Игумен Ватопедского монастыря ответил на вопросы братии жировичской обители
15 НОЯБРЯ 2011 (Вторник) 17:19:11 Гость со Святой Горы Афон - игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем - встретился с братией Свято-Успенского Жировичского монастыря. Отец Ефрем ответил на многочисленные вопросы братии. Известно, что жизнь монахов-афонитов является образцом для современного монашества, потому встречи с ватопедским игуменом ждали, чтобы разрешить сомнения, чтобы прикоснуться к личному опыту святогорцев, увидеть то, что ранее для большинства из них было доступно только из книг.“Никогда не забывайте, кто вы такие, не забывайте ваших обязанностей. Сохраняйте монашескую верность. Как говорит Василий Великий, нужно следовать правилам и уставу монастыря. Первое, что должен стараться соблюдать монах, это его личное келейное правило, также монах должен участвовать в богослужении и совершать особое служение – послушание», - так начал свою речь игумен Ефрем. - Что самое главное в монашеской жизни? - Когда монах делает эти три вещи, в него приходит энергия Благодати, и его сердце начинает тянуться ко Христу само собой. Наше утешение, наша радость, наша гордость, жизнь наша - это Христос. Мы должны стяжать образ мышления Христа. Как апостол Павел говорит, тот же образ мышления имейте, как и Христос. Если монах, братья, не найдет Утешителя Святого Духа, начинает завязывать дружбу - в вашем монастыре это особенно легко - начинает свою личную жизнь устраивать, начинает собственные свои вещи строить, начинает что-то делать тайком, по своему помыслу, он начинает потом осуждать монастырь, осуждать игумена: «Меня здесь не понимают, недооценивают, нет здесь правильной духовной жизни». Без благословения монах духовно служит дьяволу. Это все очень важно для нас. Если монах будет немножко внимателен, его сердце может начать вкушать ту невыразимую сладость Благодати. И когда сердце почувствует эту сладость, тогда его уже не интересует Князь мира сего. - Кто такой монах? Чем монах отличается от простого христианина? - У нас три великих добродетели, которые являются основой монашества: нестяжательность, целомудрие и послушание. Эти три добродетели нас освобождают от привязанности к миру. Итак, освобожденным уже легче искать и найти Благодать. - Отсечение своих хотений, своей воли и послушание принесут вам дар самоукорения. Самоукорение принесет вам плач – особое духовное состояние. Плач принесет вам слезы. А слезы принесут вам утешение. Мы должны смиряться, и учиться, и плакать. Монах не плачет ни из-за депрессии, ни из-за меланхолии, а ради Христа. И поэтому появляется у него кротость - внутреннее безмолвие, смиренномудрие. Каким-то чудесным, тайным образом, когда ум просвещается Божественной Благодатью. С одной стороны, у него чувство Божественной Любви, но в то же время он глубоко чувствует свою греховность. И начинает внутренне плакать. И потом приходит это утешение. Блаженны, - Говорит Христос, - плачущие, яко они утешатся. И будьте внимательны, чтоб была у вас чистота совести. Если совесть не чиста у монаха, он не может плакать. Я знал многих монахов на Святой Горе, которые очень помогали своим монастырям в реставрационных работах, строительстве, и так далее. Но духовно они не упокоили своих старцев, потому что в своих работах смешивали свои личные желания и хотения. И, к сожалению, вижу, что некоторым 60-65 лет, а у них такое жесткое сердце. Это трагично. Монах должен иметь самое милостивое, снисходительное сердце. - Во время послушания как должны относиться старший к младшему, а младший - к старшему? - Старший брат не должен из себя делать игумена или старца. Монахи должны быть внимательны друг к другу. Так же старший брат по послушанию должен с очень большим смирением указывать на какую-то ошибку, которую допускает младший. А если перешагнем через эту границу и начинаем пренебрегать братом, тогда теряется общение во Христе и появляется на том месте человеческое братство. Не забывайте, что еще говорил Господь: терпите друг друга. - Если просишь у эконома помощь брата, на послушание, чтобы он помог, а тебе отказывают, как быть просящему? - Мы не должны отказывать, а должны помогать. Монах - не государственный чиновник, у которого в 2 часа кончается работа, а в 12 он уже дома. Мы ведь не называем наши дела работами, а называем «послушанием» – по-гречески дословно «служение». Это важно. И свое служение, свое дело-послушание каждый должен возлюбить. Помню одного монаха в монастыре Филофеи, куда, еще будучи мирянином, часто ходил. Все его звали на помощь. И всегда он говорил: «Как хотите, отцы? Как вы предпочитаете, отцы? Что скажете?». Этот монах всех успокаивал, то есть, делал приятное всем. Поэтому все его звали на помощь, потому что в киновии, в общежительном монастыре, если нас, в хорошем смысле, не используют - все мы неудачники». - Никто из наших ближних не виновен. И то, что монах жалуется на кого-то или на что-то - это уже не здоровая духовная жизнь. У нас жалоба только на одного - на самого себя. Даже если кажется, что другой несправедлив к нам или обижает нас, это только кажется. Как говорят, в иных мы виновны, в иных нас воспитывает Господь. / sobor.by/ (просмотров 3021) |
Новости разделов: