BEL ENG DEU FRA

Христианско-нравственное влияние воспитывает в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни - протоиерей Сергей Лепин

 
  
8 ФЕВРАЛЯ 2011 (Вторник) 18:57:34
Доцент Минских Духовных Академии и Семинарии, кандидат богословия протоиерей Сергей Лепин представлял Минскую епархию Белорусской Православной Церкви в редакции газеты «СБ – Беларусь сегодня», где 1 февраля состоялся круглый стол на тему «Смертная казнь: за и против». Предлагаем вашему вниманию выступление отца Сергия:

Часто сторонники смертной казни ссылаются на Ветхий Завет. В Ветхом Завете, действительно, есть нормы, которые сегодня относят к нормам уголовного права. Этот факт является следствием особенности исторических обстоятельств, в которых древние иудеи получили откровение Божие. Иудейская правовая система появилась не в результате развития государственности, а в результате Божественного вмешательства. Но конечно же, нельзя не учитывать общие исторические законы. В Ветхом Завете стремились соответствовать таким принципам справедливости как возмездие и соразмерность, что выражается всем известным принципом око за око и зуб за зуб.

Из этого принципа легко выводится и следующее положение Библии: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти. Кроме того, Ветхий Завет устанавливает смертную казнь и за ряд нравственных и религиозных преступлений. Ветхий Завет, действительно, не только допускает смертную казнь, но и в ряде случаев настаивает на ней.

Однако в Новом Завете несколько иная перспектива. Священное Писание содержит места, в которых Христос препятствует совершению правосудия. Например, притча о блуднице, в которой Господь заступается за женщину. По нормам иудейского права она должна была быть предана смерти через побиение камнями. Но Иисус говорит: Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень (Ин. 8: 7). Желающих стать первыми не нашлось, и тогда Господь обратился к женщине: Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? (Ин. 8: 10) Она ответила, что никто. Тогда Иисус сказал ей: И я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8:11). Мы знаем, что потом, из этой женщины получилась выдающаяся проповедница и свидетельница Евангелия.

Христос говорит также: Вы слышали, что сказано «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому (Мф. 5: 38-39) и любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5: 44). И апостол Павел говорит: Не мстите за себя убиенные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим. 12: 19).

Можно ли понимать эти слова как отказ от правосудия вообще и от института судов в обществе в частности? Православное понимание этой проблемы говорит что нет. В Новом Завете уголовное право перестает быть частью религиозного закона, теряет свое абсолютное значение и переходит в ведение региональных властей конкретной исторической эпохи. Все, что осуждает Ветхий Завет, как зло, остается злом и в Новом Завете, но вид и мера возмездия за это зло более не детерминируется Божественным правом. А это значит, что уголовное право становится относительным и может изменяться из соображений его совершенствования и адекватности общественным ценностям.

Смертная казнь не осуждается Писанием однозначно и не отменяется, так же как и, например, рабство. Однако Евангелие, влияя на сердца своих последователей, готовит почву для сомнения в целесообразности, а чуть позже и к осознанию необходимости отмены того и другого. Христианско-нравственное влияние воспитывает в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни, о чем и говорится в социальной концепции Русской Православной Церкви.

Протест против смертной казни содержался и в творениях некоторых ранних отцов и писателей Церкви. Так, например, живший в III в. писатель Лактанций говорит: «Запрещая убивать, Бог не только запрещает разбой, запрещаемый также и общественными законами. Он еще предупреждает нас не делать того, что считается законным среди людей… Пусть справедливый человек избегает… обвинять кого-либо в совершении преступления, караемого смертью, ибо нет разницы — убивать кого-либо мечем или посредством слова, поскольку убивать вообще запрещено. В заповеди Божией никакие исключения не должны быть допускаемы, ибо убийство всегда зло, ибо Бог желает, чтобы мы рассматривали человека, как священное Его создание» (Институты VI, XX, 15).

Не все святые отцы были согласны в этом вопросе с Лактанцием. Позиция ранних христианских авторов была определена историческими обстоятельствами и интересами самозащиты, поскольку раннее христианство находилось в жесткой культурной оппозиции к античному миру, и сама правовая античная система была достаточно агрессивна по отношению к христианам. Но ситуация начинает меняться, когда христианство становится государственной религией, когда сами христиане были в ответе за порядок и справедливость в обществе. Смертную казнь начинают применять все реже и реже.

Влияние христианства на вопрос смертной казни можно рассмотреть на примере Руси. Князь Владимир изначально отказывался судить, даже как говорит летопись ведомых лихих людей, то есть неоднократно убивавших. «Греха боюсь», — говорил князь Владимир. Именно церковные иерархи, видя как страна погружается в хаос, настояли на том, чтобы князь взял в руки меч правосудия и властью, данной ему, повлиял на эту ситуацию.

В 1072 г. три сына Ярослава Мудрого составили в Киеве кодекс законов «Русская Правда», который не предусматривал смертной казни. «Русская Правда» была актуальна почти четыреста лет. Смертные приговоры выносились, но в виде исключения. В истории Русских земель смертная казнь законодательно была закреплена лишь в 1398 г. Двинской Уставной Грамотой, которая юридически оформляла вхождение Двинской земли в Московское княжество. Были и другие документы — Псковская Ссудная грамота, Судебник Ивана III, Судебник Ивана IV. Постепенно список статей, предусматривавших смертное наказание, увеличивался. Но, тем не менее, смертная казнь на Руси вплоть до 1905 г. была исключением.

Сегодня среди богословов нет единого мнения, которое бы доказывало несовместимость смертной казни со Священным Писанием. Или же напротив, необходимость смертной казни с точки зрения Священного Писания.

Но Русская Православная Церковь в лице Поместного Собора, выработала документ, который представляет общую позицию по данному вопросу. В частности в 3 пункте 9 параграфа «Социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится следующее: «Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания <...> Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания <…> Отмена смертной казни дает больше возможности для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимую судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону, или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене и неприменимости смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительных и судебных систем, и наипаче из соображений охраны жизни благонамеренных членов общества».
Отменить смертную казнь, но при этом ничего более не делать неверно. Подобный отказ должен рассматриваться с другими инициативами в обществе, например, реформами в тюрьмах. И только проведя реформы, мы сможем надеяться на то, что отмена смертной казни приведет к позитивному результату в обществе.

Важно не только сохранить жизнь людей, которые приговорены к смертной казни, но важно еще сохранить жизни невинных законопослушных граждан. / sobor.by/
(просмотров 3698)




Новости разделов:

Интервью

6 ДЕКАБРЯ 2019
Священник Александр Гук: многодетные острее чувствуют чужую боль
5 ДЕКАБРЯ 2019
Врач и писатель Людмила Лазута: Семья — самое безопасное место для счастья человека
31 ОКТЯБРЯ 2019
Форум православной молодёжи "Quo Vadis" собрал более сотни молодых людей из 4 стран мира
31 ОКТЯБРЯ 2019
Встреча со счастливым человеком. Интервью с насельником Никольского мужского монастыря г. Гомеля архимандритом Саввой (Мажуко)
27 СЕНТЯБРЯ 2019
Годовалой Матроне нужна дорогостоящая операция для восстановления слуха
21 АПРЕЛЯ 2019
«Господь снисходил к людям, это забытый пример для всех нас». Беседа о празднике Вербного воскресенья со священником Владиславом Богомольниковым
22 МАРТА 2019
Родительская суббота: зачем идти на богослужение и как помочь усопшим? Отвечает священник
15 МАРТА 2019
Игумен Евсевий (Тюхлов):"Если в храме вам люди мешают, то проблема – внутри вас. Заставьте себя выстоять службу"
1 МАРТА 2019
Айцец Сергій Гардун: "Полацкі сабор 1839 года можна параўнаць з падзеннем Берлінскай сцяны"
18 ЯНВАРЯ 2019
Беседа о празднике Крещения с отцом Владиславом Богомольниковым
1 ЯНВАРЯ 2019
С 31 января по 3 февраля 2019 года в Днепре пройдёт юбилейный 10-й кинофестиваль "Международная Киноассамблея на Днепре"
7 ДЕКАБРЯ 2018
Протаіерэй Сергій Гардун: Мітрапаліт Іосіф (Сямашка) уз’яднаў дзве раздзеленыя часткі беларускага народа — уніятаў і праваслаўных — у адно цэлае
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.