Казачьи праздники. Традиции Рождественского поста и празднования Рождества Христова
30 НОЯБРЯ 2015 (Понедельник) 12:49:22 Издавна у казаков было распространено убеждение о своём предназначении быть защитниками Веры, Царя и Отечества. Большое внимание казаки уделяли духовному, религиозно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Приобщение детей к религии, к постам начиналось в раннем возрасте. "Ещё ребёнок не умеет хорошо говорить, – отмечали современники, – как его уже начинали учить креститься и читать молитвы". Родители, идя по воскресеньям и в праздничные дни в церковь, обязательно брали с собой детей. Рождественские праздники В казачьем быту святки считались самым большим, шумным и весёлым праздником. Святки начинались не ранее Николина дня – 19 декабря по новому стилю (по н.ст.) до Крещения – 19 января (по н.ст.), в тот период, когда казаки, закончив основные сельскохозяйственные работы, получали возможность отдохнуть. С началом святок в строгой повседневной станичной жизни наступала пора веселья. Молодёжь, собираясь на посиделки, игры, гадания и устраивая самые различные забавы, скрашивала унылую станичную зиму. Хотя святки и считались молодёжным праздником, старшее поколение не оставалось к ним равнодушным. Особо значимы были святки для казачек. Им предоставлялась возможность освободиться от будничных бытовых забот и принять участие в общем веселье. Самая строгая мать на святки не заставляла дочь прясть пряжу, сидеть за ткацким станком, заниматься шитьём. К святочным вечерам молодёжь всегда готовилась: девушки шили себе новые наряды, а молодые казаки старались щегольнуть поясом, кинжалом или каракулевой папахой. На святочные вечера собирались в основном по улицам, но на них могли прийти и казаки с других улиц, иногда даже из других станиц. Если вдруг, какому-либо казаку-чужаку вздумается поухаживать за "нашенской" казачкой, то возникали ссоры. "Чужак" непременно обязан был выставлять отступное в виде вина или самогона – в противном случае он мог быть побит. Нередко в какой-либо святочный вечер устраивался "бал-маскарад". Подбирались красочные наряды и для весёлой интриги рядились в чужие одежды. Девушки представали в мужской одежде, а юноши искусно рядились в женское платье. Взрослые казаки также не любили сидеть дома. Справившись по хозяйству, они ходили в гости или приглашали к себе гостей.В святочные вечера до Рождества не пели песен, кроме "святовских". В это же время шло интенсивное приготовление рождественских запасов пищи. Летние кухни казаков превращались в склады. На массивных гвоздях или крюках подвешивались окорока свиней, тушки птицы. На столах размещали приготовленные домашние колбасы, сладости, в подвалах проверялись запасы солений, капусты, огурцов, варенья, мочёного тёрна, вина и др. До сочельника никому не разрешалось употреблять в пищу непостные продукты. Разрешались рыба, картошка, кислая капуста, солёные огурцы с постным маслом, солёные арбузы, тыква, пирожки с горохом и фасолью, узвар из сухофруктов, сок из мочёного тёрна. Рождественский сочельник в казачьих семьях проводился в строгом посте. Пищу употребляли после "первой звезды". Перед закатом солнца, а если оно было закрыто тучами, то по времени старший в доме (обычно дедушка) приглашал всех домочадцев на молитву, зажигал свечу и ставил её на каравай хлеба. Прочитав короткую молитву, он выходил во двор, брал там пучки сена и снопик необмолоченной пшеницы, приносил их в дом. В доме лавка перед образами покрывалась чистою скатертью или полотенцем, застилалась соломой, а на неё ставились снопик пшеницы, кутья и каша. Вновь произносилась молитва, и после этого приступали к еде. Солома и необмолоченный снопик пшеницы являлись символами будущего обильного урожая. Кутья (каша из цельных зёрен пшеницы, позднее риса, с добавлением кишмиша, орехов, даже варенья и политая мёдом) символизировала плодородие и употреблялась не только в сочельник, но и при рождении ребёнка, крестинах и при похоронах. Отметив сочельник, родители отправляли детей разносить кутью близким родственникам и соседям. Поздним вечером взрослое население станиц и хуторов направлялось в церковь. Оставшиеся ждали христославщиков (колядовщиков). Начинали колядовать дети. За окном раздавались дружные голоса: "Можно похристославить?". Получив добро, дружная компания входила в дом и нестройным хором пела: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звёздам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!" Далее следовало поздравление всех с праздником и пожеланиями здоровья и счастья. Поздним вечером, перед Рождеством, на колядки выходила молодёжь, и даже взрослые казаки. Все они собирались большими группами, переходили от одного дома к другому, пели церковные песни и колядки. Нова радость настала, коей не бывало: Над вертепом звезда ясна светом возсияла. Где Христос родился, от Девы воплотился, Как Человек, пеленами убого повився. Ангелы спивают, слава – восклицают, На Небеси и на земли мир провозглашают. Давид днесь играет, в гусли ударяет, Звонко, стройно и предивно Бога прославляет. И мы тож будем петь, Христа прославлять, Рождённому из Марии смиренно взывать ... Славим Бога Бессмертного, Он явил нам Рождённого, И Матерь Его Святую, Марию, Деву Чистую, Сия миру Царя дала, Да будет Ей честь и хвала! Песнь Ти сугубо приносим, Благославити мир просим И нас, грешных, глаголющих, Во век века Тя поющих. Рано утром на улицах станиц появлялись дети-подростки, которые усердно перебегали от одного двора к другому и славили Христа: "Я маленький мальчик, Влез на стаканчик, В дудочку играю, Христа прославляю. С праздником поздравляю, Счастья всем желаю". В это же время колядовали и девочки, которые составляли отдельные от мальчиков группы. Они подходили к окнам и кричали хозяевам: "Пустите поколядовать!". В ответ слышали: "Заходите с Богом". Зайдя в дом, начинали петь: Коляда, ты коляда Заходила коляда, Запевала коляда, Поздравляла коляда. Хозяюшки - голубушки Пожертвуйте нам бублички, Конфетки и денежки, На святые вечера Во имя Христова Рождества. Все колядовщики с таким усердием "посевали" пшеницей, что за время колядования комната была густо усеяна зёрнами. Их подметали и собирали, как особую драгоценность. Половину собранного зерна отдавали домашним птицам, приговаривая: "На доброе вам здоровье, на большой приплод", а другую половину перебирали и хорошую примешивали к посевному зерну со словами: "Пошли, Боже подай урожай на всех людей, на весь край". Хозяева давали им деньги, хлеб и нередко угощали водкой, которую разрешалось употреблять только после полуночи. В ряде станиц Дона, Кубани и Терека выработался обычай "цыганичанья", который проводился также в ночь перед Рождеством и старым Новым годом. Он сводился к тому, что молодые казачки одевались в длинные платья, накидывали себе на плечи большие разноцветные полушалки (на цыганский манер), ходили по домам с корзинами и мешками в сопровождении гармониста. В домах эта шумная компания пела церковные песни, выпрашивала у хозяев всё, что попадется на глаза, причём в случае отказа, "по цыганской совести" бесцеремонно тащили всё, что плохо лежит. Хозяева, как правило, не обижались на "цыганок" и выкупали своё добро. На вырученные деньги за колядки и за выкуп, колядовщиками приобретались сладости и подарки. Обычай запрещал покупать на эти деньги что-либо полезное для хозяйства (одежду, обувь и др.) После полуночи все "колядовщики" собирались у кого-либо дома и отмечали вместе праздник Рождества Христова. Рано утром родители возвращались из церкви и звали всех домочадцев к богато убранному столу. После разговения начинался обильный обед с пирогами, гусем, холодцом, чаем. После завтрака дети отправлялись с поздравлениями к бабушкам и дедушкам, которым исполнялись рождественские стишки и песни, а те в ответ поздравляли своих внуков. Повсеместно рождественское веселье сопровождалось катанием с горок на санках. Под Новый год в большинстве станиц на Тереке, Кубани и Дону также как и перед Рождеством проводились колядки. Вечером по домам ходили группы молодых казачек, а утром казачата. Причём их предновогодний репертуар мало чем отличался от рождественского. Так, например, мальчики пели: В поле, в поле, Сам Господь ходит. Дева Мария к Богу ходила, Счастья просила. Ходит Илья на Василия, Туда сыпнёт, туда махнёт, Там жито растёт, Жито и пшеница, На всякой пашнице. Здравствуйте, хозяин и хозяюшка, С Новым годом, с новым счастьем. А также пели: Щедрик – веник Дайте вареник, Чуточки кашки, Немножко колбаски. И этого мало, Дайте ещё сала. Вам на счастье, на здоровье! Роди, Боже, жито, Жито и пшеницу И всяку пашницу. С праздником всех! С Новым годом! С Новым счастьем! В некоторых линейных станицах Кубани ходили по домовладениям христославить и взрослые мужчины, которые читали молитвы, прославляли Христа и желали хозяевам доброго урожая, хорошего здоровья. После поздравлений гостя приглашали за стол, и вместе с хозяевами отмечался наступивший Новый год./ sobor.by/ По материалам npi-tu.ru (просмотров 4601) |
Новости разделов: