семьи, моя мать тоже их выгнала. И при двух полноценных домах дети снимали угол в каком-то доме, где плесень кругом вылезла, камыш рос. Вот, честное слово, дом стоял, и прямо из угла камыш рос. Вам смешно, а, серьёзно, был такой случай.

Вот в этом я, как раз, и вижу гениальность родителей, когда родители понимают, что дети должны жить отдельно. Дети должны рвать пуповину. Проблема заключается в том, что мамы сейчас, особенно одинокие, говорят: «Пашенька, и что, ты свою мамочку оставишь одну? » И Пашенька вместо того, чтобы сказать: «Да, мама, прости, конечно, я тебя буду проведывать раз в месяц, звонить буду, но отныне это - твоя жизнь. Ты осталась одна, прости мне, я не буду один, я с женой». Всё. И ушёл. До свидания. Откровенно говоря, я считаю, это правильно.

Я уже убеждался много раз, что, когда дети начинают жить одни, жизнь их складывается, я серьёзно говорю, намного сложнее. Намного. В семье, когда есть мамочка, папочка или ещё кто-то, естественно, многие угловатости детей сглаживаются за счёт родных. А ведь мама тоже женщина. И как бы ей не хотелось счастья своему любимому сыну, ну, однозначно, когда он поругается со своей женой, мама скажет: «Миленький, хорошенький. Да, она у тебя хорошая. Ну, готовить не умеет, но сама она у тебя хорошая. Да, она за тобой рубашки тебе не стирает, но она хорошая». Всегда будет критика. Всегда.

Поэтому сложнее жить самостоятельно, однозначно сложнее. Но через эту сложность сестра моя родная и муж её, они двадцать пять лет вместе, в этом году у них серебряная свадьба. И живут душа в душу сейчас, и великолепно. А всё именно, потому что их сразу и та семья, и наша семья выгнали из дому, вот и всё.









- Что нужно для счастья женатому мужчине, кроме веры в Бога и семьи?

- Что нужно для счастья? Знаете, вы меня прям в тупик поставили. Здесь всё есть. Что нужно для счастья женатому мужчине, кроме Бога и семьи? Могу сказать одно, если человек задаёт вопрос такой, значит, он счастья не нашёл пока. Он думал, что счастье будет в женитьбе. Женился, но счастья не приобрёл. Человек стал верующим или наоборот, не важно. Вроде бы стал верующим, а счастья не приобрёл. Могу сказать одно, вера, она воспитывается внутри нас, и счастье тоже воспитывается внутри нас. Счастье невозможно найти за морями и океанами. Уж поверьте, я знаю. Где бы вы ни были, что бы вы ни делали, счастье на стороне, вне нас, найти невозможно. Счастье – это как внутренний свет, он загорается внутри нас и внутри нас появляется.





- Как понять грань дозволенности в отношениях до брака у верующих молодых людей?

- Когда-то была хорошая формулировка у отца Валерьяна, это нужно выяснять со своим духовником. Потому что понять грань дозволенности очень сложно. Когда молодые парень и девушка берутся за руки, простите, давайте уж будем откровенны, какое там завтра, у них уже блудные помыслы возникают, когда они друг друга видят на расстоянии пушечного выстрела. Так что теперь, в кино ходить и садиться в разные залы? Нет, конечно. В разные углы зала, чтобы, не дай Бог, не возникло никакой мысли? Нет, конечно. Будут мысли, от всего этого никуда не деться. Всё-таки эту грань, конечно, нужно выяснять откровенно и только с духовником.







- Расскажите, пожалуйста, о решимости, смелости для мальчика. Спаси Господи.

- Задала вопрос девушка, уверен в этом. На самом деле, поговорим о девушках, которые к своим молодым людям относятся как к мальчикам.

Как то отец Алексей пошёл к тёте. У неё есть двоюродная сестра. Двоюродной сестре уже 25 лет, её молодому человеку под 30. Начали спрашивать, как личная жизнь, пятое, десятое. «Да, - говорит, - есть у меня мальчик в Киеве». 30 лет, а он для неё всё мальчик. К сожалению, это показатель того, как мы относимся к молодым людям. Ведь он и будет мальчик, он для неё навсегда и останется мальчик. Мало того, она будет ждать от него мужских поступков и говорить: «Ты ещё не вырос. Как я могу относиться к тебе как к мужчине, когда ты ещё ребёнок? Ты ещё мальчик, ты ещё не доказал своей любви». А мужик из кожи вон лезет, пытается уже что угодно сделать, чтобы только доказать, что он мужчина, что хвостом вилять уже научился, команды «сидеть», «лежать» тоже уже знает, газеты в зубах приносит. Что ещё надо, чтобы доказать, что он мужчина? Как я уже говорил, нужно адекватно оценивать ситуацию. Главное – это понимать, что боязно человека потерять.

Вы знаете, можно рассказывать о решимости и о чём угодно. Но самое страшное, когда мы начинаем перевоспитывать наших близких. Когда девушка говорит: «Знаешь, я вот влюбилась в молодого человека, который решительный, смелый, - ну, и так далее, так далее, назвала кучу моментов. - Ты ещё не такой, так что, намекает, стремись к этому, стремись». И молодой человек начинает, естественно, под неё подстраиваться.

Я сам проходил через это состояние и знаю: когда парень начинает подстраиваться под женщину, начинает подстраиваться под девушку, к сожалению, он себя теряет. А девушка перестаёт чувствовать стержень в человеке, и её начинает нести в разнос. Она хочет от него то одного, то другого. То стой там, то иди сюда, и молодой человек «Что? Как? Как быть?» Разорваться? Невозможно сделать и то, и другое. Иногда женщине нужна просто сильная рука. Не обидеть, ни в коем случае, а то сейчас посчитаете, что я за битьё.

Мужчина, по крайней мере, в моей церковно-приходской практике, вроде бы, сильный мужчина, вроде бы, крепкий, есть у него задатки настоящего отца семейства, но мама, бабушка, жена, дочка, и не обязательно все вместе, бывает, и одна жена в течение долгого времени ломает своего мужчину, своего мужа. Порой обстановка бывает невыносима.

Ситуация бывает плачевной, когда в самом воспитании девочки, раз мы уже о девочках заговорили, заложено потребительское отношение к мужчине. Или, как отец Ярослав говорил, мужчина – как домашнее животное. Есть такие типы удивительные, мы недавно с батюшкой говорили на эту тему. К нам приходит женщина, такое впечатление, что её муж на поводке. Она его дёргает за рукав, ты поворачивай сюда, налево, направо, и он - вполне здоровый адекватный человек, и даже может говорить, мысли у него есть.

Этот момент с самого раннего возраста бывает ужасно ядовитым, и, если его не искоренять у православного человека, то, конечно, может быть очень опасным. Этого даже можно не замечать. Знаете, вот такая едва уловимая снисходительность к мужчине, к молодому человеку: «Я сама знаю, что делать. Да, да, внимательно слушаю, сама разберусь». Понаблюдайте за собой, девушки. Сильные мужчины, у которых есть стержень, они пугаются, боятся. Мужчины они очень пугливые, их бы не вспугнуть. Это такой дикий зверь, его можно прикормить, его нужно долго прикармливать всякой едой, а потом в один прекрасный день закрыть в квартире и сказать: «Не уйдёшь отсюда, пока не предложишь мне руку и сердце». Всё. Поймали. Всё это шутки, но ведь этот процесс, по сути своей, обоюдный.

Для меня почему- то, я не знаю, показателен фильм «Тот самый Мюнхаузен». Какой бы он взбалмошный ни был, со своими дурацкими идеями, одна женщина, вообще, не смогла с ним жить, вторая -смогла именно с ним таким. Когда же он стал нормальным, она ушла от него, он себя сам потерял. Не зря он сказал: «Для того, чтобы вернуть Марту, нужно найти самого себя, вернуть самого себя». И Марта пришла.

Отношения - это процесс обоюдный.



- Мама католичка, папа – православный. Оба хотели бы обвенчаться, но мама не хочет менять веру. Что им делать? Они живут уже вместе 27 лет.

- На этих землях, русской, украинской, белорусской, всё-таки основная вера православная. Я помню, какой-то чин ещё до революции был, когда кто-то один католик, каким-то там чином венчались. Я думаю, лучше всего у правящего архиерея взять благословение, и тогда уже их могут повенчать.





- Что вы думаете по поводу браков между представителями разных конфессий, православных и католиков?

- Я, вообще-то, за компромиссы. Но здесь я ортодоксален до мозга костей. Я считаю, что ребёнок должен чётко понимать, кто он такой. Ведь сразу в ребёнка мы закладываем определённые понятия, ты мальчик, тебе покупают автоматики, пятое, десятое. Или ты девочка, тебя одевают в платьице. Человек определяет и воспринимает свой пол. То же самое касается и религии.

Если, допустим, практикующий православный и не практикующий католик, ну, может быть. Хотя, честно скажу, сколько раз такие случаи встречал, они никогда не заканчивались благополучно для детей. Родители-то могут жить. Детям приходится очень многое преодолевать. И собственное безверие, и неверие, и искушение выбрать веру. А выбрать веру - это, как выбрать пол. По этому поводу даже анекдот существует. Знаете, нет? Новый, современный анекдот. Спрашивают у родителей молодых:

- О, у вас ребёнок. А кто – мальчик или девочка?

- Не знаем, вырастет, сам разберётся.

К сожалению, анекдот современный. И тут получается то же самое. Если мальчик – то мальчик, если девочка – то девочка. То же самое и здесь. Человек, когда попадает в межрелигиозную… Очень сложно, очень сложно. Тем более, когда человеческие отношения связаны с религиозностью. Если папа православный вдруг уходит из семьи, он тут же становиться плохой, и значит, мама католичка хорошая. Если же всё-таки наоборот, то всё наоборот. К сожалению, человек напрямую начинает зависеть от религиозности, и для детей это не очень хорошо.

/ sobor.by/
(просмотров 4938)





Новости разделов:

Интервью

24 МАРТА 2024
Программа Белорусского телевидения «СИЛА ВЕРЫ» взяла интервью у священника прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерея Виктора Мельникова
19 МАРТА 2024
Программа "Сила веры" рассказала о премии "За духовное возрождение". В числе первых награжденных - протоиерей Игорь Коростелев
27 ДЕКАБРЯ 2023
ВРЕМЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
22 ДЕКАБРЯ 2023
Интервью светлой памяти протоиерея Сергия Гордуна - в программе "Сила веры" рассказывает протоиерей Игорь Коростелев
16 СЕНТЯБРЯ 2023
Очередной выпуск программы «Сила веры» посвящён приходу иконы «Всех скорбящих Радость»
23 АВГУСТА 2023
Продолжение интервью протоиерея Игоря Коростелева смотрите в программе «Сiла веры», посвященной 30-летию прихода иконы «Всех скорбящих Радость» (видео)
10 АПРЕЛЯ 2023
В программе «Прикосновение к свету» на телеканале СТВ вышло интервью с регентом Ольгой Янум
6 АПРЕЛЯ 2023
Церковная музыка - это, наверное, это самый прямой и короткий путь для детей к Богу: регент детско-юношеского хора «Встреча» Людмила Литошик
27 МАРТА 2023
Ольга Янум, Семен Климанов, Мария Бахвалова - в программе «Свет души» рассказывают о концертах «Песнопения Великого поста»
28 ЯНВАРЯ 2023
Смотрите программу «Сiла веры», посвященную 30-летию прихода иконы «Всех скорбящих Радость» (видео)
26 НОЯБРЯ 2022
К 30-летию праздничного хора прихода иконы «Всех скорбящих Радость» - программа «Свет души»
23 НОЯБРЯ 2022
Интервью с протоиереем Игорем Коростелевым, настоятелем Радосте-Скорбященского прихода-юбиляра, слушайте в программе «Свет души»
Новости
Архив новостей :