Игумен Евсевий рассказал о монашеской конференции, афонском опыте, археологических раскопках и Лавришевском Евангелии
22 НОЯБРЯ 2013 (Пятница) 16:07:51 Лавришевские чтения на тему «Современное монашество: проблемы и перспективы развития», посвящённые 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, прошли в Центре духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость». В монашеской конференции приняли участие представители мужских и женских обителей Белорусской Православной Церкви, миряне, представители церковных и светских СМИ. Форум организовал Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь- мужская обитель на берегах Нёмана в следующем году отпразднует 500-летие прославления своего основателя, преподобного Елисея Лавришевского. По итогам конференции беседуем с наместником монастыря игуменом Евсевием. - Отец Евсевий, в чём была необходимость проведения встречи именно на эту тему? Как Вы можете охарактеризовать современное состояние монашества, и, на Ваш взгляд, какие у нас есть ориентиры для того, чтобы поднять уровень монашества? - Духовное развитие монастырей в принципе осуществляется. Но надо учитывать, что наше положение достаточно серьезно, потому что, как мы упоминали на конференции, духовная преемственность утеряна. Нет духовных руководителей, которые могли бы повлиять на сложившуюся ситуацию, а она достаточно критическая. Я вижу выход только в духовной преемственности афонских традиций. Думаю, что это одно из важнейших условий для возрождения нашего монашества. Святая Гора для нас сегодня – это живоносный источник. - От отца Саввы (архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Гомельской Свято-Никольской обители – прим. ред.) на конференции поступило предложение, может быть, достаточно неординарное: все монастыри Белорусского Экзархата объявить ставропигиальными и подчинить одному из архиереев, который бы представлял монашество в Синоде Белорусской Православной Церкви. Данная мера призвана оградить монастыри от вмешательства извне, от давления епархиальной жизни. Как Вы относитесь к этому предложению? - Я отношусь к этому положительно. Думаю, что если это предложение достаточно серьёзное, то его примут во внимание, его услышат и оно найдёт отклик у нашего духовного руководства, руководства Экзархата. - С какими афонскими монастырями поддерживает связь Ваша обитель и другие монастыри Беларуси? С кем больше всего сейчас общаетесь, встречаетесь? После визита в Беларусь архимандрита Ефрема наладился прямой контакт Свято-Успенского Жировичского монастыря с Ватопедским монастырём на Святой Горе. Сам я тоже там неоднократно бывал там и знаю, что приглашение со стороны Ватопеда поступили и в адрес других монастырей. Наши монашествующие могут приезжать туда на 1-2 для обучения с тем, чтобы использовать накопленный опыт для налаживания жизни в своей обители. - Вы ссылались на общение с отцом Григорием, игуменом Дохиара. На Вас он оказал какое-то влияние в духовном плане? - Я считаю, что очень положительное влияние. Наша встреча была короткой-всего несколько минут, но этого было достаточно для того, чтобы в моём сознании что-то изменилось, и я смог сделать какие-то выводы. При встрече мы задали отцу Григорию вопрос по поводу создания духовной школы по изучению Иисусовой молитвы. Он однозначно сказал, что это в принципе невозможно, поскольку небесное дело должны постигать опытным путём. И сказал такие слова, которые тоже запали в мою душу: о том, что пока мы привязаны к пище, к красивым вещам, любим красиво сказать, мы лишены возможности впитывать в себя полноту благодати Божьей. Поэтому простота, послушание, стремление монахов к аскетической жизни - это всё даёт возможность человеку духовно созревать. И теперь я в какой-то степени стараюсь применять эти слова в своей жизни, и в жизни тех людей, которых Господь мне вверил в нашей обители. - Отец Евсевий, что изменится в Лавришевских чтениях? Чему они будут посвящены? - Думаю, что нам надо поработать над аудиторией чтений. Поскольку из числа приглашённых далеко не все присутствовали. А приглашали всех: приглашали игуменов мужских монастырей, игумений женских, но, к сожалению, приехали и услышали нас немногие (представители 6 обителей – прим. ред.). Поэтому если Богу будет угодно и мы будем встречаться, то мы приложим больше усилий к вопросу информирования с целью подъёма духовного роста монашества в современном мире. - Сегодня на чтениях много говорили о внутреннем устройстве обители, о том, что её жизнь должна быть наполнена высоким духовным содержанием. Но тем не менее мир очень активно стучится в ворота монастырей и проникает туда. И, наверное, в наше время уже невозможно избежать этого проникновения. Всё равно люди будут приходить со своими тяготами и просить у Вас духовной помощи. - Мне вспоминается одна обитель в Греции, Ормилия. Это женский монастырь, где удалось совместить паломничество, духовное окормление прихожан и паломников с аскетической жизнью сестёр этой обители. Они разделили обитель на две части. Одна часть социальная, а другая - аскетическая. Она для сестёр. То есть в одной из частей находится храм, куда приезжают паломники, молятся, имеют общение с сёстрами, а другая часть недоступная ни для кого. И я считаю, что и в наших монастырях эта практика применима: и в больших и в маленьких. Только надо к этому стремиться. - В больших обителях, наверное, особенно трудно, потому, что они известны, знамениты, туда много приезжает людей. В маленьких, наверное, немножко легче? - Если мы определяем принципиальную важность духовности монастырей, то мы должны сделать свой выбор. И считаю, что наместники монастырей должны позаботиться о духовной стороне, потому что, не позаботясь о монашеской братии, в принципе нельзя осуществить нормальный рост и развитие монастырей. - Отец Евсевий, расскажите немножко о Вашем монастыре, каково его состояние на сегодняшний день? - Мы тоже на стадии развития. Я нахожу для себя удобным уже на начальных этапах систематически и стратегически выстроить жизнь обители так, чтобы мы выполняли и свой миссионерский долг и свой духовный долг – как молитвенники за весь мир. В нашей обители строится дом милосердия, где мы планируем дать кров социально незащищённым людям. И устрояя материальные стены, одновременно устрояем духовные. На сегодняшний день мы также держим прямой контакт со Святой Горой Афон и пытаемся перенимать у них духовные. - Лавришевские чтения были посвящены в нынешнем году 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Он и покровитель Вашей обители - преподобный Елисей Лавришевский были современниками? - Почти современниками. В следующем году мы будем отмечать 500-летие с момента канонизации преподобного Елисея Лавришевского, чудотворца, который был канонизирован на Виленском Соборе в 1514 году. Мы готовимся к этой дате. - Нет ли каких-то новых, интересных сведений об обретении мощей преподобного Елисея? - Пока никаких, одни догадки. У нас в монастыре уже в течение трех лет проходят археологические раскопки, и очень много найдено артефактов, свидетельствующих о древности монастыря, о его жизни, о его быте. Много найдено керамики, найдены орудия труда, которые указывают на благочестивую жизнь монахов той эпохи. И раскопки продолжаются, найдены фундаменты храма XIV века, где, предполагается, было написано Лавришевское Евангелие. Оно находится до сегодняшнего дня в Польше, в городе Кракове, в историческом музее. И, в связи с юбилейной датой, мы хотели бы пригласить представителей этого музея. И если будет такая возможность, то и показать верующим подлинник Лавришевского Евангелия. - Я знаю, что издательство Белорусского Экзархата получило у нынешних владельцев Лавришевского Евангелия, представителей рода Чарторыйских, разрешение на факсимильное издание. На Ваш взгляд эта идея интересная? - Она полезна, она реальна. Уже сегодня получили разрешение на факсимильную копию Евангелия. Ведутся переговоры. И если они пройдут успешно, то в скором будущем в Краков будет направлена группа специалистов, которые смогут выполнить эту работу. / sobor.by/ Беседовали Артем Махакеев и Людмила Митакович (просмотров 5754) |
Новости разделов: