Интервью епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона православным СМИ
5 ЯНВАРЯ 2012 (Четверг) 00:01:45 5 января 2012 года под председательством Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, состоялось собрание духовенства Минской епархии. Почетным гостем Собрания стал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон В интервью белорусским православным СМИ Владыка высоко оценил социальное служение Белорусской Православной Церкви и ответил на ряд вопросов.Вопрос: Скажите, что в социальной работе самое важное, чего нельзя упускать? - Замечательно, что сегодня в своём докладе Митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, говорил о необходимости помогать семьям. Он уделил внимание матушкам и детям священнослужителей. Очень важно помогать детям, которые остались без попечения родителей, одиноким людям - тем, у кого нет близких, родных. Нельзя забывать о семьях, особенно многодетным семьях, которым в современных условиях жить бывает достаточно сложно. Мы говорим о демографическом кризисе в России, Беларуси… И если мы не будем укреплять семью всеми силами, в союзе с государством, то, конечно же, не будет ни нашего народа, ни Церкви, потому что каждая семья – это малая церковь. Помощь семье, многодетной семье, мне кажется, должна быть приоритетной в нашей работе. Не все приходы могут помогать детским домам, не все приходы могут организовывать сестричества. Есть маленькие приходы, сельские. Но в каждом приходе – об этом говорил святейший патриарх на епархиальном собрании в Москве – нужно обязательно чтобы были списки тех многодетных семей, неполных семей, которые нуждаются в помощи. Этим семьям, конечно же, нужно помогать в первую очередь. Вопрос: Какая помощь оказывается у вас людям без определенного места жительства? Вчера в программе “Вести” сообщали, что по Смоленску ездил специальный автобус с медицинской помощью и необходимыми вещами. Какая ещё работа ведется Церковью в этом направлении? - В Смоленске мы только кормим два раза в неделю этих бездомных. Приезжал к нам автобус из Москвы. В Москве есть такая служба, которая спасает людей, которые оказались на улице, и людей, которые без помощи Церкви замерзнут. Таких людей раньше на улицах Москвы погибало очень много за зиму. Сейчас этот автобус спасает буквально тысячи жизней каждую зиму. Работа с этими людьми должна строиться не только на том, чтобы их кормить и одевать, но так, чтобы вернуть их в общество, вернуть им человеческий облик. Это сделать очень трудно, очень сложная эта задача, и здесь без помощи государства, наверное, не обойтись. Для этих людей надо строить реабилитационные центры, нужно создавать законы, которые бы помогали им вернуться в общество. Эти люди лишены документов, лишены средств к существованию, обременены многими нехорошими привычками: наркоманией, алкоголизмом... И без посторонней помощи вернуться к нормальной жизни не могут. Пока, как мы не пытаемся, нам не удается выстроить систему какой-то помощи, систему реабилитации этих людей, и наши соотечественники, попадая на улицу, за очень короткое время деградируют, теряют облик человеческий, и в конце концов гибнут… Вопрос: Есть ли в России центры реабилитации заключённых? - Есть. В Санкт-Петербурге, например, есть замечательный Центр имени Василия Великого, где занимаются с детьми, которые находятся в конфликте с законом. Это дети, которые получили условные сроки или небольшие действительные сроки за какие-то преступления. Им предлагается выбор: или попасть за решетку – находиться в исправительных учреждениях (к сожалению, эти учреждения мало кого исправляют – они только называются исправительными), или пожить в этом Центре какое-то время. Этот Центр не только для православных – для всех. Там не является обязательной молитва, не является обязательной вера в Бога. Являются обязательными некоторые правила. Например, курить ты можешь только в одиночку. Молодые люди, например, когда туда попадают, проходят такую процедуру, которую они сами называют «пыткой музеями»: они ходят по музеям, театрам. Сначала для них это является очень тяжелым подвигом, непосильным трудом. Но иначе приобщить человека, который жил в семье, где пили родители, жил на улице, к сожалению, нельзя. Вот через это приобщение к культуре общероссийской – а в Петербурге есть замечательные образцы архитектуры, замечательные театры – они понимают, что в мире есть другие ценности. Ребята совершают походы, занимаются спортом… Надо сказать, что у тех ребят, кто вышел из этого Центра, процент возвращения к совершению преступлений намного ниже, чем у тех, кто попал в государственные исправительные учреждения. Когда человек попадает за решетку, шансов вернуться к нормальной жизни практически нет: там особая среда, люди живут по так называемым «понятиям», формируются особое отношение с теми, кто их пытается там воспитывать... Попавший туда человек очень редко возвращается к нормальной жизни. Создание подобных центров, участие Церкви в этом воспитательном процессе, очень важно. Вопрос: Скажите, в России снялась острота вопроса о введении ювенальной юстиции? - Дело в том, что ювенальную юстицию не вводят. То, что иногда без суда и следствия детей изымают из семей – это безобразие. Должны быть четкие какие-то правила. Немножко острота снимается, потому что общество возмущается, выступает против этих случаев. Недавно была встреча Патриарха с уполномоченным по правам ребенка в России. На этой встрече обсуждались в том числе и вопросы, которые касаются ювенальной юстиции. Представитель Правительства, уполномоченный по правам ребенка, сказал что сейчас работа органов опеки оценивается не потому, сколько детей удалось забрать из семей, а потому, сколько сумели оставить в семьях. Думаю, что все-таки приоритеты меняются. Вопрос: Каков авторитет Церкви в современном обществе? - Мне кажется, что авторитет сохраняется и даже увеличивается. Церковь в России недавно участвовала в обсуждении проекта закона об охране здоровья. К сожалению, не все предложения Патриарха были приняты. Тем не менее все-таки работа такая ведется. К голосу Церкви прислушиваются, и голос Церкви очень важен. Церковь всегда должна свидетельствовать об истине – это одно из самых главных Ее предназначений. И мы должны даже не думать, прислушиваются к нам или нет. Мы должны свидетельствовать о ней, обязательно говорить. Если Церковь будет молчать, тогда мир потонет во лжи, потонет в грязи греха. Наш долг говорить правду. Это долг, в том числе, церковных средств массовой информации. / sobor.by/ (просмотров 7536) |
Новости разделов: