«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым
21 АПРЕЛЯ 2019 (Воскресенье) 13:09:52 Накануне Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим мы встретились с клириком минского храма Богоявления и заведующим Церковно-историческим музеем БПЦ иереем Владиславом Богомольниковым, чтобы поговорить с ним о самых важных гранях этих событий.В канун Вербного воскресенья мы вспоминаем событие воскрешения праведного Лазаря. В чём смысл этого евангельского чуда? Воскрешение праведного Лазаря удостоверяет в возможности воскресения как такового. Об этом говорится в тропаре – молитве праздника. Чудо совершается за несколько дней до конца земной жизни Спасителя, чтобы память о нём поддерживала учеников в то время, когда их вера пошатнётся. Нужно помнить, что во времена Христа представление о всеобщем воскресении мёртвых ещё не было общераспространённым. Фарисеи, например, верили в воскресение, а саддукеи – нет. И в Ветхом Завете не говорится об этом прямо. По мнению некоторых святых отцов, так случилось потому, что у древних иудеев – выходцев из Египта – существовала опасность установления культа мёртвых наподобие древнеегипетского. Вербное воскресенье – это, как известно, воспоминание о пришествии нашего Господа в Иерусалим, когда Его с ликованием приветствовали толпы народа. Праздник, безусловно, радостный, но буквально на следующий день после него наступает Страстная седмица – можно сказать, самое скорбное время в году. Почему есть такой контраст – сначала Господа приветствуют как Царя, а буквально через несколько дней распинают? Очевидно, что Господь не оправдал ожидания народа, ведь по представлениям иудеев Мессия должен быть изгнать иноземцев и восстановить независимое царство. Судя по всему, воскрешение Лазаря было воспринято в народе как начало восстановления царства Израиля, теперь Мессия входит в Иерусалим, чтобы на Пасху завершить начатое. Но этого не происходит: Христа берут под стражу, судят и собираются казнить. Иудеи были разочарованы, ведь самозванцы появлялись и ранее, в книге Деяний упоминаются Февда и Иуда Галилеянин, например. Мне сложно интерпретировать события тех дней с определённостью, как это часто делают. Но через сто лет после Христа в Иудее появился человек, которого провозгласили было Мессией сами духовные предводители народа в лице Акивы бен Йосефа. Эта история очень показательна. Звали его Шимон бен Косиба, он стал известен под прозвищем Бар-Кохба. Восстание Бар-Кохбы против римлян началось удачно, повстанцы захватили более пятидесяти населённых пунктов, в их числе Иерусалим. Бар-Кохба начал чеканить серебряную монету, называя себя князем Израиля. В 135-м году римляне подавили восстание, Акива и Бар-Кохба были казнены. После этого иудеи стали воспринимать Бар-Кохбу как очередного самозванца. Но вот что интересно: такой авторитетный иудейский мыслитель Средневековья как Моше бен Маймон, известный также как Рамбам или Моисей Маймонид, говорит, что Бар-Кохба был не лжемессией, а как бы претендентом на роль Мессии. То есть, получись у него уложиться в иудейские представления о деяниях Мессии – он был бы по праву признан таковым. Это представление, похоже, было распространено, ведь период истории от XII века и выше представлен такими претендентами в количестве более десятка в разных странах, где проживали иудеи. В XVIII веке даже на территории современной Украины произошло нечто подобное. Так проясняется ситуация с отношением иудеев ко Христу, та радость, с которой Его встречали, и то разочарование, на котором сыграли саддукеи в момент суда у Пилата. Я говорю о саддукеях, потому что именно им, по мнению некоторых исследователей, принадлежит идея распять Христа. Фарисеи не поддерживали смертной казни, для них был характерен подход к инакомыслящим, сформулированный чуть позже Гамалиилом, который сказал в Синедрионе о христианах: "Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян. 5:34-39). Почему Господь въезжает в Иерусалим именно на ослёнке? Нужно, наверное, сказать, что в образе осла тогда не видели ничего унизительного. Для современного европейца осёл – символ бедности и упрямства, для древних обитателей южных стран – совсем не так. Один путешественник описывает, как ещё в XIX веке на Сицилии за ослов молились сильнее, чем за членов семьи, потому что те были кормильцами, и потеря осла иногда ставила бедную семью перед угрозой голодной смерти. Въезд в город на ослёнке символизирует мирные намерения, завоеватели въезжали в город на коне. Так было принято на Востоке. Об ослёнке говорится и в одном из пророчеств: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах.9:9). Зачем в день празднования Входа Господня в Иерусалим мы освящаем вербы? Какова вообще важность освящения вербы среди прочих событий празднования Вербного воскресенья? В соответствующей молитве нет указания на освящение вербы, там есть просьба сохранить людей, которые подражают тем, кто встречал Господа. Окроплять ветки тоже стали не сразу. Так что в них самих не заключается чего-то особенного. Верба заменяет в наших широтах листья пальмы, которыми встречали Христа в Иерусалиме. Листья пальмы на Востоке использовали с глубокой древности, об этом пишет уже святитель Иоанн Златоуст. Ещё несколько столетий назад на Руси совершали чин "шествия на осляти ": царь вёл лошадь, на которой сидел патриарх, перед ними несли наряженную вербу, шли бояре с ветками в руках, а путь их устилали полотнами и одеждой в память евангельских событий. Так делали в Москве до начала единоличного правления Петра I, в некоторых других городах вместо царя выступал воевода, вместо патриарха – местный архиерей. Вербы в руках молящихся – символ радости, никакого другого смысла в "освящении ваий" нет. На праздник их окропляют освящённой водой, люди уносят их с собой как память о празднике. Поэтому так странно выглядит обычай освящать вербу без участия в богослужении. Очень много есть различных мнений по поводу того, как необходимо хранить освящённые веточки вербы. Как, по-Вашему, следует с ними поступать? Это народные обычаи, их практически невозможно контролировать. И у разных народов поступают с вербой по-разному. Где-то почки вербы едят, запекают в хлеб, где-то скармливают скоту, стегают ими землю, скот и друг друга, что-то при этом приговаривают. Я бы воздержался от всего вышеперечисленного, разве что в шутку можно чуть постегать знакомых. Раньше в сельской местности ветки с праздника хранили, чтобы положить в гроб умершему. Опять-таки, это народный обычай. Вербу лучше всего поставить рядом с иконами в доме, когда она засохнет – вынести и оставить там, где обычно не ходят люди. Думаю, этого будет достаточно, чтобы никого не смутить. Что лично для Вас является самым удивительным в этом празднике – празднике Входа Господня в Иерусалим? Я никогда не задумывался об этом. Но есть кое-что удивительное, что косвенно связано с праздником. Только что мы вспоминали, чего народ ожидал от Мессии. Но точно так же поступали ученики Христа: перед входом в Иерусалим они хотят узнать, кто сядет рядом с Ним у трона, и даже после Воскресения – "не в сие ли время, Господи, восстановишь Ты царство Израилю" (Деян.1:5)? Меня это всегда удивляло и удивляет сейчас: ученики три года были с Ним и не понимали главного, а Он не требовал от них понимания, чтобы назвать учениками. То есть апостолом мог быть человек, который делал определённые вещи, не тот, кто понимал, знал что-то определённое. Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас. Кажется, христиане за всю свою двухтысячелетнюю историю и не пытались подражать Спасителю именно в этом. Очень часто в дни больших церковных праздников у людей, знакомых с народными традициями, возникают вопросы по поводу того, можно ли в этот день работать. Вербное воскресенье – не исключение. Давайте раз и навсегда проясним – можно ли работать в церковные праздники? Недоумения в нашей среде возникают от народных интерпретаций четвёртой заповеди: "Помни день субботний, чтобы святить его" (Исх. 20:8). Но эти недоумения появились гораздо раньше, ещё у иудеев. В традиции митнагдим сегодня всерьёз обсуждается вопрос: можно ли в субботу проходить мимо светочувствительного элемента, становясь тем самым причиной открытия двери или включения света. Впрочем, для иудеев это вопрос благочестия, их образ мысли по-своему логичен. Для христиан же вопрос давно перешёл в плоскость умозрения, ведь Сам Господь во время Своей земной жизни делом показывал, что можно, а чего нельзя. Если кратко, то принцип такой: в праздники не стоит зарабатывать деньги, если мы сами решаем, когда их зарабатывать; не стоит делать ту работу, которую можно сделать после. Освятить этот день – посвятить его Богу – можно разными способами. Но если время, которое человек экономит, не работая в праздник, он тратит просто на отдых, то смысл воздержания от работы теряется. А если, например, человек выпивает, зная, что в таком состоянии он создаёт угрозу своей семье, то лучше бы просто работал. Спаси Господи за беседу! / sobor.by/Беседовала Надежда Филипчик Фото culture.ru (просмотров 5393) |
Новости разделов: